О стратегии Саудовской Аравии в обеспечении внутренних потребностей в водных ресурсах

Проблемы, связанные с необходимостью удовлетворять внутренний спрос на водные ресурсы в условиях их ограниченного наличия, являются актуальными для Саудовской Аравии.

По мнению политического руководства страны, озвученного в Национальной водной стратегии (представлена на сайте Министерства водных ресурсов, окружающей среды и сельского хозяйства, далее — министерство), Королевство сталкивается с серьезными проблемами в этой сфере из-за нерационального использования водных ресурсов. Согласно информации, представленной на сайте министерства, ситуацию усугубляют такие факторы, как климатические особенности, истощение грунтовых вод, неоптимальная система городского водоснабжения, высокая потребность сельского хозяйства, неадекватная условиям институциональная структура водоснабжения и неэффективные механизмы управления отраслью. Оценки независимых экспертов указывают и на то, что ситуацию усугубляют низкие тарифы для населения и предприятий, что напрямую обуславливает пренебрежение принципами экономии.

Согласно данным министерства, по итогам 2017 года объемы потребления воды в королевстве достигли 23,35 млрд куб. м. Статистические данные за более поздние периоды не представлены. Средние темпы роста показателя за предыдущие 10 лет (с 2008 по 2017) составляют 7% в год (в отдельных независимых источниках указано 9%).

Около 3% населения (до 1 млн человек) не имеют стабильного доступа к безопасной воде. Любопытно, что с начала 1990-х гг. до 2007 года этот показатель снижался, достигнув 750 тыс. человек в 2007 году, однако в последующие годы наблюдается медленная, но уверенная тенденция к ухудшению.

Наибольшие объемы потребления приходятся на сельское хозяйство (84% по данным министерства). Эта же сфера демонстрирует более высокие темпы роста спроса по сравнению с обрабатывающей промышленностью, энергетикой, домашними хозяйствами и муниципальными предприятиями. Правительство признает наличие проблемы низкой эффективности использования воды в сельском хозяйстве, которая существенно уступает передовым мировым практикам.

Объемы потребления воды в расчете на душу населения в королевстве составляют, по разным данным, от 260 до 280 литров в день. Согласно правительственному сайту www.qatrah.com Саудовская Аравия является третьей в мире страной по объемам использования водных ресурсов в расчете на одного жителя. Однако приведенные цифры, вероятно, учитывают только лиц, имеющих гражданство и не включают трудовых мигрантов и иностранных туристов, количество которых формирует до 30% по отношению к коренному населению.

Тем не менее, руководство страны оценивает объемы потребления этого вида ресурса жителями королевства как неоправданно высокие и намерено исправить ситуацию (подробно речь об этом пойдет ниже). В качестве фактора, усугубляющего тенденцию, правительство указывает и недостаточно развитые нормативную базу, систему контроля расходования ресурса и стимулирования экономии, уровень технической оснащенности процесса контроля и учета потребления воды.

Основной источник пресной воды для Саудовской Аравии – это грунтовые воды (до 85% от общего объема ресурса), до 9% — продукция, полученная предприятиями по опреснению морской воды, до 5% — поверхностные воды, до 1% — очищенные сточные воды.

Что касается грунтовых и поверхностных вод, то в 1980 году более 60% этого ресурса потреблялось из так называемых возобновляемых источников. В настоящее время этот показатель не превышает 40%, остальное приходится на эксплуатацию тех ресурсов, которые классифицируются как невозобновляемые. Эта тенденция напрямую обуславливает истощение ограниченных ресурсов, что, согласно отдельным оценкам, приведет к исчерпанию и исчезновению большинства эксплуатируемых источников в течение следующих 40-50 лет при нынешних темпах эксплуатации.

Хотя оценить обоснованность подобных прогнозов сложно, отметим, что наличие проблемы истощения грунтовых вод, как было сказано выше, признается руководством Саудовской Аравии.

Королевство является одним из мировых лидеров по применению технологий опреснения морской воды: суммарный объем производства по итогам 2017 года достиг 2,175 млрд куб. м в год, а за период с 2008 по 2017 гг. показатель был увеличен вдвое. В стране функционирует более 30 предприятий. От 60 до 70% питьевой воды удовлетворяются за счет предприятий, применяющих технологии опреснения. Инвестиции в дальнейшее расширение отрасли продолжаются, осуществляется строительство новых мощностей.

Однако правительственные оценки указывают, что негативными последствиями применения этих технологий является нарушение вреда для экологии прибрежных вод, высокая себестоимость оборудования, процесса перекачки воды из моря и ее переработки, большие объемы энергетических затрат, требуемых для функционирования предприятий. Согласно некоторым публикациям, на предприятия, опресняющие морскую воды, приходится до 20% энергии от общего объема потребления в королевстве.

Национальная водная стратегия (далее – Стратегия), представленная на сайте в 2016 году, указывает в качестве своего основного предназначения решение проблем, связанных с использованием этого ресурса, а также реформирование секторов водоснабжения и водоотведения в стране.

Целями Стратегии являются:

— обеспечение стабильного доступа к этому ресурсу;

— улучшение управления спросом на воду;

—  предоставление коммерчески рентабельных и качественных услуг в сфере водоснабжения и водоотведения;

— защита водных ресурсов, оптимизация процесса их использования, сохранение экологической обстановки;

— обеспечение конкурентоспособности водного сектора посредством содействия повышения эффективности его управления, инноваций, степени участия частного сектора в нем, локализации возможностей.

В соответствии с упомянутыми целями Стратегия содержит в себе 9 программ, направленных на их достижение:

  1. Водное законодательство и регулирование управления водными ресурсами. Цель этой программы – разработка и внедрения нормативной базы различного характера (законодательной, ведомственной, служебной, рекомендательной и т.д.) в секторе водоснабжения, водопользования и водоотведения. Ответственным за ее реализацию является Министерство.
  2. Управление водными ресурсами. Программа направлена на интеграцию процесса управления водными ресурсами, на оптимизацию использования воды за счет рационализации, а также на снижение объемов потребления в городах, сельской местности, на предприятиях агропромышленного комплекса. В рамках программы Министерство разработало большой список инициатив, некоторые их которых начали внедряться. Одна из самых известных – проект Qatrah (с арабского – «капля»), который будет выполнять государственная компания по управлению водными ресурсами. Его целью является снижение уровня потребления с 260 литров в день сегодня до 150 литров в день к 2030 году. Официальный сайт этой программы ограничивается информацией о важности экономии воды, рассказывает о наиболее успешных случаях в мировой практике, приводит в качестве положительного примера отдельные саудовские предприятия, добившиеся успеха в экономии воды, а также предлагает гражданам использовать такие меры по экономии, как, например, ограничение на прием душа двумя минутами, выключение душа во время использования шампуня, чистки зубов, умывания и т.д. Более эффективных и инновационных мер сайт не предлагает.
  3. Устойчивость сектора, которая заключается в его готовности к сбоям и работе в стрессовом режиме. Ответственным за реализацию программы является Министерство.
  4. Повышение эффективности цепочки поставок и качество обслуживание, результатом чего должно стать улучшения качества обслуживания и обеспечения. Программа будет разрабатываться силами Министерства.
  5. Правила водоснабжения. Эта программа подразумевает внедрение нового подхода по регулированию водоснабжения путем экономических рычагов, в том числе пересмотр тарифов, требований к коммерческим соглашениям, лицензированию деятельности в сфере водоснабжения, механизмы пеней и штрафов и т.д. Ответственным за реализацию программы является государственная структура Electricity & Cogeneration Regulatory Authority.
  6. Реконструкция Корпорации по переработке соленой воды (Saline Water Conversion Corporation). Программа предполагает частичную приватизацию этой корпорации, которая владеет большей частью предприятий, участвующих в процессе опреснения воды.
  7. Реструктуризация системы водораспределения и ее приватизация.
  8. Реструктуризация и совершенствование работы системы ирригации.
  9. Инновации и наращивание потенциала. Цель программы – продвижение исследований и научно-технологических разработок в сфере водоснабжения, водопользования, водоотведения и распределения. Ответственным за реализацию программы является министерство.

 

Вероятность наступления в краткосрочной перспективе дефицита водных ресурсов в масштабах, которые обусловят существенное ограничение доступа граждан и экономических субъектов к ним не признается в качестве высокой в Саудовской Аравии, чему способствует достаточный уровень технологической оснащенности системы водоснабжения и наличие стабильных источников.

Однако в более долгосрочной перспективе текущие темпы эксплуатации с высокой долей вероятности могут повлечь истощение запасов воды, что будет иметь широкие и разносторонние последствия для страны.

В качестве ключевого фактора, обусловившего эту тенденцию, правительство указывает на нерациональное использование этого ограниченного ресурса. В связи с этим основная часть Стратегии направлена в первую очередь на снижение объема потребления гражданами и предприятиями агропромышленного комплекса, а также непроизводительных потерь воды.

С учетом важности проблемы водоснабжения, а также возможных масштабов ее последствий можно с высокой степенью предположить, что дальнейшие шаги по расширению контроля водного сектора и стимулированию сокращения потребления будут активно предприниматься руководством Саудовской Аравии. Причем степень сокращения в расчете на каждого жителя планируется значительная (более чем на 40%), что потребует существенного и многостороннего государственного вмешательства.

Пересмотр стратегий развития или сокращения масштабов развития сельского хозяйства как главного потребителя воды в связи с ее ограниченностью в качестве меры по улучшению обстановки не упоминается.

Еще одной важной особенностью является частичная приватизация сектора, передача отдельных предприятий в частные руки, хотя доминирующая роль в водном секторе останется у государства. Расширение использования рыночных механизмов за счет укрепления позиций частного бизнеса в этих отраслях в конечном итоге может поспособствовать росту тарифов на воду и удорожанию себестоимости услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и распределения воды.

В Стратегии не сказано про видение государством структуры источников водоснабжения в будущем. По нашей оценке, широкая эксплуатация грунтовых вод и тенденция к расширению применения технологий опреснения воды сохранятся в обозримой перспективе по причине отсутствия альтернативных жизнеспособных технологий и источников при текущем уровне технологического развития. Но при этом будет повышаться интерес к тем технологиям, которые способствуют рационализации и минимизации ущерба для окружающей среды, что будет существенным отличием от развития отрасли в предыдущие годы. В свою очередь, дальнейший технологический прогресс также может оказать существенное влияние на развитие системы водоснабжения в королевстве.

51.36MB | MySQL:101 | 0,437sec