Ситуация в Алжире: июль 2021 г.

30 июня по итогам прошедших 12 июня досрочных парламентских выборов президент Алжира Абдельмаджид Теббун назначил на пост премьер-министра Алжира Аймена Бенабдеррахмана, до этого занимавшего пост министра финансов. Как отмечалось в коммюнике канцелярии главы государства, «ему поручено продолжить консультации с политическими партиями и гражданским обществом с тем, чтобы в кратчайшие сроки сформировать правительство».

54-летний Аймен Бенабдеррахман занимал пост министра финансов с июня 2020 г. До этого он был управляющим Центробанка Алжира. Новый премьер родился 30 августа 1966 г. в Алжире. Высшее образование получил в Алжире и Франции. Карьеру делал в алжирских фискальных органах и в Центральном банке Алжира. Он относительно малоизвестен и не имеет опыта работы на важных политических постах. Его имя было среди фаворитов, способных заменить на посту премьера 67-летнего Абдельазиза Джеррада, работавшего на нем с декабря 2019 г.

Новому премьеру поручено «эффективно реализовать программу возрождения президента Республики, что позволит Алжиру осуществить желаемый экономический запуск». Ему предстояло выбрать свою команду среди представителей победившего на выборах Фронта национального освобождения, его союзников и независимых депутатов, которые являлись союзниками А.Теббуна. Напротив, главная исламистская партия Алжира Движение общества мира (ДОМ) заявила, что не будет участвовать в формировании нового правительства, поскольку не были удовлетворены ее требования по назначениям ее представителей.

По оценке авторов редакционных статей в алжирской прессе 1 июля, назначение финансиста во главе правительства означает новый этап в «нормализации» обстановки в Алжире, в ходе которого все будет сконцентрировано на подъеме экономики после политического кризиса, рожденного с появлением протестного движения «Хирак» в 2019 г.

«Политический кризис – лекарство экономическое», — резюмировала, в частности, газета «Эль-Ватан». «После исчезновения «Хирак» с национального пейзажа в форме революции масс и проведения парламентских выборов, возможно, страна вошла в фазу нормализации политической и институциональной?», — задало вопрос издание.

4 июля Министерство юстиции сообщило, что президент А.Теббун распорядился освободить находившихся в заключении активистов движения «Хирак» из числа молодежи. Подобные помилования ежегодно проводятся в Алжире накануне Дня независимости 5 июля. В коммюнике Минюста не уточнялось число помилованных. Позднее стало известно, что их было 18. Большинство из них было арестовано за участие в манифестациях перед парламентскими выборами 12 июня.

В тот же день А.Теббун вновь заявил о своей решимости продолжать процесс политической нормализации после «решающего шага» в виде недавних парламентских выборов. В телевизионном заявлении по случаю предстоявшего праздника он сказал: «Менее месяца назад мы сделали важный шаг в национальных усилиях по глобальному оздоровлению. Речь идет, в частности, о восстановлении доверия к институтам государства и противодействии многочисленным вызовам в экономическом и социальном планах».

Уже 10 июля А.Бенабдеррахман попал в изоляцию на 7 дней после того,  как у него тест на коронавирус дал положительный результат. Днем ранее Алжир впервые с ноября 2020 г. преодолел планку в 800 заразившихся коронавирусом за день. До этого рекордное ежедневное число заразившихся было зафиксировано в Алжире в ноябре того же года – 1133 случая.

Также 10 июля А.Теббун председательствовал на заседании Научного комитета по слежению за эволюцией пандемии, на котором было решено «жестко реактивировать» превентивные меры и ускорить вакцинацию населения. Число заболевших быстро росло в Алжире за предыдущие недели с преобладанием вариантов «Дельта» и «Альфа». Врачи связали новый скачок числа заболеваний с игнорированием населением превентивных мер и ненадлежащими действиями властей, которые должны были следить за их соблюдением.

16 июля в Алжире был поставлен антирекорд по числу заразившихся коронавирусом с момента начала пандемии в марте 2020 г. – 1197 новых случаев.

24 июля Министерство фармацевтической промышленности сообщило, что Алжир намерен производить на своей территории вакцину китайской компании Sinovac. Вакцина будет производиться на мощностях одного из заводов государственной фармацевтической группы Saidal в Константине. Ранее Алжир объявил, что на его территории с сентября будет производиться российская вакцина «Спутник-V». К тому дню за почти 6 месяцев с момента начала кампании вакцинации были привиты менее 10% от 44-миллионного населения Алжира. Иммунологи утверждают, что для выработки коллективного иммунитета необходимо привить по меньшей мере 20 млн алжирцев.

Несмотря на ежедневный рост числа заболевших коронавирусом, 26 июля Алжир отменил 5-дневную изоляцию для прибывающих в страну.

13 июля было объявлено, что Алжир и Нигер решили вновь открыть границу между ними. Она была закрыта в течение 16 месяцев из-за пандемии. Как заявил А.Теббун, Алжир и Ниамей договорились об «открытии границы, чтобы содействовать экспорту алжирских товаров в Нигер и импорту нигерских».

27 июля Международная организация по вопросам миграции сообщила, что с момента открытия границы между АНДР и Нигером 14 июля в Нигер были выдворены свыше 1200 мигрантов из стран Западной Африки, в том числе сотни нигерцев.

14 июля последовал очередной примирительный жест А.Теббуна. Он помиловал 101 заключенного, которые попали за решетку за участие в акциях протестного движения «Хирак». Среди освобожденных 30 находились в заключении по окончательным решениям судов, 71 относились к категории молодежи.

15 июля в нескольких городах на юге Алжира прошли манифестации безработных. Они стали следствием социальной напряженности, связанной с тем, что в местах добычи углеводородов работают главным образом вахтовики, а местное население, и главным образом молодежь, остаются без работы. Манифестации вылились в столкновения с полицией, в ходе которых были арестованы десятки их участников. К тому дню в г.Уаргла – центре района нефтедобычи с населением в 100 тысяч человек, столкновения безработных с полицией шли уже неделю.

18 июля Алжир решил отозвать своего посла из Рабата для «срочных консультаций» на фоне нового дипломатического кризиса между двумя странами, связанного с западносахарской проблемой. Как сообщалось в коммюнике МИД Алжира, этот шаг последовал после того, как «представительство Марокко в Нью-Йорке направило официальную ноту странам – участницам Движения неприсоединения, в которой королевство  «публично и отчетливо поддержало т.н. право на самоопределение кабильского народа». Кабилия – регион к востоку от Алжира преимущественно с берберским населением. В ноте посол Марокко при ООН Омар Хилаль утверждал, что «мужественный народ Кабилии заслуживает более чем другие, чтобы добиться однажды права на самоопределение».

Алжир противится любому проявлению сепаратизма со стороны кабилов. 18 мая Движение за автономию Кабилии (ДАК) было объявлено в Алжире «террористической организацией».

22 июля прокурор суда алжирского района Сиди М`хамед распорядился начать предварительное расследование на основе публикаций прессы, согласно которой Алжир стал целью разведывательного IT-оборудования «Пегасус», поставленного Марокко израильской компанией NSO в 2019 г. Утверждалось, что с помощью этого оборудования марокканские спецслужбы следили в виртуальном пространстве за журналистами, активистами, политиками, в том числе за пределами королевства. Согласно расследованию, проведенному консорциумом Forbidden Stories и «Международной амнистии», тысячи алжирских телефонов, в том числе принадлежащих высокопоставленным политикам и военным, оказались целями оборудования «Пегасус».

В тот же день Алжир выразил «глубокую озабоченность» в связи с публикациями прессы, согласно которой он оказался одной из целей «Пегасус».

23 июля Алжир подал иск в систему французской юстиции на базирующуюся во Франции неправительственную организацию «Репортеры без границ» (РБГ), которая 19 июля обвинила Алжир в том, что тот якобы также использует израильскую систему «Пегасус». Позднее РБГ признали, что совершили ошибку, которая, по их словам, «исправлена». Алжир отверг эти обвинения, заметив, что организацией РБГ «манипулируют». Зная уровень отношений между Алжиром и Израилем, вернее, их полное отсутствие, в приобретение израильского «Пегасуса» Алжиром верится с трудом.

26 июля глава МИД Алжира Рамтан Ламамра принял заместителя госсекретаря США по Ближнему Востоку Джоя Худа. Заявленной целью встречи было «укрепление стратегического диалога» между двумя странами. Согласно коммюнике МИД Алжира, обсуждались «ситуация в Ливии, Мали и а Западной Сахаре», а также борьба «против терроризма в Сахеле».

В конце июля в Алжире с официальным визитом побывал глава Президентского совета Ливии Мухаммед Юнес аль-Манфи. 28 июля его принял президент АНДР А.Теббун, который заверил ливийца, что Алжир окажет «полную поддержку» Ливии. Стороны договорились о развитии двустороннего технического сотрудничества, а также сотрудничества в плане  безопасности.

В целом, напрягает то, как два соседа – Марокко и Алжир – по каждому поводу и без них буквально рвутся в бой, пока вербальный. Но и оружия давно накоплено обеими сторонами явно в избытке со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями.

52.25MB | MySQL:103 | 0,548sec