1 июня федеральное внешнеполитическое ведомство Германии сообщило, что глава МИД ФРГ Х.Маас и генеральный секретарь ООН А.Гутерриш приглашают «государства-участники Берлинского процесса» присоединиться к новой встрече в германской столице, которая намечена на 23 июня. Отдельно подчеркивается, что «впервые в конференции примет участие переходное правительство». Согласно заявлению МИД ФРГ, мероприятие нацелено на «подведение итогов прогресса, достигнутого в стабилизации Ливии после Берлинской конференции», разработку дальнейших шагов по развитию политической системы, особенно принимая во внимание грядущие выборы, которые должны состояться в декабре. Помимо этого в повестку дня предполагается включить обсуждение вопросов о выводе иностранных военных и наемников и создании единых ливийских сил безопасности.
Из перечисленного списка наиболее острой проблемой является, пожалуй, сохраняющееся в Ливии иностранное присутствие. Связано это с тем, что, с одной стороны, выступивший в мае специальный представитель генсека ООН по Ливии Я.Кубиш сообщил, что продвижение этого вопроса застопорилось. С другой стороны, одним из основных препятствий в достижении указанной цели является Турция, которая не просто отказывается от ухода своего контингента из страны, но и настаивает, что ее присутствие там имеет принципиально иную природу, поскольку речь идет не о наемниках, а о советниках, привлечение которых регулируется соответствующими договоренностями.
Динамика переговоров с участием Анкары и Брюсселя в июне, когда предстоят встречи ЕС и НАТО, существенно сдерживают возможности давления на турецкую сторону в рамках Берлинского процесса. Дополнительным фактором является и намеченная на 14 июня первая встреча Р.Т.Эрдогана и президента США Дж.Байдена на полях заседания Североатлантического альянса, в повестке которой также фигурирует ливийское направление. Таким образом, для воздействия на Турцию на ливийском треке Германии придется обеспечить выполнение ее условий на европейском. Там ключевыми темами, волнующими Анкару, остаются сирийские беженцы и обновление Таможенного союза. При этом саммит НАТО должен пройти до второй Берлинской конференции по Ливии, а встреча ЕС стартует сразу после, что снижает шанс склонить Р.Т.Эрдогана к тому, чтобы по Ливии он мог сделать нечто в духе жеста доброй воли. Вторым сдерживающим фактором считается двойственная позиция Евросоюза, склонного уступить в таможенных вопросах при более жестком подходе к диалогу по проблеме беженцев из САР.
О составе и уровне участия в мероприятии в настоящий момент известно мало. По некоторым данным, вторая Берлинская конференция будет созвана на уровне глав внешнеполитических ведомств. Последнее, как кажется, имеет особое значение для Германии, которая также готовится к парламентским выборам. При этом они, в отличие от ливийских, должны пройти уже в начале осени. Если после первой встречи в подобном формате в январе 2020 г. своего рода гарантом исполнения обязательств стала федеральный канцлер А.Меркель, в то время как на долю МИД ФРГ пришлись прежде всего координационные моменты, то теперь наметилось усиление роли внешнеполитического ведомства и лично его главы Х.Мааса (СДПГ).
В контексте сентябрьских выборов в Германии подобный шаг выгоден партии Мааса в силу нескольких причин. Во-первых, по последним по времени опросам, СДПГ рискует опуститься на третье место, уступив позиции продолжающим укрепление «Зеленым». Отыграть политические очки партия надеется за счет своего стабильного имиджа, который был подкреплен тем, что в отличие от главных конкурентов – ХДС и «Зеленые / Союз 90» она заблаговременно определилась с кандидатом на пост канцлера, в то время как соперников ослабило внутреннее противоборство. Если же говорить о Х.Маасе, то он возглавил предвыборный список в Сааре, где СДПГ пока держится на второй строчке и, разумеется, хотела бы сохранить и укрепить электоральную поддержку. Наконец, даже в случае не самого благоприятного исхода партия сохраняет шанс на вхождение в состав правительственной коалиции с ХДС или «Зелеными», в последнем случае есть варианты подключения СвДП или «Левых». Как бы там ни было, проведение второй Берлинской конференции по Ливии как сигнал внешнеполитического влияния и связей имеет для СДПГ большое значение как в плане попадания в правительство, так и с точки зрения борьбы за ключевые министерские портфели.
Возвращаясь к участникам предстоящей конференции, в их перечне сделан акцент на приглашении Италии. Этот факт не выглядит случайным, принимая во внимание недавние переговоры Берлина и Рима по проблеме беженцев. В мае Х.Маас на переговорах со своим итальянским контрпартнером Л. Ди Майо пообещал, что Германия готова вновь принять участие в распределении беженцев и «не оставлять Италию наедине с этим вопросом». При этом в ЕС подобный подход, означающий, что квотирование мигрантов должно распространиться на все государства-участники, вызывает традиционное сопротивление таких стран, как Венгрия и Польша, в связи с чем ФРГ, судя по всему, намеревается подкрепить свои позиции за счет ООН. Исходя из этого, можно ожидать, что следующая Берлинская конференция, если не в официальной части, то в кулуарах будет иметь заметный уклон в сторону обсуждения данной проблематики.
Таким образом, в стремлении Германии провести вторую Берлинскую конференцию по Ливии отчетливо присутствует желание решить ключевые задачи, стоящие перед федеральной республикой и отдельными ее политическими группами. Однако недостаточная к настоящему моменту информация о готовящемся мероприятии не дает возможность спрогнозировать его конечный итог. Впрочем, сейчас основной если не угрозой, то, как теперь принято говорить «геймченджером», способным существенно повлиять на развитие событий, считается командующий ЛНА Х.Хафтар. Он ищет легитимизации своего присутствия во властных кругах страны, в том числе за счет контактов с внешними силами, вовлеченными в Берлинский процесс. Помимо этого, испытывая явное недовольство в связи с подготовкой к выборам в декабре, он, не исключено, имеет шанс включиться в них самостоятельно или через близкого кандидата. В последнем качестве СМИ видят одного из его сыновей. По информации американских журналистов, ссылающихся на анонимные источники, в марте текущего года могла иметь место встреча Саддама Хафтара с израильтянами, направленная на привлечение их в качестве международной поддержки. О приглашении самого Х.Хафтара или его представителей на предстоящую в июне Берлинскую конференцию пока информации нет.