Барражирующие боеприпасы стали в настоящее время одним из динамично развивающихся направлений в беспилотной технике, которое уже сформировало отдельный класс соответствующих систем. Основной идеей, лежащей в основе барражирующих боеприпасов, является создание относительно недорогих БПЛА, способных вести не только разведку и наблюдение, но и поражать обнаруженные цели при помощи интегрированной в конструкцию беспилотного летательного аппарата боевой части. Подобный подход имеет несколько ключевых преимуществ, включая сокращение времени выполнения цикла «обнаружение-поражение», повышение результативности и эффективности действий в целом.
Одним их первых барражирующих боеприпасов в мире стал израильский Harpy. Этот всепогодный БПЛА-«камикадзе» был создан израильским государственным авиастроительным объединением Israel Aerospace Industries (IAI) в конце 1980-х гг. Беспилотный аппарат с максимальной взлетной массой 125 кг был предназначен для борьбы с РЛС противника и оснащался пассивной радиолокационной головкой самонаведения, являясь по сути аналогом противорадиолокационной ракеты. БПЛА был способен выполнять запрограммированный полет с последующим барражированием над заданным районом и поиском источников радиолокационного излучения. В случае обнаружения цели (излучающей РЛС) Harpy пикировал на нее, поражая встроенной осколочно-фугасной боевой частью. Формально говоря, израильтяне были не первыми, кто предложил концепцию барражирующих боеприпасов. К примеру, в США с начала 1980-х гг. разрабатывался реактивный противорадиолокационный барражирующий боеприпас AGM-136 Tacit Rainbow. Данный проект преследовали технические проблемы, в том числе с управлением БПЛА, и в 1991 г. американское Министерство обороны, не увидев в нем перспектив, приняло решение о его закрытии.
Израильские специалисты разглядели в концепции барражирующих боеприпасов рациональное зерно и с успехом развили ее, не только повысив тем самым боевые возможности Армии обороны Израиля, но и параллельно успешно коммерциализировав результаты собственных разработок на внешнем рынке, продемонстрировав в очередной раз, свою способность быть своеобразным законодателем мод в области беспилотной техники.
Первым заказчиком системы Harpy стали ВВС Израиля. Еще в начале 1990-х гг. первое изделие семейства вывели на рынок, а вскоре появились и зарубежные заказы. В 1994 г. был заключен контракт стоимостью в 55 млн долл. на поставку 100 Harpy в КНР. В дальнейшем эти БПЛА-«камикадзе» поступили на вооружение еще нескольких стран.
«Золотой век» в развитии барражирующих боеприпасов начался в 2010-х гг. и связан с отходом от первоначальной узкой задачи борьбы с ПВО в пользу повышения универсализации аппаратов. Прорывом в этом направлении стала система Harop, созданная IAI на базе модели Harpy. Это уже был полноценный многоцелевой БПЛА с интегрированной боевой частью и командной системой наведения через установленную электронно-оптическую систему. При том, что беспилотный аппарат остался в близкой размерности, планер и т.п. были существенно переработаны. Испытания системы Harop, начавшиеся в 2003 г., продлились несколько лет, после чего изделие поступило на вооружение ВВС Израиля. В конце 2000-х гг. начался международный маркетинг системы. Первым иностранным заказчиком стала Индия, подписавшая в сентябре 2009 г. контракт на покупку 10 комплексов стоимостью порядка 100 млн долл. В том же месяце Германия договорилась приобрести партию БПЛА Harop. В адаптации систем под требования Бундесвера должна была участвовать группа Rheinmetall. Еще одним из заказчиков системы Harpy стал Азербайджан. Армия Азербайджана впервые применила Harop во время обострения Карабахского конфликта 3 апреля 2016 г. В тот же день Министерство обороны Армении заявило об уничтожении этим аппаратом автобуса с добровольцами.
В 2016 г. IAI на выставке в Сингапуре представила модель легкого барражирующего боеприпаса самолетного типа GreenDragon, а также мультикоптер Rotem. Еще один барражирующий боеприпас самолетного типа MiniHarpy, впервые показанный в феврале 2019 г. на выставке AeroIndia в Бангалоре, заполнил нишу между аппаратами GreenDragon и Harop.
В работы по тематике барражирующих боеприпасов также вовлечен второй по значимости разработчик беспилотных систем в Израиле – компания ElbitSystems. Этой компанией создан впервые представленный в сентябре 2016 г. аппарат SkyStriker, который базируется на беспилотной системе SkyLark 3 и наследует некоторые ее характерные черты и подсистемы. Аппарат максимальной взлетной массой 35 кг может находиться в воздухе от 1 до 2 ч, неся кумулятивную осколочную боевую часть массой от 5 до 10 кг. Система было приобретена Министерством обороны Израиля. Существуют предположения, что израильскими силами в январе 2019 г. для уничтожения на территории Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцырь-С1» были использованы именно барражирующие боеприпасы SkyStriker. В январе 2019 г. стало известно, что партию барражирующих боеприпасов SkyStriker приобрел Азербайджан. Они были использованы в июле 2020 г. во время приграничного столкновения между Арменией и Азербайджаном в Тавушской области. В целом беспилотные системы, включая барражирующие боеприпасы, достаточно широко применялись Азербайджаном и в ходе обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха в 2020 г., в том числе против артиллерии, пусковых установок систем ПВО, а также против бронетехники. Однако по большинству продемонстрированных в публичном поле эпизодов недостаточно данных как по типам применяемых аппаратов, так и по реальному ущербу (таблица 1).
Таблица 1
Основные технические характеристики барражирующих боеприпасов производства Israel Aerospace Industries
Характеристика/тип | Harpy | Harop | Green Dragon | Rotem | Mini Harpy |
Максимальная взлетная масса, кг | 125 | 135 | 15 | 6 | 40 |
Масса боевой части, кг | 18 | 23 | 3 | 1,2 | 8 |
Максимальная продолжительность полета, ч | 3 | 6 | 1-2 | 0,5-0,75 | 2 |
Радиус действия, км | 400-500 | 1000 | 40-50 | 10 | 100 |
Не осталась в стороне от тематики барражирующих боеприпасов и третья по величине компания беспилотной индустрии Израиля – Aeronautics Defense Systems (в 2019 г. приобретена израильской государственной оборонной компанией Rafael). Здесь на волне тренда на разработку БПЛА-«камикадзе» был создан аппарат Orbiter 1K, предназначенный для борьбы с пехотой и легкобронированной техникой противника. Аппарат построен на базе беспилотника Orbiter 2. Впервые он был продемонстрирован в ходе Парижского авиасалона Ле-Бурже в 2015 г. Продолжительность барражирования составляет около 2-3 ч. Радиус действия – до 100 км. Барражирующий боеприпас способен нести осколочно-фугасную боевую часть массой около 2,2 кг, которая содержит 4000 поражающих элементов из вольфрама. В начале августа 2016 г. компания Aeronautics объявила, что вскоре первый заказчик получил барражирующий БПЛА Orbiter 1К. С большой долей вероятности можно говорить о том, что этой страной является Азербайджан, поскольку впоследствии стало известно, что сборочное производство данной системы было организовано в Азербайджане на совместном предприятии AZADSystems на базе производственного объединения «Шарг». В августе 2017 г. после публикации в израильской газете «Маарив» разразился громкий скандал, связанный с поставками израильских систем в Азербайджан. Согласно опубликованным данным, в ходе визита в Азербайджан делегации представителей Aeronautics азербайджанские военные попросили израильских инженеров продемонстрировать барражирующие боеприпасы в деле, нанеся удар по позициям в Нагорном Карабахе. Причем несмотря на отказ операторов участвовать в подобной «демонстрации», на нее дал согласие менеджмент компании, опасающийся потерять сделку по поставке очередной партии систем.
Занимаются барражирующими боеприпасами и другие израильские компании. Например, созданная в 2011 г. небольшая частная компания UVision cпециализируется исключительно на этом направлении разработок. Компанией предлагается семейство систем HERO (ранее именовалось Wasp), в которое входят аппараты различного класса. В ее каталоге имеется девять систем, некоторые из которых, вероятно, еще не дошли до уровня серийно производимых изделий. Четыре беспилотных аппарата – HERO-30, HERO-70, HERO-120 и HERO-400ЕС – выполнены с Х-образным крылом, плоскости которого раскладываются при запуске и крестообразным хвостовым оперением. Четыре других типа беспилотных аппаратов – HERO-250, HERO-400, HERO-900 и HERO-1250 реализованы по нормальной схеме с раскладывающимися в полетное положение консолями крыла и крестообразным хвостовым оперением. Компания предлагает свои HERO со стандартной универсальной боевой частью собственной разработки, однако, по словам ее представителя, готова интегрировать боевую нагрузку сторонних производителей.
Основные тактико-технические характеристики предлагаемых компанией UVision барражирующих боеприпасов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные технические характеристики барражирующих боеприпасов семейства HERO компании UVision
Характеристика/тип | HERO-30 | HERO-70 | HERO-120 | HERO-250 | HERO-400 | HERO-400ЕС | HERO-900 | HERO-1250 |
Максимальная взлетная масса, кг | 3 | 7 | 12,5 | 25 | 40 | 40 | 97 | 125 |
Масса боевой части, кг | 0,5 | 1,2 | 3,5 | 5 | 8 | 10 | 20 | 30 |
Максимальная продолжительность полета, ч | 0,5 | 0,75 | 1 | 3 | 4 | 2 | 7 | н/д |
Радиус действия, км | 5 | 40 | 40 | 150 | 150 | 150 | 250 | 200 |
В заключение отметим, что барражирующие боеприпасы HERO-30 используются в Армии обороны Израиля. Кроме того, с 2015 г. продукция компании демонстрируется на различных международных авиасалонах и выставках. В 2016 г. UVision заключила договор с американской корпорацией Raytheon по совместному продвижению системы HERO-30 на оборонном рынке США. В начале 2021 г. стало известно, что компания UVision сотрудничает с индийской компанией ADITYA PRECITECH в части маркетинга продукции UVision в Индии. Барражирующие боеприпасы под маркой PALM HERO будут продвигаться совместным предприятием AVISION.