Импичмент Али Кордана сквозь призму будущих президентских выборов в Иране

История с министром внутренних дел Ирана Али Корданом дала возможность политической оппозиции еще раз подвергнуть резкой критике правительство нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада за своеволие. Как известно, Али Кордан, утвержденный 5 августа с.г. на пост министра внутренних дел парламентом страны с минимальным перевесом, не раз утверждал, что является обладателем почетной докторской степени (Ph.D) по юриспруденции, которую он якобы получил в престижном Оксфордском университете. Хотя позднее он признался в том, что у него поддельный диплом (заметим, что опровержение о наличии у Кордана подобного свидетельства поступило на его сайт из Оксфорда), однако это уже не могло остановить обвинения в его моральной нечистоплотности. Вслед за этим событием многие в Иране стали говорить о глубоком моральном ущербе, нанесенном Али Корданом обществу. Так, Ахмад Таваколли, председатель Исследовательского центра при парламенте ИРИ, выразил сожаление, что в свое время сам парламент дал зеленый свет Али Кордану в правительство. «Вотум доверия Кордану был позорным пятном на парламенте, которое, я надеюсь, сотрется с импичментом Кордана».

Факт подлога со стороны ключевого министра оказался настолько вопиющим, что иранские СМИ не могли остаться в стороне. На страницах иранской прессы, независимо от политической ориентации отдельных газет, активно стал обсуждаться вопрос о недопустимости подобного поведения члена кабинета министров. Вопрос оказался настолько жгучим, что потребовал вмешательства парламента. Все ждали, что для сохранения авторитета правительства президент откажется от услуг своего ближайшего союзника. Однако, вопреки некоторым ожиданиям, президент стал защищать своего подопечного. «Я не утверждаю, что Кордан особый, выдающийся человек, — сказал М. Ахмадинежад, — однако [мы] должны дать ему возможность исполнять свои обязанности. Создается такое впечатление, что некоторые хотят поставить правительство перед трудностями». В связи с реакцией президента на ожидаемый импичмент главы МВД в своей редакционной статье утренняя газета «Асрар» отметила, что в отличие от прошлого, когда президент критиковал парламент, теперь он перешел на угрозы. По замечанию газеты, во время своего интервью государственному информационному агентству М. Ахмадинежад защищал Кордана так, как никогда этого раньше не делал. Президент назвал организацию импичмента «нелегальным» деянием, обвинив, таким образом, законодательную власть в незаконных действиях. Он утверждал, что подобная процедура наносит вред деятельности правительства. В ответ на это обвинение спикер парламента Али Ларидажни назвал решение законодателей вполне легитимным.

Без сомнения, еще более разгорелись страсти, когда за неделю до заседания парламента по вопросу об импичменте Али Кордана выяснилось, что в преддверии заседания парламента некоторым его депутатам была дана взятка. В связи с фактом подкупа депутатов заместитель министра внутренних дел по политическим вопросам Камран Данешджу поспешно заявил, что Али Кордан не причастен к этой затее и что правительству и парламенту следует договориться о сохранении должности министра внутренних дел за Али Корданом («Эттелаат», 4 ноября 2008).

После того как история с подкупом депутатских голосов получила широкий резонанс, президент сделал заявление, в котором признал право парламента на импичмент («Эттелаат», 3 ноября 2008). Тогда комиссия по безопасности иранского парламента признала, что не стоит доводить дело Али Кордана до импичмента, а следует решить вопрос путем его отставки или ухода по собственному желанию. Именно с этой целью в воскресенье 2 ноября к М. Ахмадинежаду отправилась депутация, состоявшая из трех членов парламента. Али Керамирад, один из инициаторов импичмента, уже тогда выразил сомнение в успехе данной миссии. Он выразил сомнение в том, что для спасения кабинета правительства и во избежание процедуры вотума доверия к нему со стороны парламента М. Ахмадинежад согласится с отставкой или импичментом главы МВД («Афтаб», 4 ноября 2008). Между прочим, сам М. Ахмадинежад утверждал, что импичмент нужен «некоторым», которые хотят поставить в парламенте вопрос о вотуме недоверия нынешнему правительству («Абрар», 4 ноября 2008).

Выступая уже в парламенте, Али Кордан заявил, что 30 лет жизни отдал службе, и это более важно, чем какая-та ученая степень. Тем не менее следует напомнить, что персона Али Кордана не пользуется симпатией в парламенте страны. Поэтому во время своего недавнего выступления в парламенте Али Кордан обвинил своих оппонентов из числа законодателей в связях с внешними вражескими силами — зарубежными группами, а также «антииранскими правительствами». Он использовал трибуну парламента для того, чтобы обвинить своих противников в том, что, подвергая его импичменту, они тем самым доставляют радость врагам. Короче, судя по словам Али Кордана, находясь в таком вражеском окружении, парламенту ничего не остается, как отказаться от его импичмента!

3 ноября на заседании иранского парламента, которое транслировалось в прямом эфире, подавляющее большинство депутатов проголосовали за импичмент министра внутренних дел. Газета «Иран» отметила весьма примечательный факт — за импичмент вместе в реформистами голосовали и умеренные фундаменталисты («Иран», 4 ноября 2008). Из 247 депутатов иранского парламента, принявших участие в голосовании, 188 проголосовали за импичмент министра внутренних дел и только 45 из них, при 14 воздержавшихся, высказали свое несогласие. Это случилось после того, как опальный министр наотрез отказался подать в отставку. Парламент уличил министра в нечестности и лжи. Как заявил спикер иранского парламента Али Лариджани, «импичмент министру был одобрен парламентом, следовательно, он не может и дальше оставаться министром внутренних дел». Позиция Али Кордана в правительстве настолько ключевая, что президент отказался прислушаться к мнению законодательного органа страны. Игнорируя мнение парламента, вопреки требованиям устава М. Ахмадинежад даже не удосужился явиться в парламент для защиты своего подопечного. Хотя, по заявлению депутата от Тегерана Бадамчиана, «решение за президентом, и в этом нет никакой юридической проблемы» («Абрар», 4 ноября 2008).

Наряду со справедливым решением иранского парламента предать импичменту министра внутренних дел, там задаются вопросом, а как быть с импичментом ожидающего своей очереди министра сельского хозяйства и вообще о практике применения подобного наказания. Некоторые из правящей политической элиты полагают, что «после неудавшейся психологической войны США против Ирана ведется борьба против престижа [власти]». Так, в подтверждение правоты своих слов депутат парламента Бадамчиан пишет: «Вы загляните в реформаторские издания. Вы обратите внимание на то, что все заголовки там — отрицательные, обрисовывающие негативную атмосферу» («Абрар», 4 ноября 2008).

Тогда многие обозреватели обратили внимание не только на сам факт импичмента главы важного министерства, но и на растущую оппозицию президенту в самом парламенте. Следует напомнить, что в лагере сторонников импичмента оказались многие, кто совсем недавно активно поддерживал президента. Вместе с тем парламент доказал, что не хочет идти вслепую за президентом, который устроил настоящую чехарду с кабинетом министров. За период пребывания у власти М. Ахмадинежад успел многократно перетасовать состав правительства. С момента прихода к власти нового правительства его состав успели покинуть уже девять министров. Вспомним, что сам Али Кордан всего три месяца как заведует Министерством внутренних дел. Увольнение Али Кордана может стать предпоследним рубежом перед угрозой развала правительства. Известно, что в случае отставки более половины состава правительства (21 министр) президент будет обязан представить для утверждения в парламент новый состав правительства.

Можно ожидать, что при растущем противостоянии парламента с правительством, ставшим уже традицией, последнему все труднее будет проводить через парламент важнейшие решения, что в конечном счете не может не сказаться на дееспособности правительства М. Ахмадинежада. В связи с решением парламента подвергнуть Али Кордана импичменту советник президента Джаванфекр счел необходимым раскритиковать его. Он пошел дальше своего начальника и назвал деяние парламента «нарушением закона». По его мнению, «следующие одни за другими импичменты членов кабинета правительства не могут помочь в решении проблем народа и являются пустой тратой времени». Согласно ему, парламенты седьмого и восьмого созывов с фундаменталистским большинством из-за расхождения во мнениях с девятым правительством и президентом «превратили парламент в центр, обслуживающий цели и желания врага»! («Афтаб», 4 ноября). В отличие от громких заявлений, прозвучавших с обеих сторон, газета «Иран» считает, что восьмому парламенту не стоит расходовать свои ресурсы на второстепенные вопросы в условиях, когда надлежит решить немало острых проблем («Иран», 4 ноября 2008).

Не трудно догадаться, почему М. Ахмадинежад стоит горой за министра внутренних дел. Ведь известно, что одну из важнейших функций главы МВД составляет назначение местной администрации и организация выборов. С этой точки зрения, сохранение данного поста за Али Корданом будет иметь весьма большое значение во время президентских выборов.

Скандал, связанный с Али Корданом, наглядно показал правящей консервативной политической группировке, что в случае дальнейшего его развития страну может охватить политический кризис. Ситуация еще больше накалилась после того, как М. Ахмадинежад отправил личное послание победившему на президентских выборах в США Бараку Обаме. Как известно, заявления последнего по поводу опасного характера развития ядерной программы Ирана были враждебно встречены политической элитой страны. Спикер иранского парламента Али Лариджани, обвинив США в «движении в неправильном направлении», раскритиковал послание М. Ахмадинежада Бараку Обаме. Однако, вопреки ожиданиям, нападки на М. Ахмадинежада неожиданно прекратились и вскоре некоторые консервативные политики стали положительно отзываться о послании М. Ахмадинежада. Чтобы осадить страсти, депутат парламента из числа консерваторов Мехди Кучекзаде заявил, что послание президента было одобрено самим духовным лидером. Но на этом поддержка М. Ахмадинежада не закончилась. Несмотря на критику политики М. Ахмадинежада, в редакционной статье консервативной, полуофициозной газеты «Кейхан» он был назван «самым квалифицированным кандидатом» на будущих президентских выборах, «поскольку его достижения намного превзошли его неудачи».

Не следует удивляться такому повороту событий, поскольку в лагере фундаменталистов поняли, что от сплоченности их рядов будет зависеть и судьба будущих президентских выборов. Поэтому там опасаются, что чрезмерная критика правительства М. Ахмадинежада может привести к совершенно нежелательным политическим результатам. Вместе с тем есть и такое мнение, что при существующем расколе внутри лагеря консерваторов, на что указывает нарастающее противостояние консервативного парламента с не менее консервативным правительством, часть консерваторов, недовольная политикой М. Ахмадинежада, была бы не против видеть на посту президента страны кандидата-реформатора. Однако при условии, что реформаторы не изберут своим лидером бывшего президента Ирана Мохаммада Хатами.

Похоже, что разгоревшиеся страсти стали стихать. Появились первые симптомы того, что давление на М. Ахмадинежада начало спадать: несколько членов парламента уже успели заявить, что они не будут против того, чтобы Али Кордан продолжал исполнение своих обязанностей на посту министра внутренних дел.

52.25MB | MySQL:103 | 0,731sec