Об участии президента Турции Р.Т.Эрдогана в саммите НАТО и его встрече с президентом США Дж. Байденом. Часть 2

14 июня в Брюсселе состоялся Саммит НАТО и на его полях – встречи между президентом Турции Р.Т. Эрдогана с главами государств – членов Альянса. Впрочем, предсказуемо, самой важной и самой ожидаемой встречей для турецкого лидера стала встреча с президентом США Джо Байденом.

В Части 1 нашего материала (доступен по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=77853) мы говорили о том, каковы были ожидания и предложения турецкой стороны в преддверии центрального для турок события – первой очной встречи между президентами Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Отметили мы и то значение, которое даже сам факт встречи имеет для турецкого внешнеполитического курса.

Впрочем, не стоит забывать и про мероприятие, как таковое. Про турецкие «послания собравшимся», а также про прочие контакты турецкого лидера с мировыми лидерами – говорить, особо, не приходится. Да были «селфи» с контакты на полях мероприятия с главами Великобритании, Германии и, что особенно важно в нынешних условиях, Греции. Однако, ни общая семейная фотография, ни парные фотографии на фоне press-wall особого внимания не заслуживают. Даже достигнутую на Саммите турецко-греческую «договоренность» о том, что стороны будут держать друг с другом телефонную связь по «прямому телефону» (позднее эта договоренность была преподнесена турками, как свидетельство того, что процесс развивается в нужную сторону – И.С.).

Так что необходимо сосредоточиться на главном – на встрече на высшем уровне между президентами Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Как мы отметили в предыдущей публикации, принципиальным в ней было то, что встреча прошла на полях Саммита НАТО, а не в виде отдельно стоящего мероприятия. Это не был ни государственный, ни официальный визит сторон друг к другу. В итоге, встреча между двумя лидерами, чей уровень, разумеется, несравним с полноценным саммитом «в верхах», продлилась около 45 минут. Имеем возможность сравнить важность этой встречи для президента Джо Байдена, по сравнению со встречей с президентом Владимиром Путиным, чтобы понять несравнимость их уровня, невзирая на турецкую заявку на то, чтобы стать игроком высшей лиги.

Как сообщили турецкие СМИ, после «решающей встречи» на полях саммита лидеров НАТО «президенты Турции и США подтвердили свою готовность восстановить натянутые связи и расширить сотрудничество».

Цитируем заявления турецкого лидера, которые он сделал по окончании мероприятия в Брюсселе и встречи с президентом США:

«На нашей встрече с г-ном Байденом мы конструктивно рассмотрели вопросы, по которым у нас есть разногласия, а также области сотрудничества. Мы договорились сохранить открытыми каналы диалога между Турцией и США, как это делают стратегические партнеры и союзники». И далее: «Мы собираемся расширять наше сотрудничество с США. Между нами нет неразрешимых проблем».

Заметим, что это «сохранить открытыми каналы диалога» — это формулировка, которая более пристала странам, которые находятся в состоянии непростых политических отношений, которые не подлежат урегулированию, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако, ввиду важности сторон друг для друга, они обязуются «снимать телефонную трубку, когда другая сторона будет звонить». – Согласимся, что это – весьма далеко от того, что можно было бы ожидать от «образцового» турецко-американского партнёрства, в целом, и от «исторической», как её анонсировали, встречи между двумя лидерами, которая, к тому же, является первой после избрания Джо Байдена президентом.

Ещё одна тема: — это «отсутствие неразрешимых проблем». Нижеподписавшийся, имеющий возможность общаться с американскими экспертами, столкнулся со следующей точкой зрения из-за океана. Она заключается в том, что, невзирая на стереотипы в отношении турецко-американских отношений – положительный образ «образцового партнёрства», в отношениях между США и Турцией было «разное» и они пережили многие трудности и даже кризисы. Переживут и те, которые наблюдаются сейчас. На самом деле, у людей, интересующихся американо-турецкими отношениями, нет иллюзий на тему «образцовых» отношений между двумя странами – разумеется, не было безоблачных отношений. Напротив, были непростые отношения с достаточно кризисными ситуациями, к примеру, в связи с ситуацией на Кипре и действиями турецкой стороны.

Однако, ситуация заключается в том, что никогда до сих пор в современной истории отношений между Турцией и США не было такого комплекса проблем, которые, к тому же, были бы отягощены санкциями, введенными со стороны США.

Более того, возможно, главной проблемой является то, что между двумя странами отсутствует, как таковое, общее понимание вызовов и угроз современного мира, включая вопросы безопасности и терроризма. Разумеется, между двумя странами существуют прочные торгово-экономические отношения. Однако, большой товарооборот между США и Турцией не делает две страны союзниками и уж те более «образцовыми партнёрами».

Продолжаем цитирование турецкого лидера:

«Мы считаем, что сотрудничество между США и Турцией будет способствовать региональной безопасности». Также президент Р.Т. Эрдоган также сказал, что наличие «сильной воли» очевидно для начала периода эффективного сотрудничества между Турцией и США, в рамках отношений, «основанных на взаимном уважении и интересах во всех сферах».

Разумеется, большой вопрос вызывает возможность возникновения между США и Турцией отношений, основанных на взаимном уважении – в первую очередь, со стороны США. До сих пор, США рассматривали Турцию в качестве страны, следующей в их фарватере. И, невзирая на все старания со стороны турок, американцы не видят необходимости строить для себя симметричные отношения. Причина заключается не только в разнице в развитии и показателях двух стран. Речь идет о принципиальной философии американской политик, которая не предусматривает уважение и учета интересов Турции.

Со своей стороны, американский президент Джо Байден указал, что встреча с Р.Т. Эрдоганом была «положительной».

Цитируем американского лидера:

«У наших двух стран — большие планы. Наши команды продолжат обсуждения, и я уверен, что мы добьемся реального прогресса в отношениях между США и Турцией».

Кроме того, в ходе своей пресс-конференции президент Р.Т. Эрдоган также, достаточно предсказуемо, коснулся темы Афганистана и предложения Турции по управлению кабульским аэропортом после ухода американских войск, намеченного на 11 сентября (отметим, достаточно странный символизм выбранной американцами даты для своего ухода из Афганистана, что переводится на русский язык как отступление в память о самой крупной террористической атаке, совершенной против США – прим.).

Как указал турецкий лидер, дипломатическая, материально-техническая и финансовая поддержка США важна, в случае устойчивого присутствия Турции в Афганистане. Он отметил желание турецкой стороны, чтобы работать в Афганистане вместе с Пакистаном и с Венгрией.

Опять же, заметим, что сделка между Турцией и НАТО, вроде как, создает прецедент и сферу сотрудничества. Однако, данная сделка, даже в том случае, если она будет поддержана со стороны упомянутых президентом Р.Т.Эрдоганом стран – Пакистана и Венгрии – все равно, она выглядит для Турции весьма рискованной. С учетом того, что талибы уже высказали свое недовольство ею и неприятие Турции в качестве стороны, кто будет отвечать за эксплуатацию аэропорта в Кабуле.

Эта сделка смотрится как ловушка для Турции, которая в Афганистане может оказаться в западне и изрядно испортить свое реноме в мусульманском мире. На другой чаше весов – призрачный смысл существования Турции в НАТО и достаточно скромные, по меркам миссии, которая может быть возложена на Турцию.

«Мы передали ожидания и недовольство Турции нашим коллегам», — добавил президент Р.Т. Эрдоган в отношении борьбы с терроризмом.

Цитируем: «Не должно быть двойных стандартов в усилиях по борьбе с терроризмом, и следует знать, что одну террористическую группу невозможно победить с помощью другой», — добавил президент Р.Т. Эрдоган, указав на поддержку США сирийского крыла (Силы народной самообороны) террористической группы (Рабочая партия Курдистана).

И далее: «Турция — единственная страна НАТО, которая боролась с террором «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее – запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.) на земле», — сказал он.

Цитируем турецкого лидера: «Кроме того, террористы СНС только что убили 14 ни в чем не повинных мирных жителей в ходе нападений на больницу Шифа в Идлибе. Это также должно рассказать (вам) историю о природе террористов PKK / СНС». Как заключил президент Р.Т. Эрдоган: «Мы ожидаем, что наши союзники прекратят поддержку этих террористов».

Отметим, что, с целью изменения ситуации и доведения своей позиции до партнёров по НАТО, Турцией даже была подготовлена книга, посвященная борьбе Турции с терроризмом. Книга была отпечатана и передана турецкой стороной партнёрам по переговорам. Разумеется, есть серьезные сомнения в том, что та информация, которая в ней содержится, является принципиально новой настолько, чтобы, допустим, те же США отказались от своей политики, которые они, до сих пор, проводят на сирийской земле, опираясь там не на турок, а на курдские формирования, которые Турция рассматривает как «филиал» террористической Рабочей партии Курдистана.

Также в ходе своего выступления, президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил об отсутствии прогресса в продолжающемся споре по С-400 между Анкарой и Вашингтоном, который ввел санкции против турецкого Управления по оборонной промышленности (SSB) в 2020 году.

Как заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган: «По вопросу о (закупке Турцией – прим.) С-400, я сказал (Джо Байдену) то же самое, что и раньше». «Я поднял вопрос о F-35», — добавил он, показывая, что хочет, чтобы Турция снова была включена в программу. «Я сказал ему (Джо Байдену), какие совместные шаги мы можем предпринять в оборонной промышленности».

Иными словами, можно говорить о том, что США продолжают свою политику по тому, чтобы вынудить Турцию отказаться от систем С-400, не предлагая сколь-нибудь интересных для страны «вариантов размена». То есть, американцы, в принципе, не готовы разговаривать в понятной туркам системе координат, где предполагается, что у всего, в общем и целом, — есть своя цена и главное, что обе стороны этот принципиальный момент понимают, все для себя решили и потом уже обсуждают цену вопроса.

Это – излюбленная турецкая стратегия переговоров. «Реши для себя, что это тебе надо, тогда мы готовы к конструктивному и гибкому ведению переговоров, как если бы сделка уже состоялась и осталось только проставить цену». Такая модель даже не предполагает того, что есть вопросы, которые не стоят, сами по себе, ничего.

По следам встречи между президентами Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом, ведущее англоязычное издание страны, газета Daily Sabah, опубликовала интервью с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу.

Приведем, вслед за изданием, некоторые, основные высказывания главы турецкого внешнеполитического ведомства:

«Мы видим, что новая администрация в Соединенных Штатах под руководством Джо Байдена стремится к улучшению отношений с Турцией», — заявил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, указав, что переговоры продолжаются как под эгидой НАТО, так и на двусторонней основе.

Подтвердив, что на данный момент из США в Турцию прибыли две делегации, Мевлют Чавушоглу заявил журналистам, что либо он посетит Вашингтон, либо госсекретарь США Энтони Блинкен приедет в Анкару в ближайшем будущем. «Мы договорились собраться вместе как два министра», — добавил он, сказав, что дата еще не назначена.

При этом, турецкий министр отметил существующие между сторонами разногласия. В частности, он указал на поддержку, оказываемую американцами РПК и секте Фетхуллаха Гюлена. Кроме того, заявление про «геноцид армян», как указал Мевлют Чавушоглу, также негативно повлияло на отношения.

Говоря о теме закупки Турцией систем С-400, которая привела к американским санкциям по отношению к Турции, Чавушоглу повторил, что предложение Анкары о создании рабочей группы под эгидой НАТО было отвергнуто прежней и нынешней администрацией.

Цитируем: «Мы знаем почему, потому что они знают, что их утверждения (что система несовместима с системами НАТО – И.С.) не соответствуют действительности», — сказал он. Чавушоглу также отметил, что Турция сообщила России, что системы будут на 100% контролироваться Анкарой. «Поэтому мы отправили много технических специалистов в Россию. В Турции не будет русских солдат».

Другая тема, о которой говорил Мевлют Чавушоглу – это Афганистан. Чавушоглу заявил, что с выводом американских войск из страны обе страны обсуждают, как двигаться вперед.

Заместитель министра иностранных дел Седат Онал, в свою очередь, дал оценку своей недавней встрече с заместителем госсекретаря США Венди Шерман, заявив, что все двусторонние вопросы были обсуждены.

Цитируем: «Кажется, они готовы к сотрудничеству с нами. Они недавно пришли в Администрацию и медленно продвигаются вперед». При этом С. Онал указал, что США еще даже не назначили специального представителя по Сирии. Он заявил, что Турция, в основном, подчеркнула сотрудничество США с террористическими организациями. «Они не могут придумать объяснения взаимодействию с террористической группой. Они говорят, что борются с ИГ  и не собираются создавать угрозу безопасности Турции».

Как отметил С.Онал, Вашингтон, со своей стороны, видит потенциал сотрудничества в Сирии, Ливии и Афганистане. «Мы обсуждали, что это может быть распространено на Африку и Азию. События на Африканском Роге затрагивают нас, и потенциал там увеличился. В предстоящий период мы будем укреплять отношения на предметной основе».

В свою очередь, Мевлют Чавушоглу добавил, что у США есть желание тесно сотрудничать с Турцией: «Мы хотим преодолеть существующие проблемы». И далее: «С другой стороны, администрация США взаимодействует с РПК на севере Сирии. Они не отказались от этого», — заявил он, указав, что администрация Дональда Трампа оставалась в регионе в поисках нефти, но «там не хватает нефти, из-за которой стоило бы оставаться там».

Итак, подводим черту:

На полях Саммита НАТО состоялась встреча между президентами Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Её можно назвать «прощупыванием» турками американцев на предмет возможного интереса США к Турции и возможности получения от американцев поддержки своей внешней политике. Это «прощупывание» было проведено на фоне того, что, стороны ещё раз зафиксировали существующие между ними разногласия. Однако, вопрос здесь заключается в том, что устранение этих разногласий, похоже, сильно интереснее турецкой стороне, нежели стороне американской.

Самая большая для Турции проблема заключается в том, что между ней и США нет темы, в которой США были бы «кровно» заинтересованы. Как допустим, в случае с ЕС, которые «кровно» заинтересованы в теме беженцев. А пока это – так, для американцев не является критичным наличие в отношениях с турками проблемных зон, которые надо устранить. А вот «выпадение США» из турецкой обоймы – это для Турции проблема, которую Саммитом НАТО и личной встречей между двумя президентами решить не удалось.

52.34MB | MySQL:103 | 0,748sec