Обострение палестино-израильского конфликта и Турция. Часть 3

Одной из констант современного внешнеполитического курса Турции, начавшегося с приходом ко власти в стране в 2002 году умеренно исламской Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана является поддержка Турцией палестинской стороны в палестино-израильском конфликте и декларация единства Турции с палестинским народом, борющимся с «террористическим государством Израиль».

На самом деле, безусловная поддержка Турцией Палестины столь же «жизнеустроительная» и является столь же большой скрепой для турецкой идеологии, как и безусловная поддержка Соединенными Штатами Америки Государства Израиль при любой fдминистрации (пусть и не без нюансов, состоящих в степени поддержки, допустим, Дональдом Трампом и Джо Байденом, как двумя президентами – И.С.).

Как и в США относительно Государства Израиль, в Турции все ведущие политические силы страны держат сторону Палестины в нынешнем витке конфликта с Израилем. Разницу лишь составляют тактические вопросы, без принципиальных отличий. Об этих отличиях между руководством страны, проправящими и оппозиционными политическими движениями мы поговорим ниже.

Мы писали в предыдущих частях нашей публикации (Часть 2 доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=77341) о том, какие заявления звучали в отношении нынешних событий со стороны руководства Турции, прежде всего, президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Но даже и Партия справедливости и развития, если степени сравнения возможны, выступает «мягче» чем те же националисты из Партии националистического движения Девлета Бахчели. Которые известны своим радикальным подходом к решению вопросом.

Последняя, напомним, является стратегическим партнером ПСР на внутриполитической арене, важной прибавкой к голосам ПСР в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции и даже «скамейкой запасных», к которой при необходимости прибегает правящая ПСР, устраивая себе межпартийные трансферы.

Можно заниматься анализом того, как проголосовала Партия националистического движения по тому или иному принципиальному для страны вопросу. А можно ограничиться лишь показательной констатацией того, что именно и только благодаря позиции ПНД и лично Девлета Бахчели нынешняя Турция – больше не парламентская, а уже президентская республика. Без поддержки ПНД у турецкой власти не было бы шансов вынести вопрос конституционных поправок на всенародное голосование.

И даже более того: все идет к тому, что ПСР и ПНД договорятся между собой не по поправкам к действующей Конституции, а по полностью новому её тексту. Как можно судить, это – основная внутриполитическая задача президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития до 2023 года, когда будет отмечаться 100-летний юбилей провозглашения Турецкой Республики.

Есть ещё и другая ипостась у Партии националистического движения: она является выразительницей наиболее радикальных взглядов, в том числе, бытующих и в самом турецком руководстве, но, по той или иной причине, не озвучиваемых. То есть, условно: то что не говорит / не может или не хочет сказать президент Реджеп Тайип Эрдоган, может заявить Девлет Бахчели.

В этом смысле, имеет особый смысл прислушиваться к тому, что говорит глава турецких националистов.

Вот свежие, на момент написания данной статьи (19 мая с.г.) заявления Девлета Бахчели, которые прозвучали от него на заседании парламентской фракции Партии националистического движения 18 мая с.г.

Приводим ниже характерные заявления и высказывания Девлета Бахчели:

«Нетаньяху совершил преступления против человечности, не моргнув глазом. Детей топят в крови. В Газе – бедствия, на Западном берегу – разрушения. Иерусалим, находившийся под нашим господством почти 400 лет, ждет помощи. Мы ушли из Иерусалима после нашего поражения на сирийско-палестинском фронте в Первой мировой войне. Иерусалим тоскует по нам 104 года, мы тоскуем по Иерусалиму. Иерусалим означает историю. Его жестоко грабят. Судьба Иерусалима едина с судьбой трех небесных религий. Бесы столпились в городе ангелов. В шестой из 10 заповедей Моисея есть «не убий». До настоящего времени, израильское правительство не сделало ничего, кроме резни.

Наступил этап принятия решения. Израильский террор находится на неприемлемой границе. Если так будет продолжаться, если жестокость не прекратится, последним выбором станет глобальная или региональная война. Это – проблема мусульман, это – проблема всех. Политика экспансии израильской Администрации напрямую угрожает не только региональному миру и стабильности, но и глобальной системе. Впереди нас ждет ужасный процесс. Противоречия в исламских странах дают Израилю козырную карту.

Признание предыдущим президентом США Трампом Иерусалима столицей Израиля стало непростительным. Объявление Иерусалима столицей Израиля является вопиющим нарушением резолюций ООН. Ублюдочная политика США противоречит резолюциям СБ ООН. Трамп и его администрация заложили бомбу под чувствительностью Ближнего Востока.

СБ ООН соберется в следующий четверг для обсуждения израильско-палестинского вопроса. Звучат осуждающие послания, но Израилю все равно. Убийства продолжается так же. Как долго мы будем терпеть это игнорирование? Осталась ли какая-то надежда у 1,5-миллионного исламского мира, кроме Турции? Если исламские сообщества, находящиеся в нерешительности из-за военных поражений, не выстоят сегодня, то когда они найдут в себе силы, чтобы их нанести?

Будущее Иерусалима касается всех. Израиль должен немедленно прекратить нападения и уйти с занимаемых им мест. Чтобы установить равноправную, справедливую и состоящую из двух государств систему в регионе, ООН должна принять меры и использовать свое сдерживание.

Зная дух и структуру Иерусалима, города цивилизаций, Турция должна заступить на пост. Если прозвучит призыв мы пойдем, мы побежим. Мы вмешаемся что есть сил. Давайте остановим кровопролитие. Давайте обеспечим мир и стабильность.

У нас есть следы по всему Иерусалиму. Иерусалим знает нас, мы знаем Иерусалим. Если США являются препятствием для этого, давайте откроем для обсуждения членство в НАТО, давайте эвакуируем Кюреджик и Инджирлик…

У Бога есть невидимые армии, даже если больше никого нет. Масджид аль-Акса — наша честь. Наша цель — заявить права и забросать демонов камнями».

Что есть главное в этом послании главы турецких националистов?

Пожалуй, если очистить слова лидера турецких националистов от эмоций, от «ура-патриотизма», от популистских призывов «на баррикады», то можно увидеть послание США «не вмешиваться» в (возможные пока лишь теоретически – И.С.) действия Турции в палестинско-израильском конфликте. При этом, привычно уже, с его стороны звучат призывы о закрытии военных баз Кюреджик и Инджирлик для американцев. Лидер турецких националистов идет даже дальше и говорит о том, что Турция может поставить и вопрос о своем членстве в НАТО.

Слова о возможном выходе Турции из НАТО, за последнее время, стали в исполнении турецких политиков достаточно привычными. Конечно же, за этими словами не стоит желание к действиям – это политический блеф, причем, блеф не самого высокого пошиба – попытка давления на западных партнёров Турции, которые, и так, в общем-то, демонстрируют прохладное отношение к активности Турции в структурах Североатлантического альянса, куда Турция пытается зайти со своей повесткой дня.

Однако, вряд ли, мы сильно ошибемся, если скажем, что за этим блефом стоят фундаментальные расхождения между НАТО и Турцией.

Речь идет о том, что у Турции – своя международная повестка и повестка в сфере безопасности, а у НАТО – другая. И они не пересекаются в той мере, чтобы можно было бы утверждать, что Турция является органичной частью НАТО. С учетом того, что произошло в мире за последние годы и продолжает происходить сегодня, Турция смотрится в НАТО откровенно чужеродным элементом.

Но, повторимся, турецкое руководство на выход из НАТО не собирается, решая для себя, на данном этапе, тактические задачи и имея в виду возможность возникновения более стратегических вопросов, где можно было бы использовать НАТО, строго в своих национальных турецких интересах. А отнюдь не в интересах тех же США.

Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание в выступлении Девлета Бахчели – это упоминание возможности того, что разразится «глобальная или региональная война».

В выражении подобного мнения Девлет Бахчели – не одинок: о возможности разрастания конфликта говорит и ряд турецких политологов. Которые указывают на то, что сравнение нынешнего конфликта с предыдущими интифадами является некорректным по причине того, чтобы от ножей и камней палестинцы перешли к использованию ракет. И вооруженность ХАМАСа за последние годы серьезно выросла.

Является ли только Турция «надеждой» палестинского народа? – Это то, чего президент Реджеп Тайип Эрдоган пытается избежать. В том смысле, что он не хочет, чтобы Турция была единственной (!) надеждой палестинского народа.

Сейчас постепенно становится более ясным и замысел турецкого руководителей. Он очевидно хочет мобилизовать арабские страны на борьбу с «израильской агрессией». Однако, турецкий лидер прекрасно понимает, что его взгляд не является взглядом, допустим, глав КСА, ОАЭ и Египта. И мобилизовать руководство ведущих арабских стран, тем более, при лидирующей турецкой роли – это, выражаясь мягко, мало реализуемый сценарий.

Поэтому целью турецкого руководителя может являться «арабская улица». Именно там президент Турции Р.Т.Эрдоган пытается найти поддержку, чтобы, создав давление «изнутри и снизу – вверх», можно было оказывать влияние и на принятие ведущими арабскими государствами политических решений. Даже в самом плохом для турецких планов случае, речь идет о том, что президент Эрдоган заработает для себя и для Турции дополнительные очки на «арабской улице». И, опять же, такого рода популярность стратегически является для турецкого руководителя «желанным призом».

Продолжаем цитирование высказываний турецких политиков в отношении палестино-израильского конфликта. И переходим к заявлениям, прозвучавшим 18 мая на фракционном заседании от лидера кемалистов – главы ведущей оппозиционной партии страны, Народно-республиканской партии (НРП) Турции Кемаля Кылычдароглу.

Цитируем главного турецкого оппозиционера:

«Мы хотим жить в прекрасном мире. Мы хотим жить в мире без войн, где дети не умирают, женщины не умирают, люди не умирают. Где каждый уважает созданное богом, природу, созданную Аллахом».

В своем выступлении Кемаль Кылычдароглу указал, что нападение на палестинцев после утренней молитвы в Масджид аль-Акса является категорически неприемлемым.

Указав на то, что эти нападения продолжились, Кылычдароглу указал следующее: «Погибло около 300 человек, среди них есть дети. Это резня со стороны Израиля. Это происходит в 21-м веке. Наш всеобщий долг – обратиться с призывом к человечеству. Что делают демократы мира в то время, как текут реки крови? Почему они не предотвращают этот конфликт? Почему они не предотвращают массовое убийство? Ответственность за каждого ребенка, который умирает там, касается людей, живущих во всем мире. Это ответственность каждого из нас в отдельности».

Отмечая, что палестинцы хотят вернуть свои оккупированные земли и стать независимым государством, Кылычдароглу подчеркнул, что это желание является «наиболее естественным правом палестинцев».

Цитируем далее Кемаля Кылычдароглу:

«Что меня беспокоит, так это раздробленность исламского мира … Мир, который говорит о мире в своей собственной стране и хранит молчание по поводу резни в Палестине. ООН в этом вопросе не демонстрирует необходимых усилий. Все это находится прямо перед нами. Мы продолжаем нашу солидарность с палестинским народом. Когда Палестина продолжала свою борьбу за независимость, наша молодежь тоже там была. Могилы некоторых из наших молодых людей все еще находятся в Палестине. У нас есть исторические связи с Палестиной. Нашим самым большим желанием является, чтобы Палестина возникла бы как независимое государство».

Итак, налицо куда как более умеренная позиция со стороны лидера Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу по отношению к палестино-израильскому конфликту, чем прозвучала со стороны правящей Партии справедливости и развития и её ближайшей союзнице в лице Партии националистического движения.

Отсутствуют два компонента: призывы к отправке турецких «добровольцев» в зону конфликта, а также послания в адрес США, с любой даже малейшей критикой. На самом деле, это полностью укладывается в тот тезис, что Народно-республиканская партия Турции, на нынешнем этапе развития, является прозападной партией, нацеленной на нормализацию отношений с Западом, с США и с ЕС. По этой причине, нет в выступлении Кемаля Кылычдароглу в отношении них конфронтационной риторики. Напротив, нормализация отношений с Западом является одной из стратегических задач Народно-республиканской партии.

Продолжаем цитирование турецких оппозиционеров в отношении палестино-израильского конфликта и следующей партией / лидером является Хорошая партия Турции и её глава Мераль Акшенер. Напомним, что эта партия откололась от Партии националистического движения и перешла в лагерь оппозиции. На сегодняшний день Народно-республиканская партия и Хорошая партия Турции являются ближайшими оппозиционными союзниками, хотя и не без достаточно существенной разницы в подходах.

Посмотрим на эту разницу применительно к палестинскому досье.

Обратимся к тем заявлениям, которые Мераль Акшенер сделала в ходе заседания своей партийной фракции 18 мая. Цитируем:

«Я решительно осуждаю Нетаньяху и его сторонников и призываю международное сообщество объединиться с палестинцами против этого позора человечества и остановить жестокость Нетаньяху».

Глава Хорошей партии М.Акшенер отметила, в ходе своего выступление, то сходство, которое присутствует между премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом и председателем ПСР Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Приведем характерную цитату из выступления Мераль Акшенер, которая представляет собой достаточно тяжелое обвинения не только в адрес Б.Нетаньяху, но и в адрес Р.Т.Эрдогана.

«Как вы знаете, в марте в Израиле прошли выборы, и получившаяся картина не позволила Нетаньяху, премьер-министру Израиля с самым долгим сроком полномочий, сформировать новое правительство.

Президент Израиля поручил партии «Еш атид» сформировать правительство. Внезапно партии израильских арабов стали критическими. Потому что появилась возможность быть партнером правительства, определять новую власть.

После этих событий, Биньямин Нетаньяху, который, в некотором смысле, является израильской версией г-на Эрдогана, для того, чтобы подорвать (позиции) своих политических соперников и таким образом защитить свое кресло, не моргнув глазом, нацелился на жизни мирных жителей и детей.

Сначала произошли провокации в Масджид аль-Акса и в Куполе скалы, а затем началась операция в Газе. Израильские арабские партии также вышли из переговоров по коалиции в ответ на случившееся.

Кто выиграл? Победили торговцы войной. Победили любители кресел. Победили игроки статус-кво, которые не хотят меняться. Так кто проиграл? Арабы, живущие в Израиле, проиграли. Погибли мирные жители, женщины и дети в Газе. Израильская демократия проиграла».

62.89MB | MySQL:102 | 0,536sec