О перспективе открытия дипломатических представительств РФ в Ливии

Спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов подтвердил 20 апреля, что вопрос открытия консульства в Бенгази изучается, и что Москва рассчитывает на возобновление работы посольства РФ в Ливии в ближайшее время. «Мы работаем, и у нас есть сотрудник, уполномоченный наблюдать за ситуацией в Ливии, выполняющий свои обязанности из Туниса, но я думаю, что теперь он поедет в Триполи, чтобы посмотреть, как мы там устроимся», — пояснил высокопоставленный российский дипломат в заявлении для прессы. «Я думаю, что в ближайшем будущем наши представители поедут для установления политических контактов и продвижения наших экономических интересов и наших человеческих отношений», — добавил он, отметив, что открытие российского посольства в Триполи может произойти даже до конца года, и что его никто не закрыл, а его взяли штурмом и сожгли «преступники». Он указал, что после сожжения посольства в Ливии дипломатам физически негде работать, предположив: «Я думаю, что на первом этапе нам придется работать из гостиницы с учетом необходимых мер предосторожности и мер». «Мы говорим о восстановлении посольства в Триполи, и говорили о консульском отделении в Бенгази, как это было раньше», — сказал он. Как известно, в прошлый четверг премьер-министр Правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба обсудил со своим российским коллегой Михаилом Мишустиным в Москве торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами, включая перспективы взаимодействия в сферах энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Согласно заявлению пресс-службы правительства России, в ходе переговоров, состоявшихся между А.Х.Дбейбой и М.Мишустиным в Доме правительства Российской Федерации, «обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, требующие совместного внимания».

Вопрос открытия дипломатических представительств РФ в Ливии не так прост в настоящее время. Не только посольство РФ было сожжено, или сначала разграблено, а потом сожжено, такая участь постигла в 2011 году дипмиссии Украины и Венесуэлы. А американского посла, как известно, даже убили в Бенгази. Так что, М.Богданов немного лукавит, смещая акцент на то, что дипломатам, мол, негде жить и работать. Напомним, что посольство и консульство РФ в Триполи до 2011, и вплоть до момента окончательной эвакуации дипломатов, представляли собой объекты, мягко говоря, не отвечающие никаким современным нормам организации труда, не говоря уже об их презентабельности. Тоже самое, к слову, относится и к посольству РФ в Ираке. Так что, происшествие с посольством, скорее пошло на пользу с точки зрения будущей полноценной работы и обустройства новой дипломатической миссии.

Многие дипломаты в Ливии работали из гостиниц, в частности, посольство США долгое время имело резиденцией гостиницу «Коринфия Баб Ифрикыйя», вполне успешно решая все задачи. Гораздо важнее аспект политической воли: не случайно М.Богданов, вольно или невольно, сначала упомянул Бенгази, где может быть вновь открыто российской консульство, а потом – Триполи. По некоторым оценкам, прозвучавшим на ливийских информационных порталах, в частности, «Сада» и «Аль-Васт», быстрой перезагрузки ливийско-российских отношений в плане развития отношений с ПНЕ может не произойти вплоть до декабрьских выборов. Во всяком случае, процесс переориентирования российского подхода к ливийской проблематике может занять гораздо больший срок, а может и не произойти вообще, в обозримой перспективе.

По мнению ливийских политологов, в частности Мохсена Саади, связано это с тем, что как таковой, отдельной политики применительно к Ливии, у РФ так и не сформировано. Москва продолжает считать Ливию, ее западную часть турецким протекторатом, наводненным террористами, и намерена действовать в этой стране, исходя из своей геополитической модели в регионе БВСА. В чем конкретно она заключается, сказать ливийцы затрудняются, но, некоторые вещи очевидны и сводятся к следующему:

1.События в Ливии в 2011 году прошли для руководства РФ не то чтобы не замеченными, выводы были сделаны, но, главным образом, чисто прикладного характера: о совершенствовании и повышении роли СМИ, особенно социальных сетей и мессенджеров при ведении т.н. «психологической войны», применении сил специальных операций. Соответственно, в самой РФ стали вестись работы в этом направлении. Ливия стала своеобразным полигоном для отработки их применения, правда, не особенно удачным, если вспомнить историю с задержанием арестом политолога М.Шугалея и его спутника и всей, предшествующей ей, деятельности Фонда защиты национальных ценностей.

2.Основным мотивирующим моментом для появления РФ в Ливии в том виде, в котором она сегодня там представлена, стала доктрина, связанная с реализацией проекции «мягкой силы» и организации гибридных военно-политических действий. Процесс этот был весьма многоплановый, но главным его итогом, на сегодня является продолжающийся ситуационный союз РФ с Х.Хафтаром. При этом, позиция РФ не учитывала все произошедшие в Ливии за последние полгода изменения, а сама она, практически в них не участвовала. Причиной тому, по мнению ливийской стороны, стало одностороннее смещение всей внешнеполитической активности на ливийском направлении к Министерству обороны РФ, фактически монополизировавшему эту сферу отношений не только с САР, но и с Ливией.

Насколько изменится эта ситуация после визита главы ПНЕ в Москву, в Ливии, там пока, судить не берутся, ни на официальном, ни на неофициальном уровне. Заявления М.Богданова вызывают осторожный оптимизм, и, если российские дипломаты в скором времени прибудут на рекогносцировку из Туниса в Триполи, тогда можно будет рассчитывать на позитивные сдвиги в плане формализации внешнеполитических отношений РФ не с ЛНА, а с Правительством национального единства Ливии. Ограничиться открытием консульства в Бенгази «под Хафтара», вряд ли удастся, и вопрос о полноценном присутствии российских дипломатов и их основной резиденции в Триполи назрел уже давно и в настоящее время проходит стадию осмысления и проработки. Собственно, это и прозвучало у М.Богданова. Проволочки с решением этого вопроса работают отнюдь не на интересы РФ в Ливии, даже если они еще и не переосмыслены. Что до ливийцев, то они, если на то пойдет, прекрасно обойдутся у себя и без российских диппредставительств. В Москве должны понять, других ливийцев у власти в Триполи, в ближайшем будущем, нет, и не будет, и работать придется с теми, кто есть. Ну, или не работать совсем, тогда об отношениях с этой страной можно забыть. Тем более, что бездействие России и потакание странам Запада в 2011 г и фактическое одобрение иностранной военной агрессии против Джамахирии и привели к власти в Ливии тех, с кем недавно пришлось встречаться на официальном уровне.

62.76MB | MySQL:102 | 0,585sec