О гуманитарной ситуации в Афганистане на фоне наступления талибов

Одним из последствий активизации реваншиcтских усилий «Талибана» по отвоеванию власти в Афганистане на фоне вывода американских войск является обострение гуманитарной ситуации в стране. На сегодня «Талибан» по различным оценкам контролирует от 40% (мнение независимых экспертов) до 85% (оценки самих талибов) территории страны.

В любом случае, он близок к тому, чтобы установить полный контроль над периметром афганской границы. По оценкам американских экспертов, сразу после вывода американских войск «Талибану» удастся подчинить себе всю территорию Афганистана в течение ближайших шести месяцев. По состоянию на начало июля с.г. талибы взяли под свой контроль все контрольно-пропускные пункты на границе Афганистана с Ираном и Туркменистаном, захватив пункты Ислам Кала (граница с Ираном) и Торгунди (граница с Туркменистаном) в провинции Герат. Сейчас они  пытаются установить контроль на северной границе – с Узбекистаном и Таджикистаном. По последним данным, талибам удалось захватить не менее двух третей участка афганско-таджикской границы.

Реванш «Талибана» может иметь негативное воздействие на и без того сложную гуманитарную ситуацию в стране. С установлением пограничного контроля талибы получают доступ к ключевых торговым и транспортным маршрутам, что критически важно для лишенной выхода к морю страны. Один только пограничный пункт Ислам Кала является крупнейшим торговым хабом c Ираном, который ежегодно приносит в казну порядка 240 млн долларов США. Но не только  – при таком сценарии талибы смогут теперь контролировать поступление гуманитарной помощи Афганистану по этим маршрутам. В случае сохранения такого рода позиционной войны, при которой талибы контролируют до 60-80% территории и влияют на распределение там гуманитарной помощи, международному сообществу просто необходимо искать компромисс и договариваться об условиях поставок гуманитарного содействия населению в этих регионах.

Еще более негативным сценарием для гуманитарной ситуации в Афганистане могло бы стать такое развитие событий, при котором правительство в Кабуле окончательно разваливается и страна теряет государственность и превращается в раздробленное формирование с противоборствующими кланами. В таком случае, гуманитарная ситуация в стране будет стремительно деградировать, лишая фермеров и производителей средств к существованию (доля аграрного сектора в ВВП Афганистана составляет сегодня 26% при среднемировом показателе в 10%), а распределение гуманитарной помощи на порядок осложняется.

Наконец, очевидно что только при условии политического компромисса между Кабулом и талибами удастся удержать гуманитарную ситуацию в стране от перехода в острый гуманитраный кризис.

Однако ООН уже начала бить тревогу по поводу ограниченного гуманитарного доступа в контексте последних военных успехов «Талибана». В частности, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предупредили в начале июля об угрозе нарастания гуманитарного кризиса, отмечая трудности с поставками медикаментов и участившихся атак на инфраструктуру системы здравоохранения. При этом, как отмечают в ООН, «Талибан» по неофициальным каналам уже обращается к международным структурам с просьбой продолжать оказывать важнейшее гуманитарное содействие в контролируемых талибами районах, особенно подчеркивая важность поставок медицинского оборудования, лекарств и помощи.

Кроме того, ООН отмечают увеличение числа жертв среди гражданского населения на 29% за первое полугодие 2021 года. Дополнительно усугубляют гуманитарную ситуацию в Афганистане распространение коронавируса и охватившая страну недавно острая засуха.

В частности, Афганистан переживает сегодня третью и самую масштабную волну пандемии c 1.5-2 тысячами новых случаев коронавируса в день. При этом, cоциально-экономические последствия пандемии действительно серьезные. ВВП Афганистана в 2020 году сократился на 5%, а первоначальный прогноз роста ВВП на 4% в текущем году будет вероятно пересмотрен с учетом углубления военного конфликта и активизации «Талибана». Кроме того, как следствие пандемии миллионы афганцев лишились работы и заработка, особенно в неформальном секторе экономики, а уровень заработной платы сократился до минимума за последние четыре года. Все это без учета инфляции и роста цен на продовольственные товары, что в целом ведет к сокращению покупательской способности населения. Сокращение поступлений от денежных переводов трудовых мигрантов афганцев из-за рубежа и сокращение на 20% возможностей на рынке труда – все это вгоняет население в новую стадию нищеты и голода, и дополнительные долговые обязательства. На середину 2021 года Афганистан входит в первую тройку стран в мире с наибольшим количеством нуждающихся в продовольственной поддержке – 12.2 млн афганцев или треть населения страны.

Наряду с пандемией и ее социально-экономическими последствиями, серьезную угрозу для гуманитарной ситуации в Афганистане представляет и охватившая страну в 2021 году новая волна  засухи, которая по масштабу и воздействию сопоставима с сильнейшей засухой в 2018-2019 гг. Тогда в результате засухи 370 тысяч афганцев были вынуждены покинуть места проживания и стать внутренне перемещенными лицами, а общее число пострадавших достигло 4 млн человек. В нынешней ситуации, полагают в Норвежском совете по содействию беженцам, уже пострадало как минимум три миллиона фермеров и их семей, преимущественно в северо-западном Афганистане.

Таким образом, наступление талибов наряду с последствиями пандемии и засухи в конечном счете могут провоцировать очень нестабильную и опасную гуманитарную ситуацию в Афганистане во второй половине 2021 года. На фоне вывода до конца августа американских войск и крайне слабой финансовой поддержке афганских гуманитарных проектов по линии доноров, рисков для дальнейшего углубления кризиса в ближайшие месяцы предостаточно. В частности, к середине года общее финансирование плана гуманитарного реагирования в Афганистане на 2021 года обеспечено лишь на 16%. Это беспрецедентно мало и связано с различными факторами, включая политические риски после наступления талибов, глобальную пандемию и спровоцированное им сокращение официальной помощи развитию (ОПР) в целом,  а также активизацию «Талибана». Нехватка ресурсов ограничивает действия властей по превентивному реагированию, что крайне важно как в контекcте противодействия коронавирусу, так и предотвращения засухи.

52.23MB | MySQL:103 | 0,725sec