Израильские эксперты о ситуации в регионе при новом президенте ИРИ Э.Раиси. Часть 2

На президентских выборах в Исламской Республике Иран 18 июня 2021 г. победу одержал глава Верховного суда ультраконсерватор Эбрахим Раиси. Израильские специалисты по Ирану в этой связи отслеживают все аспекты политики Тегерана, особенно в контексте вопросов безопасности и его действий в регионе, а также развития ситуации вокруг возвращения США к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД).

Раз Зиммт, научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), профессор Тель-Авивского университета, перечисляет лидеров, поздравивших Э.Раиси с избранием. Среди них президент Сирии Башар Асад, который пожелал ему успехов и выразил надежду на укрепление сотрудничества между двумя странами.

Генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла направил Э.Раиси поздравительное письмо, в котором подчеркнул, что его победа вдохновляет жителей региона. Он выразил надежду, что новый президент ИРИ поддержит «Хизбаллу» и «сопротивление».

Новоизбранного президента Ирана поздравил президент Ирака Бархам Салех и премьер-министр Мустафа аль-Казыми; президент курдской автономии в Ираке Нечирван Барзани, который подчеркнул необходимость укрепления сотрудничества между курдским регионом и Ираном; а также проиранские шиитские ополчения в Ираке, включая «Катаиб Хизбалла». ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» выступили с заявлениями в поддержку нового президента, желая ему успехов и призывая Иран продолжать оказывать помощь палестинскому народу.

Отмечается, что глава Политбюро ХАМАСа Исмаил Хания намерен в ближайшее время посетить Иран и встретиться с высшими руководителями режима, включая верховного лидера Али Хаменеи, уходящего президента Хасана Роухани и руководство КСИР. Также ожидается, что Хания посетит Ливан и встретится с высокопоставленными должностными лицами ливанского правительства и генеральным секретарем «Хизбаллы» Хасаном Насраллой.

В свою очередь Раиси на своей первой после выборов пресс-конференции заявил о том, что Иран и впредь намерен поддерживать палестинцев. По его  словам, «палестинцы являются хозяевами Палестины», и «сионистский режим должен больше бояться жителей Палестины, нежели Ирана». Он отметил, что инициатива в настоящее время принадлежит палестинским силам, и Иран будет продолжать их поддерживать. Избранный президент также подтвердил официальную позицию ИРИ, согласно которой его региональная деятельность и ракетная программа не подлежат обсуждению[i].

13 июня с.г., до того как новое коалиционное правительство получило вотум доверия, уходящий премьер-министр Биньямин Нетаньяху выступил в Кнессете с зажигательной речью. «Иран празднует появление новой коалиции», – сказал он, утверждая, что «в кабинете министров, возглавляемом религиозным националистом Нафтали Беннетом, будут доминировать левые, и поэтому он будет слабым». «После того, как США вернутся к ядерной сделке с Тегераном, новое правительство не одобрит крупные операции в Иране», – заявил он. Б.Нетаньяху пытался доказать израильтянам, что «правительство, которое не способно решительно противостоять международному сообществу по насущным для нашей судьбы вопросам, не достойно руководить Израилем».

В ходе четвертого телефонного разговора с момента прихода к власти нового израильского правительства министр иностранных дел Яир Лапид согласился с просьбой госсекретаря США Энтони Блинкена к Израилю вести себя «без сюрпризов». В ответ Б.Нетаньяху заявил, что это опасное обязательство может парализовать военную деятельность Израиля против военной ядерной программы Ирана. «Я не могу придумать более слабого и выхолощенного послания нашим врагам в Иране», – сказал бывший премьер-министр. «Я не могу придумать лучшего подарка для «палача из Тегерана». С этого момента он и его друзья по режиму знают, что они могут спать тихо, без сюрпризов».

Напомним, что за последние несколько лет Иран уже пережил ряд «сюрпризов» в виде десятка загадочных пожаров и взрывов на важных ядерных объектах по всей стране.

Раз Зиммт сомневается, что «преемник Нетаньяху примет принципиально иной подход к Ирану». Он полагает, что «по иранскому вопросу нет ощутимых разногласий между политиками в мейнстриме израильской политики». «Как военная кампания Израиля против иранских усилий, направленных на закрепление в Сирии, так и его тайные действия против иранской ядерной программы поддерживаются большинством израильских политиков со всего политического спектра», – добавил эксперт.

К примеру Н.Беннет раскритиковал предыдущее ядерное соглашение с Ираном, и в ходе недавней предвыборной кампании в Израиле политики правого и центристского толка заявляли, что они не согласятся с новой сделкой на условиях, зафиксированных в СВПД от 2015 г.

По мнению Йонатана Спайера, директора Ближневосточного центра отчетности и анализа (MECRA), научного сотрудника Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), «есть потенциал для напряженности в связи с тем, что администрация Байдена, по-видимому, привержена возвращению к СВПД, в то время как Израиль выступает против». Тем не менее, полагает он, «нынешняя агрессия Ирана посредством прокси против присутствия США в Ираке может ужесточить позицию Байдена в отношении Ирана по более широкому спектру его действий в регионе».

По словам Р.Зиммта, «Нетаньяху, вероятно, будет указывать на дипломатическую неопытность нового руководства [Израиля] и заявит, что они слабы перед Байденом, неспособны эффективно противостоять администрации США и обеспечить дипломатическое прикрытие для тайных действий Израиля…» «Но в отличие от Б.Нетаньяху, который публично обозначил свое несогласие с американцами, вполне вероятно, что Нафтали Беннет и Яир Лапид будут критиковать любой проиранский уклон в администрации Байдена в частном порядке и постараются повернуть любое соглашение как можно больше в пользу обороноспособности Израиля», – сказал эксперт INSS[ii].

Майкл Сегалл, старший аналитик Иерусалимского центра публичной политики (JCPA), полагает, что международное сообщество находится «на перепутье» в отношении Ирана и ядерной сделки. По его мнению, сейчас наиболее важным вопросом является то, что Иран «обладает ноу-хау» для превращения в ядерную державу. «Они доказали, что способны [обогащать уран] до 60 процентов, а значит – достичь оружейного уровня». Он отметил, что следующая проблема, стоящая перед международным сообществом, заключается в том, что теперь у Ирана будет президент, который не притворяется умеренным, как Хасан Роухани. Отныне вся система правления Ирана, которая включает правительство, парламент (меджлис) и судебную власть, состоит из «радикальных консерваторов». «Сейчас есть единый Иран», – сказал он. «Здесь нет прагматиков, консерваторов или умеренных. У Ирана одно лицо».

По словам эксперта JCPA, «Иран отслеживает смену караула в Соединенных Штатах и ​​Израиле, где на смену бывшему президенту США Дональду Трампу и бывшему премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху пришли новые лидеры и правительства. «Нам нужно посмотреть, как Иран расценивает эти события в Израиле и Соединенных Штатах». М.Сегалл полагает, что в понимании иранцев «все идет своим чередом – от войн против Израиля, которые ведут ХАМАС и «Хизбалла», до замены Трампа и Нетаньяху. Иран рассматривает все эти события как благодатное вмешательство сверху для достижения своих стратегических целей, а именно гегемонии и господства на Ближнем Востоке». «Если мы сложим все это вместе, – говорит израильский эксперт, – Иран чувствует себя уверенно в отношении продвижения в ядерной сфере, развития программы баллистических ракет, подрывной деятельности в регионе и, конечно же, все это за счет иранского народа. Они [иранцы] будут теми, кто заплатит цену за эти приключения». Международное сообщество может думать, что оно успешно доказало мирный характер намерений Ирана в продвижении ядерной программы или его дестабилизирующей деятельности в регионе, но, по словам Сегалла, назначение Раиси осложнит ситуацию. «Иранцы больше не боятся признаваться [в своих намерениях] и не прячутся за масками», – сказал он. «В прошлом они могли это правдоподобно отрицать, но не более того. Они уверены в себе, прямолинейны и дерзки. И это то, что мы увидим в ближайшем будущем».

По мнению Р.Зиммта, «самый большой вопрос заключается в том, произойдет ли возвращение к СВПД до августа, т.е. до того, как Раиси вступит в должность». «Если Хаменеи решит согласиться на сделку с P5 + 1, не имеет большого значения, является ли президентом Роухани или Раиси», – сказал он. Эксперт полагает, что международному сообществу, возможно, будет труднее проводить переговоры с иранцами после августа, когда И.Раиси вступит в должность и назначит министра иностранных дел, придерживающегося более жесткой позиции.

По словам Р.Зиммта, есть три основных возможных способа отсрочить ядерную программу Ирана. Во-первых, это СВПД. Во-вторых, это военный вариант, хотя в Израиле этого никто не хочет. Третий промежуточный вариант – это так называемые скрытые действия, которые могут замедлить некоторый прогресс и могут задержать продвижение в рамках программы. «Но здесь есть две проблемы», – сказал он. «Во-первых, подобные меры только задержат и замедлят программу; они не позволят уничтожить ядерные объекты. Во-вторых, это побудит Иран улучшать свои возможности, а иногда и принимать ответные меры. Решение об обогащении до 60 процентов было принято после второй атаки на Натанз», – напомнил израильский эксперт.

М.Сегалл полагает, что международное сообщество стоит на распутье, и это не очень хорошо для Израиля. По его словам, обещания Э.Блинкена о «более длительной и прочной» сделке с Ираном «не сбудутся». Эксперт уклонился от ответа на вопрос касательно того, готовится ли Израиль предпринять военные действия против иранской программы создания ядерного оружия, учитывая растущее неповиновение и уверенность Ирана, однако подчеркнул, что израильское руководство «не допустит появление ядерного Ирана»[iii].

Отметим, что есть политики и эксперты, которые придают большое значение приходу к власти в Иране «сторонников жесткой линии», полагая, что в иранской политике существует внутренняя дихотомия в вопросе продолжения военной экспансии и ядерной программы. Израильские аналитики, по крайней мере, согласно открытым источникам, в основном сходятся во мнении, что победа И.Раиси не имеет большого значения, и израильские службы безопасности придерживаются именно такого подхода. В частности, Р.Зиммт, анализируя иранские выборы, приходит к выводу, что ситуация в регионе и «стратегическая картина» для Израиля во многом останется прежней. Представляется маловероятным изменение израильской политики, выработанной генералами и службами безопасности в не меньшей степени, чем Биньямином Нетаньяху во время его пребывания у власти. А заявления Биби о том, что он является единственным израильским лидером, способным защитить Израиль и обеспечить национальную безопасность, оптимистично настроенные израильские эксперты предлагают игнорировать.

[i] לאיראן מבט // Terrorism-info.org.il. 24.06.2021 — https://www.terrorism-info.org.il/he/מבט-לאיראן-24-10-ביוני-2021/?fbclid=IwAR1OUXPe1-569p71GIaJF-jiSPO_Z21k8T3ho8U-2wVn7UanJqZpt0i9bv0

[ii] With Netanyahu gone, will Israel soften its stance on Iran? // The Newarab. 21.06.2021 — https://english.alaraby.co.uk/analysis/netanyahu-gone-will-israel-soften-its-stance-iran?fbclid=IwAR20QLMdqwstg-rLyLytue8bFK9Nho2ogMpl1FdFP9rHbmNzBWhcGEGLIQg

[iii] Iran’s new president likely to usher in new era of defiance and hegemony // JNS. 21.06.2021 — https://www.jns.org/irans-new-president-likely-to-usher-in-new-era-of-defiance-and-hegemony/?fbclid=IwAR3AOIOcNPoi55KCPWFc3a0ZcogOlGDUdrH321crg8n93vQAJU6YY4WXgJc

62.89MB | MySQL:102 | 0,636sec