О президентских выборах в Израиле

2 июня в Израиле прошли выборы президента. Президент в Государстве Израиль это, прежде всего, высшая представительская должность. Реальная власть принадлежит премьер-министру. Тем не менее, в моменты острых политических кризисов – а Израиль вот уже третий год подряд находится в состоянии острейшего системного кризиса – президент приобретает достаточно серьезные полномочия. Именно он поручает лидеру той или иной партии формирование правящей коалиции. А когда любая возможная коалиция держится – как сейчас – буквально на волоске, те, казалось бы, сугубо процедурные, чуть ли не церемониальные вопросы, в которых президенту отводится законом определенная, но обычно достаточно формальная роль, неожиданно обретают принципиально важное значение.

В отличие от депутатов Кнессета, которые избираются прямым голосованием граждан на 4 года (в реальности ни один Кнессет уже давно так долго не держался), президент избирается депутатами Кнессета. Причем тайным голосованием. Это означает, что партийная дисциплина в данном случае отсутствует. Не случайно, когда за день до голосования по этому вопросу журналисты обратились с вопросом, какого кандидата он в президенты он поддерживает, к лидеру партии «Наш дом — Израиль» депутату Кнессета Авигдору Либерману, то ответил, что «голосование за президента тайное, и пусть так оно и останется». При этом он добавил, что, по его мнению, «оба кандидата замечательные и что дай Бог, чтобы на всех выборах в Израиле приходилось выбирать только между замечательными кандидатами».

Следует пояснить, что одним из кандидатов был действующий председатель Еврейского агентства («Сохнут»), бывший председатель левой партии Авода Ицхак (Бужи) Герцог, а другим – простая учительница из расположенного к северо-западу от Иерусалима поселения Гиват-Зеэв Мирьям Перец. Автор данной статьи не проводил опроса, но по впечатлению, которое создалось из непосредственного общения с людьми и по социальным сетями, он уверен, что если бы президента выбирали не депутаты Кнессета, а все граждане, победила бы именно Мирьям Перец. Однако в реальности решительную победу одержал Ицхак Герцог. За него проголосовали 87 депутатов Кнессета из 120 (в Израиле президент избирается на 7 лет тайным голосованием депутатов Кнессета). За Мирьям Перец проголосовали только 26 депутатов. Еще 7 депутатов воздержались. Можно предположить, что это были депутаты от антисионистских арабских партий, принципиально не поддерживающие никаких сионистских кандидатов.

Здесь следует подчеркнуть, что Мирьям Перец может считаться своего рода «образцовой поселенкой». В середине 1970-х годов она переехала со своим мужем из Беэр-Шевы в поселение Офира, ныне известное под арабским названием Шарм аш-Шейх. После того, как в 1982 году, в следствии подписания мирного договора между Израилем и Египтом, еврейское население было депортировано с Синайского полуострова, семья Перец переехала в маленькое поселение Гивон, расположенное к северо-западу от Иерусалима (если угодно – к юго-востоку от Рамаллы), а оттуда в близлежащее поселение Гиват-Зеэв, ставшее к настоящему времени небольшим городом. У Мирьям Перец было шестеро детей. Двое ее сыновей, родившихся в Офире, пали в боях с арабскими террористами: лейтенант Уриэль Перец, командир взвода специального назначения пехотной бригады «Голани», — в 1998 году в Южном Ливане; а капитан Элираз Перец, житель поселения Эли в Самарии, служивший в той же бригаде «Голани», что и его брат, – в 2010 году в секторе Газа. В течение последнего десятилетия Мирьям Перец неоднократно выезжала в качестве волонтерки за рубеж в рамках пропагандистских миссий, которые возлагало на нее политическое руководство еврейского государства. В частности, по просьбе покойного президента Израиля Шимона Переса (1923-2016) она сопровождала его в официальных поездках в Москву и в Вашингтон.

Депутатов, считающихся правыми (следует напомнить, что «правыми» в Израиле по традиции называют противников территориальных уступок арабам, а «левыми», соответственно, сторонников территориального компромисса), в Кнессете гораздо больше 26. Левых, как таковых, в Кнессете немного. Например, крупнейшая левая партия Авода имеет сейчас всего 7 депутатов, а крупнейшая правая партия – возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд – 30. А ведь это не единственная правая партия. Можно предположить, что наряду с относительно малочисленными левыми депутатами против кандидатуры Мирьям Перец проголосовали представители ультраортодоксальных религиозных партий, настаивающих на том, что женщины не должны занимать руководящих политических постов. Но у двух ультраортодоксальных религиозных фракцией – сефардской партии ШАС и ашкеназского блока «Еврейство Торы» суммарно всего 15 мандатов. Плюс  депутат от партии «Религиозный сионизм» Авигдор (Ави) Маоз, публично призывавший к лишению женщин избирательных прав. А остальные депутаты от правых партий, не поддержавшие Мирьям Перец? Нет никакого сомнения в том, что они голосовали за Ицхака Герцога, основываясь не на идеологии, а на тех или иных политических интересах. Или даже на личных интересах. Израиле упорно циркулируют слухи о том, что между Биньямином Нетаньяху и Ицхаком Герцогом уже давно была достигнута договоренность, что последний даст Биньямину Нетаньяху амнистию (по израильским законам президент имеет такое право), если он будет признан виновным по ведущимся сейчас против него уголовным делам по обвинению в коррупции.

Что же касается израильских левых, в немалой степени копирующих американских и западноевропейских «прогрессистов», громогласно отстаивающих обычно права женщин и прочих «угнетенных групп», то они проигнорировали тот факт, что Мирьям Перец – женщина (она могла бы стать первой женщиной-президентом Израиля) и уроженка Северной Африки (Марокко), и предпочли идеологически близкого им Ицхака Герцога.

Подводя итог, следует обратить внимание на следующий существенный момент: в отличие от Мирьям Перец, всю жизнь проработавшей учительницей, Ицхак Герцог – профессиональный политик. Он занимался политикой всю жизнь. Более того, он, пользуясь израильским политическим сленгом, «принц». Его отец Хаим Герцог (1918-1997) тоже был президентом, а его дед Ицхак-Айзик Галеви Герцог (1888-1959) – главным ашкеназским раввином Израиля. Несмотря на то, что Ицхак Герцог обладает всеми необходимыми качествами и навыками для того, чтобы достойно выполнять обязанности, возлагаемые на него самым высоким представительским постом в еврейском государстве, вопиющее расхождение между симпатиями рядовых граждан и предпочтениями парламентариев, выразившееся в столь впечатляющей победе Ицхака Герцога, стало еще одним проявлением глубокого системного политического кризиса, в котором пребывает Израиль.

52.42MB | MySQL:106 | 0,619sec