К итогам переговоров глав МИД ФРГ и Турции

В четверг глава федерального внешнеполитического ведомства Х.Маас встретился со своим турецким контрпартнером М.Чавушоглу. Основной темой беседы двух министров стали перспективы улучшения отношений между Анкарой и Брюсселем, комментируя которые представитель ФРГ сообщил: «прошлый год выдался трудным годом для отношений между ЕС и Турцией. Этот год выглядит намного лучше». Кроме того, стороны затронули актуальные проблемы двусторонней повестки дня, а также региональную проблематику с особым акцентом на ситуации в Ливии.

Турецкая сторона предприняла попытку начать переговоры с позиции силы, что проявилось в интервью главы М.Чавушоглу германскому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung, предшествовавшему встрече с коллегой из ФРГ. В публикации глава турецкой дипломатии обвинил ЕС в несоблюдении миграционного соглашения 2016 г., которое помимо пунктов, непосредственно затрагивающих распределение мигрантов, включало в себя сопутствующие положения о модернизации таможенного союза и либерализации визового режима между Турцией и Европейским союзом, а также ускорение процесса вступления республики в организацию. Также М.Чавушоглу подчеркнул, что Брюсселем не были выполнены обязательства в отношении Сирии, а именно договоренности содействовать улучшению гуманитарной ситуации в районах САР, находящихся на границе с Турцией. В целом, как выразился министр иностранных дел Турции, «ЕС и его государства-члены, похоже, игнорируют свои собственные обязательства и сосредотачиваются исключительно на обязательствах Турции в отношении нелегальной иммиграции». Помимо этого, 5 мая состоялась видеоконференция А.Меркель и Р.Т.Эрдогана, на которой президент Турции возложил основную ответственность за напряженность в отношениях на Грецию, которая, по его словам, продолжает практику «выталкивания» беженцев от своих морских границ.

О том, чем завершилась дискуссия Х.Мааса и М.Чавушоглу по данной проблематике, известно мало. Германские СМИ со ссылкой на главу МИД федеральной республики сообщили лишь об интенсивных дебатах. Впрочем, по понятным причинам к конкретным договоренностям по проблеме беженцев и выполнении обязательств 2016 г. в таком формате стороны прийти не могли, поскольку для решения требуется позиция ЕС. ФРГ в данном случае выступила, скорее, как канал коммуникации между Анкарой и Брюсселем. При этом помимо демонстрации своего недовольства Турция явно обрисовала германской стороне и свои ожидания, которые теперь могут быть доведены до сведения руководства Евросоюза.

Кроме того, Берлин во взаимодействии с Анкарой сталкивается с серьезным внутренним давлением в силу позиции Турции в отношении соблюдения прав человека. Предпринятая нынешней весной попытка добиться продвижения в упомянутом М.Чавушоглу вопросе модернизации таможенного соглашения, вылившаяся в апрельский визит в Турцию чиновников ЕС, включая председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен и председателя Евросовета Ж.Мишеля, встретила критику со стороны вице-президента Бундестага К.Рот («Зеленые/Союз 90»), призвавшей Х.Мааса своими действиями добиваться восстановления в Турции демократии и соблюдения прав человека. Комментируя нынешнюю встречу глав внешнеполитических ведомств лидер «Левых» С.Хенниг-Веллсов сообщила, что считает факт встречи «удручающим», а также отметила, что «демократическая оппозиция в Турции разочарована правительством Меркель».

Не менее острой оказалась дискуссия по ливийскому вопросу, где, пожалуй, еще четче проявились разногласия между сторонами. Так, Х.Маас напомнил о принятом на Берлинской конференции обязательстве по выводу иностранных вооруженных сил с территории находящейся в состоянии конфликта страны, что в глазах германской дипломатии является необходимым элементом урегулирования. Аналогичный тезис озвучила днем ранее А.Меркель в беседе с Р.Т.Эрдоганом. Однако в Анкаре, как оказалось, придерживаются иного мнения и настаивают на разграничении между иностранными наемниками, ухода которых республика также хотела бы добиться, и военными советниками, которые действуют в Ливии на основании заключенных ранее соглашений, к которым турецкая сторона относит свои силы.

Наконец, в области двусторонних отношений ключевой темой стал туристический сезон, который Турция хотела бы провести с германскими туристами. В связи с этим М.Чавушоглу уделил особое внимание безопасности поездок в республику в том числе в силу масштабной кампании по вакцинации, цитируя главу турецкого МИДа, «всех людей, с которыми могут встретиться туристы». Х.Маас со своей стороны позитивно отозвался о восстановлении поездок, выразив намерение и дальше работать с партнерами с целью организации безопасного отдыха. Вместе с тем о действительном прогрессе на этом треке также говорить пока рано, поскольку в прошлом одной из причин, негативно отразившейся на этой области взаимодействия, стало то, что ФРГ с сомнением относилась к достоверности данных о распространении COVID-19 на турецкой территории.

Таким образом, Берлин явно примеряет на себя роль главного посредника в отношениях Анкары и Брюсселя. Это прежде всего позволит федеральной республике укрепить свое положение в Европе. Сложная ситуация на этом направлении возникла в связи с позицией Греции, считающей, что поддержка ЕС и отдельных государств-участников организации, включая ФРГ, не является достаточной как в газовых спорах с Турцией, так и в том, что касается миграционного кризиса. В этом внутри Евросоюза Афины поддерживает Париж. Кроме того, негативно на европейском единстве сказывается и то, что в поиске союзников Греция все чаще обращается не к коллегам по ЕС, а к ближневосточным государствам. В связи с этим Германия заинтересована в том, чтобы к июньской встрече Европейского Совета, на которой планируется обсуждение турецкой проблематики, зарекомендовать себя как посредника в налаживании контактов Анкары и Брюсселя.

Вместе с тем имеется ряд обстоятельств, препятствующих достижению германо-турецкого понимания, без которого сложно работать над отношением к республике всего ЕС. Связаны они с ситуацией в Ливии, где расходящиеся точки зрения угрожают Берлинскому процессу, и без того сталкивающемуся с критикой. Впрочем, несоблюдение Анкарой этих обязательств имеет шанс стать контраргументом для обвинений в адрес ЕС о невыполнении договоренностей по беженцам. Помимо этого, сложной является ситуация внутри Германии, готовящейся к выборам. С одной стороны, обсуждение проблемы беженцев косвенно способствует продвижению изменившейся миграционной стратегии ФРГ, в большей степени отвечающей интересам страны, а не Евросоюза. С другой, — на смену этой проблеме пришла растущая критика германской оппозиции по поводу нарушений прав человека в Турции, что бросает тень на коалиционные партии, ведущие переговоры с правительством Р.Т.Эрдогана. Наконец, в Европе в целом и Германии в частности не могут не осознавать, что поворот Турции в сторону ЕС мотивирован напряженностью с США, усилившейся с приходом Дж.Байдена. Соответственно, трансформации на американо-турецком треке могут снова изменить отношение Анкары к ЕС.

52.28MB | MySQL:103 | 0,388sec