Ситуация в Израиле: июнь 2021 г.

В июне в Израиле было приведено к присяге 36-е правительство во главе с лидером партии «Ямина» Н.Беннетом, а также избран новый президент И.Герцог. В области внутренней политики это привело к стимулированию законотворческой деятельности, а во внешней активизировало контакты с иностранными партнерами с целью  обеспечения преемственности курса на важных международно-политических направлениях. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

После майской эскалации палестинского насилия, сопровождавшейся массированными ракетными обстрелами израильской территории, в июне не было зафиксировано ни одного запуска. Вместе с тем палестинское сопротивление продолжилось и сопровождалось применением шаров с горючими веществами, спровоцировавших в Израиле серию пожаров. Кроме того, была отмечена повышенная террористическая активность в Иудее и Самарии, а также столкновения с полицией в Иерусалиме. При этом Марш с флагами в израильской столице 15 июня завершился относительно спокойно. По статистике полиции, было арестовано около 17 человек, которые принимали участие в стычках с правоохранителями, а также бросали камни в участников мероприятия.

Ситуация на палестинских территориях может свидетельствовать, с одной стороны, что местные группировки, прежде всего ХАМАС, пытаются использовать угрозу новой фазы конфликта для того, чтобы привлечь средства для восстановления Газы, а также за счет Израиля обеспечить вакцинацию и лечение палестинского населения от COVID-19. С другой стороны, напряженность на Западном берегу является свидетельством наращивания пропагандистской работы ХАМАС, который таким образом повышает свое влияние и популярность в условиях вновь заблокированного главой ПНА М.Аббасом политического процесса.

Официальные визиты и переговоры

В начале месяца последние раунды общения с иностранными лидерами провел завершавший исполнение обязанностей премьер-министра Б.Нетаньяху. Он встретился с американскими сенаторами Т.Крузом и Б.Хагерти. Для Республиканской партии, которую оба политика представляют, этот визит можно считать попыткой сохранить особый характер отношений с ближневосточным государством, показав разницу подходов с демократами, а особенно с их прогрессистским крылом. Также в Иерусалиме состоялась встреча Б.Нетаньяху с главой внешнеполитического ведомства Венгрии П.Сийярто, которого лидер «Ликуд» поблагодарил за произраильскую позицию в Евросоюзе.

В дальнейшем в силу переходного этапа работы правительства заметная часть внешнеполитической активности была связана с президентом страны Р.Ривлиным, завершающим каденцию в следующем месяце. Он посетил Румнию. В ходе переговоров с первыми лицами страны глава государства сосредоточил внимание на проблемах антисемитизма и терроризма, в то время как, выступая в парламенте, сместил акцент на иранскую проблематику. Затем Р.Ривлин по видеосвязи пообщался с канцлером Германии А.Меркель и лично встретился с контрпартнерми из США и Гондураса Дж.Байденом и Х.О.Эрнандесом, а также генеральным секретарем ООН А.Гутерришем.

Наконец, после приведения к присяге 36-го правительства Израиля, настал черед премьер-министра Н.Беннета и главы МИД Я.Лапида знакомится с зарубежными партнерами. Последний в июне занялся продвижением процесса нормализации с умеренными региональными режимами, отправившись в ОАЭ. Там он принял участие в церемонии инаугурации дипломатических представительств Израиля в Абу-Даби и Дубае. В дополнение к этому делегация Израиля открыла павильон страны на выставке Expo Dubai. В Риме Я.Лапид провел переговоры с госсекретарем США Э.Блинкеном. В повестке дня встречи значились иранская и палестинская проблематика, укрепление с помощью Соединенных Штатов израильского оборонного потенциала, а также двусторонние отношения с акцентом на важности поддержания двухпартийного консенсуса по израильской проблематике между демократами и республиканцами в США.

Н.Беннет сосредоточился в июне на внутриполитических вопросах. Пока не ясно, было ли это обусловлено объективными причинами, ставшими следствием затяжного политического кризиса, или отражает распределение полномочий в новом кабинете министров, где глава правительства в отличие от предшественника предпочитает делегировать основные внешнеполитические функции профильному ведомству. Как бы там ни было, в течение месяца Н.Беннет успел принять поздравления со вступлением в должность от мировых лидеров, а также провести переговоры с уже упоминавшимся Х.О.Эрнандесом и губернатором штата Флорида, где произошло обрушение 12-этажного жилого здания. Израиль предложил американской стороне помощь в преодолении последствий случившегося.

Отношения с международными организациями

В июне наметился серьезный поворот в отношениях Израиля и Китая, проявившийся на площадке Совета по правам человека. В рамках 47-й сессии данного специализированного учреждения в составе ООН представители ближневосточной страны присоединились к заявлению, поданному Канадой, в котором содержался призыв к КНР допустить на территорию Сыньцзян-Уйгурского автономного района международных экспертов, включая Верховного комиссара ООН по правам человека для установления достоверной ситуации с правами уйгурского населения и представителей других национальных меньшинств. Сообщается, что решение поддержать заявление, к которому присоединились Великобритания, Австралия, Германия и, разумеется, США, было принято Я.Лапидом после консультаций с главой правительства.

Поворот новых израильских властей на китайском направлении был истолкован многими обозревателями как свидетельство стремления обеспечить больший учет интересов американской администрации, в то время как Б.Нетаньяху предпочитал балансировать между США и КНР. Впрочем, позиция израильской стороны может быть мотивирована и другими причинами. Так, по некоторым данным еще в 2020 г. постоянный представитель Израиля при ООН Г.Эрдан направлял китайским контрпартнерам некое предупреждение, в котором утверждалось, что Иерусалим может избрать более принципиальную линию на голосованиях в ООН в том случае, если Пекин не будет стараться поддерживать государство в организации при обсуждении антиизраильских резолюций. Таким образом, это своего рода новое свидетельство применения  известного принципа «симметричного ответа», которым страна пользовалась неоднократно на различных международных форумах. Кроме того, в определенных кругах в последнее время наметилась тенденция проводить аналогии между политикой Израиля в отношении арабского меньшинства и китайским притеснением уйгурского населения. Таким образом, демонстративный отказ от солидаризации с КНР по этой проблематике может быть и свидетельством стремления Иерусалима продемонстрировать обратное.

Еще одним знаковым для государства событием в этой сфере внешнеполитической активности можно считать первое в истории избрание Израиля в качестве члена Экономического и Социального Совета ООН (ECOSOC). Кандидатура государства была поддержана 153 участниками ООН, а приступить к исполнению обязанностей делегация ближневосточной страны должна с 1 января 2022 г. Однако уже сейчас израильская дипломатия признает значимость указанного события, которое имело политический и экономический эффект. С одной стороны, как отметил названный выше Г.Эрдан, «Выбор Израиля для работы в ECOSOC – это признание наших инноваций и изобретательности, которые служат во благо всех стран мира». С другой, — это важное дипломатическое достижение, поскольку голосование показала широту поддержки Израиля на международной арене, несмотря на компанию по дискредитации страны, которую проводили палестинцы в связи с майской эскалацией насилия и продолжают в связи со сменой главного прокурора МУС.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

В июне продолжилось решение процедурных и кадровых вопросов: были назначены новые главы комиссий, а приведенные к присяге депутаты выступили со вступительными речами. 2 июня Кнессет избрал 11-м президентом страны главу Еврейского агентства («Сохнут), бывшего председателя партии Авода И.Герцога, который обошел в гонке педагога и общественного деятеля, лауреата Премии Израиля 2018 г. М.Перец. 13 июня парламент утвердил коалиционное соглашение, положенное в основу 36-го правительства. Новым спикером Кнессета стал М.Леви из «Еш атид», приход которого, по мнению многих экспертов, упростил проведение голосования о доверии кабинету Беннета-Лапида.

По мере возобновления текущей работы парламентарии стали уделять большое внимание обсуждению экономической и финансовой проблематики, варьирующейся от дополнительного финансирования отдельных проектов, до общих вопросов инфляции и безработицы. Связано это главным образом с необходимостью принять бюджет, без утверждения которого государство может отправиться на очередные досрочные выборы. Также с 14 июня Кнессет принял решение на один месяц приостановить рассмотрение частных законопроектов, сосредоточившись только на правительственных. В итоге в конце июня депутаты провели 15-часовой законодательный марафон, включавший принятие в первом чтении инициатив о расширении т.н. «Норвежского закона», об упрощении процедуры выхода из фракций, продлении сроков принятия бюджета, а также о различных аспектах борьбы с коронавирусной инфекцией.

Деятельность правительства

13 июня к присяге было приведено 36-е правительство Государства Израиль. В него вошли 8 партий: «Ямина», «Ешь атид», «Кахоль-лаван», «Наш дом — Израиль», «Новая надежда», Авода, МЕРЕЦ и РААМ. Первым в порядке ротации кабмин возглавил Н.Беннет, а Я.Лапид получил портфель министра иностранных дел. Пост министра обороны перешел к Б.Ганцу, министра финансов – А.Либерману, Г.Саар стал министром юстиции, А.Шакед – министром внутренних дел, а З.Элькин — министром строительства и министром по делам Иерусалима. М.Аббас, руководящий арабской партией РААМ, назначен заместителем министра по арабским вопросам.

В числе первых тем, которые поднимались на еженедельных заседаниях, следует упомянуть обсуждение плана по снижению насилия в арабской среде, который должен охватить три сферы (социальную, экономическую и правовую) и борьбу с COVID-19, связанную прежде всего с угрозой распространения штамма «дельта». В последнем случае глава правительства говорил о необходимости продолжения вакцинационной кампании, соблюдении санитарных правил, включая ношение масок, а также появлении новой должности комиссара по предотвращению ввоза в Израиль новых штаммов в аэропорту Бен-Гурион. Этот пост получил бывший командующий центральным военным округом, руководивший реализацией мер по борьбе с пандемией в Бней-Браке Р.Нума.

А.Либерман на ежегодной экономической конференции Israel Democracy Institute обрисовал контуры будущих финансовых реформ, пообещав проводить «консервативную» и «ответственную» политику. Под ней глава НДИ подразумевает сокращение государственных расходов, привлечение институциональных инвесторов и частного сектора для реализации инфраструктурных проектов, адресную поддержку нуждающихся категорий населения без общего повышения налогового бремени для граждан. За счет этого планируется сократить государственный долг. Также ведомство планирует разработать 14-месячный бюджет и принять его к ноябрю.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Наши достижения превратили Израиль из маргинального государства в растущую силу на мировой арене. Это наш путь, мой путь и путь моих партнеров по национальному лагерю, моих друзей по праву.  И если суждено нам оказаться в оппозиции, мы будем делать это с прямой спиной, пока не свергнем это опасное правительство и не вернемся, чтобы руководить страной по-своему» — заявил Б.Нетаньяху в своей финальной речи, прозвучавшей после того, как Н.Беннет представил новый кабинет министров. Выступление, завершающее 12-летний этап в израильской политике, было наполнено характеристикой достижений команды Б.Нетаньяху на различных треках, включая оборону, безопасность, внутреннюю и внешнюю политику, где особое внимание было отведено не только диалогу с США, но и с Россией. Характеризуя отношения с Москвой, Б.Нетаньяху подчеркнул важность «прямой линии» не только с государством, но и с президентом В.В.Путиным, что позволило гарантировать свободу действий в САР, сдерживать иранский натиск на Севере страны, а также вернуть домой останки З.Баумеля, погибшего в битве при Султан Якубе. Новую власть лидер Ликуда упрекнул в неспособности «сказать нет США», игнорировании большого пласта избирателей, поддержавших блок Б.Нетаньяху, готовности принять «антидемократические законы» и многом другом. Хотя, пожалуй, главное из сказанного теперь уже экс-премьер министром состоит в том, что он не просто надеется вернуться, но не покидает израильскую политическую арену, а только меняет качество своего участия, стремясь в будущем, говоря его языком, вернуть «истинно правому лагерю» лидерство.

52.51MB | MySQL:104 | 0,328sec