Ситуация в Алжире: апрель 2021 г.

На фоне протестных акций движения «Хирак» в апреле появилось все больше сигналов активизации сепаратистского – как его называют некоторые в Алжире — «Движения за автономию Кабилии» (ДАК). 1 апреля стало известно об аресте 5 лиц, обвиненных в планировании «террористических» акций в провинциях Тизи-Узу и Беджаия в Кабилии (регион с преимущественно берберским населением к востоку от Алжира). Все они участвовали в протестном движении. По данным официального информационного агентства АПС, арестованные планировали «террористические операции с использованием заминированных автомашин в ходе акций движения «Хирак» в городах Тизи-Узу и Беджаия».

В отличие от джихдистов, автономисты из ДАК ранее никогда не прибегали к подобного рода акциям, поэтому в утверждения алжирских властей верится, мягко говоря, с трудом. Если это утверждение соответствует действительности – соболезнования алжирским властям. В своем оголтелом алжирском и арабском национализме они получили то, что хотели. И это на фоне всех других проблем страны, где далеко не все – арабы, а также в канун 20-й годовщины «черной весны» — массовых выступлений берберов в Кабилии, при подавлении которых были убиты 126 человек.

После первичного судебного заседания арестован был только один из пяти, остальные были оставлены на свободе под полицейским контролем. А как же тогда якобы обнаруженные при них – по официальным данным – помповое ружье, автомат Калашникова и пистолет? Как то не вяжется. Одно наличие такого арсенала, если оно было реальным – уже повод для основательной посадки на нары.

Дальше – больше. 25 апреля именно Минобороны Алжира взяло на себя функции полиции, объявив о нейтрализации месяцем ранее ячейки ДАК, участники которой якобы готовили теракты против манифестаций протестного движения «Хирак». День спустя ДАК отвергло обвинения в подготовке терактов и предложило военному ведомству представить доказательства его обвинений. Его представители, находящиеся в Париже, подчеркнули, что движение носит сугубо мирный характер.

1 апреля в суде алжирского квартала Сиди М`хамед начался судебный процесс над известным алжирским специалистом по исламу Саидом Джабельхейром, обвиненному в оскорблении ислама – государственной религии в Алжире. Иск на 53-летнего исследователя подали 7 адвокатов и университетский преподаватель, которые обвинили его в «оскорблении предписаний ислама и мусульманских ритуалов». Сам С.Джабельхейр – приверженец суфизма – утверждает, что «ваххабиты и салафиты хотят навязать мусульманам их интерпретацию Корана как абсолютную истину, что я всегда отвергал в моих работах».

Согласно алжирскому Уголовному кодексу, обвинение в «оскорблении пророка или очернении догм и предписаний ислама» чревато наказанием от 3 до 5 лет тюрьмы. В итоге 22 апреля С.Джабельхейр получил 3 года тюрьмы строгого режима. Тем не менее после вынесения вердикта он не был арестован и теперь будет обжаловать приговор.

1 апреля в Тунисе побывал с визитом глава МИД Алжира Сабри Букадум. По итогам переговоров с ним глава Туниса Кайс Саид подтвердил наличие тесных отношений между двумя странами, и в частности, их взаимодействие по Ливии.

2 апреля, в очередную протестную пятницу, тысячи алжирцев – сторонников движения «Хирак» — вышли на манифестации в столице и ряде других городов страны. Шествия проходили под лозунгами с требованиями независимости судов, занимавшихся делами оппозиционеров. К тому времени своей участи ожидали двое судей, выразивших свои симпатии движению «Хирак». За это их отстранили от работы.

В субботу 3 апреля движение «Хирак» попыталось повторить шествие, как это оно неоднократно пыталось делать по субботам. Как и ранее, субботнее шествие было пресечено силами безопасности. 24 активиста были арестованы.

В пятницу 16 апреля манифестации движения «Хирак» повторились. Им не помешали ни непогода, ни начавшийся рамадан. 23 апреля манифестации также состоялись.

Во вторник 6 апреля протестную эстафету подхватили студенты и преподаватели. Их шествие в Алжире проходило под лозунгами с требованиями освобождения политзаключенных. Оно завершилось без инцидентов. В ответ глава АНДР А.Теббун предостерег участников протестных шествий от любых насильственных действий. Это не было случайным. Известно, что движение «Хирак» очень разношерстно, в нем участвуют как светские по убеждениям люди, так и исламисты. Есть данные, что им пытаются управлять бывшие активисты ныне запрещенного Исламского фронта спасения (ИФС), которые пытаются склонить участников движения к насильственным действиям.

Заявление А.Теббуна прозвучало по итогам заседания Высшего совета безопасности АНДР. Согласно коммюнике, на заседании «обсуждались подрывные акты и серьезные правонарушения, за которыми стояли сепаратистские круги и незаконные движения, близкие к террористам, которые используют пятничные марши». В частности, речь шла о ДАК и исламистско-консервативном движении «Рашад», не разрешенном властями.

«Государство будет непреклонным перед этими нарушениями, которые не совместимы с демократией и правами человека», — предупредил А.Теббун.

20 апреля алжирские спецслужбы объявили об аресте 8 лиц, связанных с протестным движением «Хирак». Их обвинили в создании «организации злоумышленников», финансировавшейся дипломатическим представительством одной из зарубежных стран в Алжире. Все они проживали в столичном народном квартале Баб эль-Уэд, где всегда были сильны позиции исламистов. По данным полиции, зарубежное финансирование позволило этой организации «создавать фильмы и провоцирующие документы», а также «листовки, призывавшие к насилию» во время пятничных манифестаций.

Во вторник 27 апреля полиция впервые с конца февраля, когда возобновились шествия сторонников движения «Хирак» по пятницам и вторникам, воспрепятствовала проведению шествия.

3 апреля старейшая алжирская оппозиционная партия Фронт социалистических сил (ФСС) заявила, что она будет бойкотировать досрочные парламентские выборы, назначенные на 12 июня. Ранее об отказе участвовать в выборах заявили оппозиционные партии Объединение за культуру и демократию и Партия трудящихся.

4 апреля глава МИД Алжира С.Букадум призвал к «прямым и серьезным переговорам» по западносахарской проблеме между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко для урегулирования продолжающегося уже несколько десятилетий конфликта, в котором сепаратисты пользуются поддержкой со стороны АНДР.

В тот же день президент Алжира Абдельмаджид Теббун объявил, что проект закона, предусматривавшего лишения гражданства алжирцев из диаспоры за деяния, «идущие вразрез с интересами государства», отозван из-за «его неправильной интерпретации».

Проект скандального закона появился в начале марта. Он вызвал резко негативное отношение среди диаспоры, которая в значительной своей части поддерживает протестное движение «Хирак».

Алжирский парламент признал в 2005 г. возможность наличия двойного гражданства. До этого власти терпимо относились к лицам, имеющим двойное гражданство, и в частности, к франко-алжирцам.

7 апреля министр фармацевтической промышленности Лотфи Бенбахмед сообщил, что в сентябре в Алжире начнется производство российской вакцины «Спутник V». Вакцина будет производиться на мощностях государственной компании Saidal. К тому дню Алжир уже получил 80 тысяч доз российской вакцины. Кампания по вакцинации стартовала в стране 30 января. Предполагалось, что до конца апреля Алжир получит 920 тысяч доз российской вакцины. По официальным данным, по состоянию на 7 апреля в Алжире насчитывалось около 118 тысяч инфицированных, 3112 из них умерли.

8 апреля в Париже было объявлено о переносе планировавшегося 11 апреля в Алжире заседания межправительственного франко-алжирского комитета с участием премьер-министра Франции Жана Кастекса. Формальной причиной переноса был назван «санитарный контекст». На самом деле Париж решил из-за пандемии сократить состав делегации, что не устроило алжирскую сторону. Визит французского премьера в Алжир был также перенесен, причем по настоянию АНДР. По мнению наблюдателей, это произошло из-за наличия в алжирском истеблишменте группы, участники которой негативно отнеслись к потеплению в двусторонних отношениях, что стало возможным благодаря усилиям президентов двух стран. Это в первую очередь касается группы военных, которых называют «принимающими решения». Другая возможная причина – разногласия между Парижем и Алжиром по западносахарской проблеме. Они стали особенно очевидными после того, как 6 апреля в результате беспрецедентного удара марокканского беспилотника был убит видный полевой командир Фронта ПОЛИСАРИО.

В тот же день в Алжире состоялась встреча начальника Генштаба Национальной народной армии Алжира корпусного генерала Саида Шенегрихи с его французским коллегой генералом Франсуа Леконтром. В ходе не анонсировавшейся ранее встречи алжирский военачальник обратился к Франции за помощью в вопросе «реабилитации» мест французских ядерных испытаний в Сахаре. Он также предложил Франции передать карты с местами захоронения радиоактивных и химических отходов.

Франция в период с 1960 по 1966 гг. выполнила 17 испытаний ядерного оружия в районах Регган и Ин Эккер. 11 из них, все – подземные, были выполнены уже после Эвианских мирных соглашений 1962 г., которые прекратили войну за независимость. Одно из положений соглашений позволило Франции использовать ядерный полигон до 1967 г.

Два генерала также обсудили вопросы двустороннего военного сотрудничества, борьбы с джихадизмом, а также кризис в Сахеле.

15 апреля Минобороны Алжира объявило о сдаче властям на границе с Мали алжирца, который до этого с 2016 г. воевал в составе джихадистских формирований в Сахеле. Речь идет о пятом боевике, сдавшимся властям города Бордж Бадджи Мохтар с начала 2021 г.

19 апреля в Триполи побывали с визитом главы МИД и МВД Алжира С.Букадум и Камель Бельдджуд. Заявленной целью визита было обсуждение вопросов региональной безопасности и поддержка сторон ливийского конфликта в их действиях по политическому урегулированию кризиса.

15 апреля в Лондоне было объявлено, что алжирская государственная нефте- газодобывающая компания СОНАТРАК аннулировала контракт с британской группой Sunny Hill Energy на эксплуатацию газового месторождения в Аин Тсила на юге Алжира. Британская группа обратилась в суд с требованием выплатить ей компенсацию в объеме 1 млрд долларов. Она утверждает, что уже вложила в проект несколько сотен миллионов долларов. В совместном с СОНАТРАК проекте в Аин Тсила британской компании принадлежит 38,25% капитала. Понятно, что такие действия СОНАТРАК сведут на нет усилия Алжира по привлечению иностранного капитала в страну.

В целом, по итогам апреля в Алжире налицо тенденция к росту конфликтного потенциала. Очевидно, что такую тенденцию лучше было бы переломить. Власти делают примирительные жесты в сторону движения «Хирак», но их, похоже, уже недостаточно.

52.29MB | MySQL:103 | 0,660sec