Израильские и американские эксперты создали рабочую группу для выработки общего подхода к вызовам со стороны Китая

29 апреля этого года состоялась американо-израильская виртуальная дискуссия с участием экспертов Института исследований национальной безопасности (INSS), Центра новой американской безопасности (CNAS) и Фонда защиты демократий (FDD) на тему «Налаживание американо-израильского сотрудничества в области технологий и по вопросам Китая». Проведение мероприятия вызвано тем, что Соединенные Штаты и Израиль, будучи давними союзниками, по-разному воспринимают угрозу со стороны Китая, особенно в том, что касается китайских инвестиций в технологии. Тем не менее, обе стороны настроены на устранение разногласий. INSS, CNAS и FDD создали рабочую группу, призванную обсуждать эти вопросы и подготовить для лиц, принимающих решения, отчет со стратегиями, призванными сблизить Америку и Израиль в восприятии китайской угрозы. О конкретных сроках публикации отчета не сообщалось.

В целом, в Израиле принимают ситуацию, в которой противостояние между Китаем и США в сфере технологий и участия в инфраструктурных проектах требует от американских союзников, включая Израиль, большей осмотрительности в согласовании китайских инвестиций.

В обсуждении приняли участие следующие эксперты: Шира Эфрон (старший научный сотрудник INSS), Якоб Нагель (бывший глава Совета национальной безопасности Израиля и старший научный сотрудник FDD), Мартин Рассер (старший научный сотрудник программы технологий и национальной безопасности CNAS), Даниэль Шапиро (бывший посол США в Израиле, почетный научный сотрудник INSS). В качестве модератора выступил Илан Гольденберг, директор и старший научный сотрудник Программы безопасности на Ближнем Востоке CNAS[i].

По словам Гольденберга, взаимодействие Израиля и США в вопросе отношения к китайским инвестициям становится все более важным по мере нарастания напряженности между Пекином и Вашингтоном. Подчеркивается «важность сотрудничества демократий, т.к. демократическая модель доказывает свою эффективность», а также значение технологий. В этом контексте Израиль как демократия и один из лидеров в технологической сфере является важным партнером США.

Даниэль Шапиро, посолом США в Израиле с 2011 по 2017 г. напомнил, что в 2014 г. Израиль привлек китайскую компанию для реконструкции порта в Хайфе. Однако в то время никто из американского разведывательного сообщества не связывался с ним по поводу того, что выбор Израилем китайского подрядчика станет проблемой для Соединенных Штатов. Вдруг в 2018 г. «Израилю стали поступать всевозможные сигналы тревоги, исходящие от ВМС США, от разведывательного сообщества, от разных представителей оборонного ведомства США по поводу того, что Китай станет крупным инвестором и оператором порта, которым пользуются ВМС США»[ii].

Шапиро рассказал эту историю не только для иллюстрации того, как обострился этот вопрос по мере усиления соперничества между США и Китаем, а также для понимания, что аналогичные процессы происходят и в сфере технологий.

После подписания в 2005 г. американо-израильского соглашения, по которому Израилю было запрещено экспортировать в Китай технологии в сфере безопасности, торговля между Поднебесной и еврейским государством в других секторах экономики росла и сделала Китай вторым торговым партнером Израиля. Проблема только в том, что даже безобидные технологии, такие как искусственный интеллект, при определенных усилиях могут стать уже не гражданского, а военного назначения.

Шапиро назвал процесс включения гражданских технологий в арсенал Народно-освободительной армии Китая военно-гражданским синтезом. Эти технологии могут использоваться для «слежки, цензуры, дезинформации и ограничения прав китайцев». «И, конечно же, известно, что Китай использует экономические инвестиции, чтобы получить рычаги воздействия на страны, в которые он инвестирует, что затем использует в целях принуждения», – сказал Шапиро. По его словам, начиная с администрации Трампа и до сих пор Соединенные Штаты ожидают, что союзные страны учтут их озабоченность при рассмотрении вопроса о допуске китайских инвестиций, при этом до сих пор в самих США нет четких параметров для собственных предприятий.

В Израиле, сказал Шапиро, на уровне силовых ведомств китайская угроза принимается во внимание, но что касается частного сектора, особенно технологического, там все по-другому, т.к. частные компании могут потерять значительные суммы инвестиций, если у них не появится достойной альтернативы Китаю и отношения с Пекином останутся не урегулированными.

«Соединенным Штатам еще только предстоит создать тот всеобъемлющий свод своих собственных правил, набор альтернатив для таких союзников, как Израиль, которые отказываются от сотрудничества с Китаем», – сказал Шапиро. Необходимо «создать общие рамки технологических инноваций, которые основаны на совокупных сильных сторонах США и их союзников, приносящих пользу им всем, чтобы изменить соотношение сил в технологической конкуренции с Китаем».

Якоб Нагель полагает, что не должно возникать вопросов о том, на чью сторону следует встать Израилю (США или Китай), даже если Соединенные Штаты пытаются вернуться к ядерной сделке с Ираном от 2015 г. Что касается отношения администрации Байдена к иранской проблеме, Нагель надеется, что оно изменится. Что же касается Китая, у Израиля и США, по его мнению, не должно быть разногласий. По его словам, интересы Израиля в этом вопросе должны совпадать с интересами его ближайшего союзника – Соединенных Штатов. «Я думаю, что Израилю следует очень серьезно отнестись к китайцам в плане их амбиций приобретать некоторые наши технологии…, или очень, очень проблемные технологии, управлять определенными инфраструктурными объектами, зачастую критически важной инфраструктурой», – сказал Нагель. «В Израиле есть те, которые, преследуя свои интересы, не видят общей картины ущерба, который может быть нанесен, а иногда им все равно, потому что у них свои интересы».

Израильский эксперт сетует на то, что небольшие выгоды, получаемые частными израильскими компаниями, которые привлекают китайские инвестиции или делятся технологиями с Китаем, могут в конечном итоге нанести огромный ущерб отношениям Израиля с Соединенными Штатами. «В Китае нет частного бизнеса, академической свободы, есть только государство». «И если Пекину придется выбирать между Ираном и Израилем, он обязательно выберет Иран». Израилю необходимо признать, что Китай – это соперник. По словам Нагеля, Соединенные Штаты не захотят тесно сотрудничать даже с союзником, если у них нет уверенности в том, что их инвестиции и знания не попадут к Китаю. «[Если] мы хотим сотрудничать с Соединенными Штатами, мы должны понимать, что есть вещи, которые мы не можем допустить в отношениях с Китаем», – сказал он. Если Израиль хочет быть лидером в киберпространстве, в сфере высоких технологий и т.п., необходимо сотрудничать с США, т.к. с Китаем этого не добиться, полагает Нагель[iii].

Шира Эфрон из INSS, комментируя позицию Нагеля, как существующую в Израиле, тем не менее, отметила, что все-таки израильский подход к Китаю отличается от американского.

Модератор попросил ее поделиться некоторыми рекомендациями из готовящегося отчета, который группа намерена в ближайшие месяцы представить правительственным чиновникам, а затем опубликовать для широкой общественности.

По словам Эфрон, исходя из разных подходов Соединенных Штатов и Израиля к Китаю, эксперты рекомендуют создать двухстороннюю межведомственную рабочую группу. В связи с «множеством междисциплинарных вопросов этой проблемой должны заниматься советы национальной безопасности обеих стран с разным представительством. В документе обозначены некоторые конкретные рекомендации, на каком уровне и кто должен нести ответственность», – сказала Эфрон. «Эта большая всеобъемлющая рабочая группа, в свою очередь, должна получать информацию от подгрупп, каждая из которых управляется на разном уровне разными ведомствами».

По плану создаются подгруппы, которые занимаются стратегией, регулированием инвестиций, экономическим и технологическим стимулированием.

В Израиле в основном, говорит Эфрон, не рассматривают Китай как соперника, а относятся как к экономическим возможностям. Этому есть много причин, среди которых тот факт, что Израиль – далеко не великая держава, география имеет значение, нет китайско-израильского населения в стране, а внешняя политика еврейского государства по понятным причинам была сконцентрирована на Ближнем Востоке, США и Европе. По ее словам «Китай находится на последних местах в листе приоритетов израильской разведки».

Эфрон отметила, что даже в результате работы группы и подгрупп нет никаких гарантий, что Соединенные Штаты и Израиль придут к общему знаменателю, но это поможет предотвратить недопонимание. «Бремя ответственности здесь должны нести США, потому что хоть мы и знаем, что обмен разведывательной информацией по этому вопросу уже улучшился, и это здорово, но его необходимо расширить», – сказала Эфрон.

Эксперт INSS согласилась с Шапиро в том, что Соединенным Штатам необходимо выработать более четкие руководящие принципы относительно того, что приемлемо, а что нет в ведении бизнеса с Китаем. В качестве примера она привела предлагаемый США «список критически важных технологий», в который включены сельскохозяйственные технологии. На практике не понятно, что имеется в виду, потому что опрыскиватели и используемые в полевых работах дроны – совершенно разные вещи. В любом случае, она не думает, что зарегулировать отношения израильского бизнеса с Китаем будет так просто, «потому что Израиль вообще не хочет регулировать технологии по очень веским причинам», – сказала она.

По словам Мартина Рассера, в совместных усилиях по составлению отчета важно то, что была создана модель, которая может использоваться США для той же цели с другими странами (Австралией, Японией, Бразилией), являющимися союзниками Соединенных Штатов. Развитие ситуации он видит так, что «в конечном счете, комплекс двухсторонних и многосторонних усилий ведет к тому, что появляется желание создать настоящий технологический альянс с основной группой ведущих в технологиях демократий, которые действительно объединяются по некоторым ключевым вопросам (создание вакцин, например)».

Шапиро отметил, что благодаря повышенному вниманию, которое уделялось инвестициям из Китая во время администрации Трампа, в последние годы вложения китайцев в израильские технологии сократились из-за того, что технологические компании Израиля сами проявляют осторожность, опасаясь потерять доступ на рынок США. Тем не менее, «рабочие группы и результаты их работы понадобятся в тех случаях, когда саморегулирования окажется недостаточно».

Эфрон согласилась с Шапиро в том, что публичные заявления бывшего президента США Дональда Трампа охладили пыл израильских технологических компаний в отношении китайских инвестиций. Она отметила один отчет INSS, согласно которому в 2020 г. лишь 7-10% инвестиций в Израиль пришли из Китая. Поэтому израильскому руководству нужно подумать, стоит ли допускать напряженность в отношениях с Соединенными Штатами ради такого объема инвестиций.

[i]Aligning U.S.-Israel Cooperation on Technology Issues and China // INSS. 29.04.2021 — https://www.inss.org.il/event/aligning-u-s-israel-cooperation-on-technology-issues-and-china/

[ii] How can the US and Israel better align to meet challenges posed by China? // JNS. 03.05.2021 — https://www.jns.org/how-can-the-us-and-israel-better-align-to-meet-the-challenges-posed-by-china/

[iii] Aligning U.S.-Israel Cooperation on Technology Issues and China — https://www.youtube.com/watch?v=x13x5JeaBi8

52.22MB | MySQL:103 | 0,656sec