Об экономических и социальных проблемах Израиля. Часть 6

В Израиле на специализированных площадках представители соответствующих министерств и эксперты «фабрик мысли», занимающихся вопросами социально-экономического развития еврейского государства, обсуждают проблемы в системе здравоохранения, занятость населения, вопросы профессиональной подготовки, переход к экономической деятельности с низким уровнем выбросов углерода, ситуацию в системе высшего образования (например, растущее число выпускников с дипломом о высшем образовании).

Проф. Натан Сассман, Дафна Авирам-Ницан и Хила Шоф-Коллвиц из Израильского института демократии в документе из серии исследований, опубликованных IDI совместно с Министерством охраны окружающей среды в рамках программы «Израиль 2050: процветающая экономика в устойчивой окружающей среде», отмечают, что среди ведущих международных организаций, включая ООН, ОЭСР, Европейский союз, Всемирный банк и Международный валютный фонд, сложилось почти полное единодушие относительно того, что большинство шагов, предпринимаемых и планируемых в рамках перехода к низкоуглеродной экономике, также способствуют инклюзивному экономическому росту в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Наряду с признанием наличия экономической логики в политике, направленной на сокращение выбросов, и связанного с этим потенциала среднесрочного и долгосрочного роста экономики, международные институты также предупреждают о ряде угроз: в частности, о возможном снижении уровня занятости в краткосрочной перспективе в конкретных секторах экономики и регионах, зависящих от этих секторов в плане доходов местного населения; о росте цен на энергоносители в краткосрочной перспективе, что сильнее повлияет на уязвимые группы населения; и о том, что как непосредственные, так и более долгосрочные выгоды от перехода к низкоуглеродной экономике будут распределены неравным и регрессивным образом.

Таким образом, отмечают эксперты IDI, при таком переходе необходимо учитывать наличие уязвимых групп населения, чтобы «никто не остался за бортом». Исходя из этого, они определяют различные политические меры, которые в настоящее время предпринимаются во всем мире, для снижения негативного воздействия перехода к низкоуглеродной экономике на уязвимые группы населения, и гарантируют, что в результате они получат максимально возможные преимущества. Эксперты также представляют анализ воздействия различных компонентов такого перехода на домохозяйства и израильскую общественность в целом. При этом они опирались на исследование, проведенное Израильским институтом государственной политики (Israel Public Policy Institute, IPPI); на ряд опросов общественного мнения, проведенных Израильским институтом демократии; а также идеи, полученные в процессе консультаций с организациями гражданского общества и широкой общественностью с помощью онлайн-платформы, где граждане могли ответить на открытые вопросы.

Ниже приведены политические рекомендации экспертов IDI. Предполагается, что их принятие властями поможет обеспечить «справедливый переход» израильского общества к низкоуглеродной экономике.

  1. Прежде всего, необходимо определить уязвимые группы населения, предприняв ряд мер:

а) обновить процесс идентификации групп населения в Израиле, страдающих от недостатка энергетических ресурсов, путем определения базовой корзины энергопотребления, адаптированной к израильскому контексту;

б) обозначить потенциально негативные воздействия на уровень занятости населения до запуска запланированных нормативных изменений;

в) уменьшить бремя перехода к низкоуглеродной экономике на группы населения, определяемые в качестве уязвимых.

  1. Обеспечить уязвимым группам населения возможность воспользоваться преимуществами перехода к низкоуглеродной экономике, помогая им лично перейти к более экологичному энергопотреблению, путем государственных инвестиций во вспомогательную инфраструктуру и поощрением частных инвестиций в достижение этих целей. Этого можно достичь с помощью определенного набора действий.

а) Повысить эффективность потребления энергии в домах:

— предоставлять субсидии или комбинированное государственно-частное финансирование для изоляции домов отдельных групп населения, включая изоляцию стен, окон и крыш (как в Великобритании), а также материально-техническую помощь для проведения модернизации;

— понизить налоги и сборы на кондиционеры и отопительные приборы с высоким рейтингом энергоэффективности;

— стимулировать проекты обновления городов и модернизации ветхих зданий в соответствии с экологическими стандартами (аналогично государственной программе в Израиле TAMA 38 по укреплению старого жилого фонда); предлагается делать акцент на зданиях, расположенных в населенных пунктах с низким социально-экономическим рейтингом, и особенно в географических регионах с очень жарким или холодным климатом, например, на юге и севере страны.

б) Повысить эффективность энергопотребления на транспорте:

— увеличить государственное финансирование общественного транспорта в сельской местности; судя по результатам исследования IPPI и опросам общественного мнения, властям следует сосредоточить внимание на арабских деревнях и городах, население которых считается особо уязвимым к росту цен на топливо; также было определено, что повышение частоты и доступности общественного транспорта приведет к тому, что значительная часть населения станет меньше использовать личные транспортные средства;

— улучшить инфраструктуру связи, включая подключение сельских районов к оптоволоконной кабельной сети для высокоскоростного Интернета; это может увеличить количество тех, кто работает на дому, пусть даже и несколько дней в неделю;

— предоставить гражданам дифференцированные субсидии для избавления от старых автомобилей с высоким уровнем выбросов и приобретения новых (бывших в употреблении) автомобилей, которые более экономичны и менее загрязняют окружающую среду; право на получение средств и их размер должны определяться в зависимости от дохода семьи и удаленности проживания от места работы (как во Франции); это принесет пользу жителям периферии, которые нуждаются в финансовой помощи;

— предоставить льготы на ежегодный налог на транспортное средство и налог на покупку транспортного средства с низким уровнем выбросов и низким расходом топлива, используя дифференциальную шкалу, чтобы скидки уменьшались по мере увеличения его стоимости.

в) Децентрализовать производство электроэнергии домашним хозяйствам и мелким и средним предприятиям:

— модернизировать и расширить электрические сети в отдаленные районы на периферии, чтобы облегчить производство для дальнейшего распределения домашними хозяйствами и небольшими производителями солнечной энергии и открыть новые источники дохода для местных жителей;

— уязвимым группам населения предоставить финансовую помощь для установки солнечных панелей на крышах домов, что позволит им производить электроэнергию для собственных нужд и значительно снизить их расходы на электроэнергию.

г) Увеличить стимулы для частных инвестиций в «зеленые» секторы экономики и уязвимые области:

— увеличить гранты на «зеленые» исследования и разработки, как возможность для роста;

— предоставить субсидии или налоговые льготы промышленным предприятиям для повышения энергоэффективности, чтобы облегчить переход к низкоуглеродной экономике и сохранить уровень занятости населения;

— создать стимулы для инвестиций в менее развитые регионы, которые были выявлены в ходе определения уязвимых групп населения.

д) Предоставлять финансовую помощь и стимулы для программ профессиональной подготовки и переподготовки работников в уязвимых отраслях и регионах; поощрять и стимулировать обучение профессиям, связанным с возобновляемой энергией, переработкой отходов и экономикой замкнутого цикла, а также обучать новым, более экологически чистым методам производства, базовым технологическим навыкам, чтобы больше людей могли работать и предоставлять услуги удаленно.

е) Направлять доходы от налога на вредные выбросы на сбалансирование налогового бремени. В краткосрочной перспективе эксперты рекомендуют властям использовать доходы от налога на выбросы углерода в качестве финансовых стимулов для пользования экологически безвредными услугами и продуктами. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда налоговые ставки вырастут, эксперты рекомендуют направить доходы от налога на вредные выбросы на снижение других налогов, причем наивысшим приоритетом является сокращение регрессивных налогов, таких как НДС. Преимуществом использования налоговых поступлений для снижения НДС называется то, что выбор людей, которые получат выгоду, не будет определяться политическими интересами или группами давления, и, таким образом, этот шаг с меньшей вероятностью столкнется с политическими и другими препятствиями на пути реализации. Кроме того, снижение НДС принесет пользу не только домашним хозяйствам, но и производителям и предприятиям, вынужденным выплачивать налог на вредные выбросы, не отменяя стимула к снижению потребления энергии, загрязняющей окружающую среду.

  1. Образование, осведомленность и участие общественности.

а) Что касается информирования общественности, израильские эксперты отмечают, что большая часть населения обеспокоена климатическим кризисом и считает, что правительство Израиля должно принять меры для смягчения его последствий и подготовиться к нему. В то же время они считают, что необходимо сделать больше для повышения осведомленности граждан об экологических и социальных последствиях бездействия и о том, как можно избежать негативных результатов, особенно среди групп населения с самым низким уровнем информированности (ультраортодоксальные евреи, молодежь, группы с низкими доходами и с более низким уровнем образования). Исходя из результатов опроса, эксперты полагают, что необходимо информировать население о личных преимуществах перехода на потребление зеленой энергии, таких как выгоды, которые можно получить от установки солнечных панелей, модернизации домов в соответствии с экологическими стандартами или приобретения экологически чистого автомобиля. Пока это сделала лишь небольшая часть израильского общества. Наконец, эксперты считают необходимым проводить кампании по информированию общественности о мерах, направленных на повышение энергоэффективности домашних хозяйств.

б) Для участия граждан  в этом процессе в нынешний период нестабильности и высокой напряженности в израильском общественном и политическом дискурсе важно разработать соответствующие платформы. Эффективное вовлечение граждан может способствовать распространению информации и повышению прозрачности, а также информированию лиц, принимающих решения, на этапе разработки политики о взглядах и потребностях групп населения, затрагиваемых планируемыми изменениями.

в) Для того, чтобы побудить общественность к действию, эксперты рекомендуют изучить возможности использования инструментов поведенческой экономики. С этой целью они рекомендуют сначала определить области, в которых из-за поведенческих барьеров существует большой разрыв между текущими и желаемыми показателями перехода к низкоуглеродной экономике; определить поведенческие барьеры; и изучить, какие бихевиоральные инструменты могут подойти для устранения препятствий. Эмпирические оценки эффективности соответствующих поведенческих инструментов могут проводиться путем опросов, лабораторных и полевых исследований совместно с местными властями.

г) Эксперты полагают, что в Израиле недостаточно делается для просвещения молодежи об опасностях климатического кризиса и о том, как его можно предотвратить. Таким образом, для информирования и подготовки подрастающего поколения в учебные планы израильской системы образования должен быть интегрирован соответствующий контент. Однако такой политический шаг повлияет только на следующее поколение и, следовательно, не решит насущную потребность во взаимодействии с общественностью. По этой причине он менее актуален, чем широкие информационные кампании для израильских граждан всех возрастов[i].

Дафна Авирам-Ницан и Хила Шоф-Коллвиц из Израильского института демократии попытались ответить на вопрос «Насколько готовы израильтяне сокращать вредные выбросы в атмосферу?» В декабре 2020 г. был проведен опрос с целью определения отношения израильтян к изменению климата и возможным шагам по сдерживанию негативных тенденций. Опрос проводился в рамках проекта «Израиль 2050: процветающая экономика в устойчивой окружающей среде», возглавляемого IDI в сотрудничестве с министерством окружающей среды, а также министерствами экономики, энергетики и транспорта и израильским управлением планирования (в структуре МВД). Проект посвящен подготовке израильской экономики к сокращению вредных выбросов и разработке стратегического плана и целей политики на 2050 г., план, который Израиль должен был представить в ООН к концу 2020 г.

Согласно результатам исследования, 75% израильтян согласны с тем, что существует связь между выбросами вредных веществ в атмосферу и изменением климата, и что правительство Израиля должно принять меры для борьбы с глобальным потеплением.

72% израильтян считают, что человечество находится в опасности из-за изменения климата и глобального потепления, а 54% считают, что климатический кризис – это следующий кризис, с которым придется иметь дело.

70% израильтян обеспокоены ростом заболеваемости и эпидемий на фоне климатического кризиса; 63% обеспокоены увеличением загрязнения воздуха; 60-61% волнуется в связи с экономическим ударом по более слабым слоям населения во всем мире в результате климатического кризиса или уничтожения Земли как среды обитания; 56% переживают по поводу нехватки природных ресурсов и сырья. Загрязнение воздуха особенно беспокоит израильских арабов: 72% по сравнению с 64% среди светских и ортодоксальных евреев и только 38% среди ультраортодоксальных евреев.

77% израильтян выразили решительную готовность отделять мусор для вторичной переработки на регулярной основе при условии, что мусорные баки будут находиться рядом с их домами. Их готовность снижается до 53%, если баки будут расположены на некотором расстоянии.

45% израильтян готовы сократить число поездок на личных автомобилях, чтобы уменьшить загрязнение воздуха, даже если это приведет к более длительному и менее удобному передвижению.

Несмотря на результаты опроса, изменение климата и качество окружающей среды не являются основными факторами, влияющими на избирателей на выборах в Кнессет и на местных выборах: только 30% и 33% соответственно.

Исследование проводилось группой Social Eye Израильского института демократии для включения его результатов в общий отчет «Справедливый переход к низкоуглеродной экономике в Израиле», который был опубликован в декабре 2020 г. и частично представлен на конференции Эли Гурвица по экономике и обществу (14–16 декабря 2020 г.)[ii]

[i] The Eli Hurvitz Conference on Economy and Society 2021. Background Materials // IDI. 29-30 June — https://en.idi.org.il/media/16529/the-eli-hurvitz-conference-on-economy-and-society-2021-background-materials.pdf

[ii] Там же.

62.88MB | MySQL:102 | 0,597sec