О роли Афганистана в новом торговом маршруте «Пакистан-Узбекистан»

В первой половине 2020 года Пакистан и Узбекистан начали осуществлять коммерческие перевозки через территорию Афганистана, что стало новой вехой региональной экономической интеграции. Пакистанский грузовой автомобиль, перевозящий лекарственные препараты, 9 апреля отправился из портового города Карачи в Ташкент с остановкой в Кабуле, прибыв в место назначения 4 мая. Узбекский грузовой автомобиль 9 мая забрал партию кожаных изделий из Ташкента и уже 11 мая прибыл на афгано-пакистанскую границу (контрольно-пропускной пункт Торхам), 13 мая груз уже был доставлен в пакистанский город Фейсалабад. Данные перевозки являются частью пяти запланированных пробных запусков, направленных на проверку жизнеспособности ряда маршрутов в регионе, где торговле мешает нестабильная обстановка в Афганистане и давняя напряженность в отношениях между Кабулом и Исламабадом. Проект получил техническую и финансовую поддержку Агентства США по международному развитию (USAID). Организация заявила, что инициатива направлена на «усиление торговой интеграции и взаимосвязанности в регионе». Поставки осуществлялись в соответствии с Конвенцией о международных перевозках (TIR) – таможенным соглашением, которое облегчает международные перевозки товаров. Многосторонний договор устраняет необходимость уплаты таможенных пошлин и налогов. Афганистан вновь присоединился к TIR в 2013 году после 30-летней приостановки участия, Пакистан вступил в договор в 2017 году. Абдул Разак Давуд, советник премьер-министра Пакистана Имрана Хана по вопросам торговли и инвестиций, считает, что пилотный проект был «очень успешным». Давуд заявил, что Исламабад рассчитывает в ближайшие месяцы подписать соглашения о преференциальной торговле, которые могут включать более низкие тарифы в торговле с Узбекистаном и Афганистаном. Пакистан в течение многих лет боролся с экономическим упадком и энергетическим кризисом и давно искал доступ к рынкам в богатой ресурсами Центральной Азии. Местные СМИ неоднократно сообщали, что Исламабад хочет импортировать больше узбекских товаров, включая уголь, удобрения и текстиль. Участвующие в проекте транспортно-экспедиторские компании Best Trans Pvt (Пакистан) и Asad Trans (Узбекистан) планируют увеличить количество транспортных средств, перевозящих грузы в Пакистан и Узбекистан, до 50 едениц к концу 2021 года. При этом остается очевидным, что самым большим препятствием для региональных экономических связей является война в Афганистане, где уровень насилия только растет по мере того как западные силы сворачивают свое присутствие в стране. На сегодняшний день широко распространены опасения об обострении гражданской войны, если талибы попытаются насильственно захватить власть после полного вывода иностранных войск, который должен произойти к 11 сентября. Неясно, поддержат ли в таком случае талибы грузовой маршрут Пакистана и Узбекистана, который проходит через афганскую территорию. К другим препятствиям на пути расширения региональной торговли относятся широко распространенные в пограничных зонах коррупция и вымогательства. Пресс-секретарь Министерства промышленности и торговли Пакистана Фавад Ахмади заявил в интервью местной редакции «Радио Свобода», что грузовой маршрут между Пакистаном и Узбекистаном позволит Афганистану превратиться в «перекресток» региональной торговли. Президент Афганистана Ашраф Гани неоднократно заявлял о потенциале своей страны как «центра региональных связей». Однако в реальности не имеющий выхода к морю Афганистан может получить от этого проекта куда меньше выгоды, прежде всего потому что для Афганистана крайне важно развивать собственную экономику, включая сельхозпродукцию, строительство, а в более длительной перспективе – добычу и экспорт полезных ископаемых, которые в настоящее время являются предметом массовой контрабанды в Пакистан и Иран. Что касается экспорта, необходимо обеспечить, насколько это возможно, беспрепятственный транзит товаров из Афганистана через соседние страны, особенно через Пакистан, который наложил запрет на провоз афганских товаров в Индию – главного противника Исламабада. В ответ Нью-Дели и Кабул в 2016 году открыли коридор для грузовых авиаперевозок, чтобы обеспечить больший доступ афганских товаров на индийский рынок. Нью-Дели, Кабул и Тегеран также углубили взаимоотношения в сфере торговли благодаря установлению торгового пути через стратегический порт Ирана Чабахар. Данные меры помогли уменьшить зависимость Афганистана от Пакистана. Нью-Дели также получил доступ к природным ресурсам в республиках Центральной Азии. В результате объемы торговли между Афганистаном и Пакистаном в последние годы резко снизились, поскольку Иран стал крупнейшим торговым партнером Афганистана. Узбекистан, не имеющий выхода к морю, станет одним из крупнейших бенефициаров роста региональной торговли: его доступ к морскому судоходству очень ограничен, и Ташкент стремился обеспечить прямое сообщение с морскими портами в Пакистане и Иране. В феврале 2020 года афганские, пакистанские и узбекские чиновники подписали дорожную карту по строительству железной дороги из северного афганского города Мазари-Шариф, недалеко от границы с Узбекистаном, в Кабул и город Пешавар на северо-западе Пакистана. Ташкент  также подписал ряд соглашений с южными соседями по расширению региональной торговли. Таким образом, несмотря на очевидные препятствия в виде нестабильности в Афганистане, а также непростую геополитическую ситуацию в регионе, маршрут Пакистан-Узбекистан дает всем участникам проекта набрать своего рода «политические очки». В случае, если проект будет развиваться за счет экспансии в другие страны Центральной Азии, увеличив со временем объем транзитной торговли, это принесет ощутимую выгоду и Пакистану, и государствам Центральной Азии, а также увеличит заинтересованность соседствующих стран в установлении стабильности в Афганистане.

55.81MB | MySQL:105 | 0,401sec