«Братья-мусульмане» и кризис в Сирии. Часть 2

Одной из значимых общественных организаций Сирии, деятельность которой всегда являлась предметом спекуляций относительно ее связей с «Братьями-мусульманами», была организация «Аль-Ватан». Эта некоммерческая общественная гражданская организация была зарегистрирована в Великобритании. Она так же заявляла о своих планах открыть различные филиалы в ряде стран Европы, Турции и США. «Аль-Ватан» отрицала, что занимается политической деятельностью. В ее состав входило несколько различных организаций и комиссий, таких как, например, «Ар-Райан» (которая занималась  благотворительной и гуманитарной работой в Сирии),  «Джабаль аль-Хуррайя» (организация курсов обучения основам прав человека и гражданских свобод),  Сирийский центр свобод «Хурийят» (гуманитарная деятельность), Сирийский центр образования, Сирийский центр бизнеса, Сирийский национальный информационный центр, Центр благотворительности «Аль-Хэйр».  «Аль-Ватан» являлась одной из важных организаций специализировавшихся на организации благотворительной и волонтерской деятельности для помощи Сирии.

В 2013 г. «Аль-Ватан» возглавлял Муазз ас-Сибаи. Анас ас-Сибаи руководил деятельностью благотворительных обществ «Аль-Хэйр». Ахмед Мухандис возглавлял Генеральную ассамблею «Аль-Ватан». Туда входило большое число сирийских эмигрантов и политических активистов. «Аль-Ватан» служила связующим звеном между эмигрантами и организациями, занимавшимися оказанием гуманитарной помощи в Сирии. В тоже время ряд наблюдателей рассматривали «Аль-Ватан», как центр по вербовке в «братство».         Та заметная роль, которую «Братья-мусульмане»  играли в политической сфере за рубежом,  была  несравнима с той скромной и ограниченно ролью, которую они играли внутри Сирии и в вооруженном восстании в частности. Эксперты не усматривали в этом ничего удивительного так как «Братья-мусульмане»  после событий 1980 г. очень долго отсутствовали на внутриполитической арене Сирии. Более того, шейхи, руководители которые стояли во главе движения отказывались признавать те серьезные перемены, которые произошли в стране и обществе за последние десятилетия. Кроме того, на передний план борьбы в Сирии  вышли представители движений из провинций и периферийных районов за счет городских центров.

При этом необходимо иметь в виду, что исторически в Сирии города всегда служили оплотом крупных народных движений. По оценке и признанию бывшего члена Исполкома «Братьев-мусульман»  и его активного члена Мухаммеда ас-Сейида, вооруженное восстание добилось серьезных успехов именно в сельской местности, где оно началось сначала в Дераа, распространившись позднее на Хомс, Джиср аш-Шугур и Идлиб. Данное обстоятельство в какой-то мере затрудняло определение истинной роли «Братьев-мусульман»  в сирийских событиях.

         В начале сирийского кризиса «Братья-мусульмане»  колебались, прежде чем заявить о своем участии в революции. Однако когда они  увидели, что ситуация скатывается в сторону конфронтации между обществом и властью, а протестное движение не стихает, несмотря на его жестокое подавление властью, движение стало постепенно отходить от мирных средств борьбы с режимом и его вовлеченность в сирийский кризис стала более видимой. Указанные выше разногласия между различными отрядами «Братьев-мусульман»  продолжались вплоть до начала революционных событий в Сирии, когда во главе организации вместо Али Садрэддина аль-Баянуни встал Мухаммед Рияд аш-Шакфа. В 2011 году ряд представителей зарубежного филиала «Братьев-мусульман»  получили места в исполнительном комитете Сирийского национального совета — в дальнейшем Сирийский национальный конгресс (СНК) -, куда позднее в 2012 году вошли еще несколько членов как ответ на вызовы сирийской революции.

Протестная деятельность «Братьев-мусульман», которая в начальный период восстания, носила в целом мирный характер, началась в среде  молодежных отрядов, действовавших в зарубежной сирийской диаспоре. Наиболее ярко она проявлялась в информационном поле. В начале конфликта ряд молодых членов организации создали специальный сайт, посвященный революции. Позднее  их страничка в интернете стала важным форумом, где обсуждались последние новости из Сирии. Одной из таких  молодежных групп, которая сыграла важную роль в освещении сирийского восстания, стала группа, куда входили Обадиа ан-Нахасс (директор Orient Center in London) и Ахмад Рамадан, который вышел из организации после 2010 года когда «Братья-мусульмане»  взяли под контроль отделение в городе Хама. В 2011 году они создали так называемый  форум «Национального действия», на страницах которого обсуждались идеи реформистского и демократического содержания. Они приняли активное участие в создание СНК в октябре 2011 года. Ахмед Рамадан и Мухаммед Тайфур были избраны членами исполкома СНК.  Ряд зарубежных и сирийских оппозиционных организаций обвиняли  «Братьев-мусульман»  в попытках контролировать СНК, что те неизменно отрицали. Действительно на тот момент «Братья-мусульмане»  имели одно место в исполкоме и 6-7 мест в Генеральной ассамблее СНК.  Позднее в Дохе в  2012 году была создана Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС). Эта была инициатива ряда «друзей Сирии», которые стремились таким образом создать более широкий формат для организации, объединявшей несколько разных трендов в сирийском оппозиционном движении, что снижало представительство «Братьев-мусульман» в структурах сирийской оппозиции, которое со временем стало весьма заметным в СНК. Несмотря на то, что «Братья-мусульмане»  стремились всячески снизить свое участие в рядах сирийской зарубежной оппозиции, их постоянно обвиняли в стремлении доминировать в этих группах. Их также обвиняли в поддержке ряда оппозиционных деятелей имевших репутацию светских лидеров, таких как Бурхан Гальюн, Джордж Сабра и Моаз аль-Хатыб.

В июле 2012 года на пост председателя НКСРОС был избран Ахмед Джабра, который считался человеком близким к Саудовской Аравии. Его избрание отражало менявшийся баланс сил конкурировавших друг с другом отрядов на региональном и межарабском уровне в их влиянии на НКСРОС. Это также означало несомненную победу Саудовской Аравии, которая в принципе была против «Братьев-мусульман» . Данное решение КСА шло вразрез устремлениями Катара и Турции, которые были крупнейшими региональными спонсорами «Братьев-мусульман» в революционном движении в политическом, финансовом, пропагандистском отношениях.

С самого начала сирийского кризиса движение в своей работе и заявлениях делало акцент на том, что не имеет в Сирии собственных вооруженных ячеек. Представители организации всячески подчеркивали, что его члены занимаются исключительно оказанием финансовой и логистической поддержки вооруженных отрядов оппозиции, что оно больше занято реконструкцией и реорганизацией своего движения и стремится сосредоточиться на оказании благотворительной и гуманитарной помощи.

Однако в отношении участия «Братьев-мусульман»  в вооруженной борьбе и их связей с  другими вооруженными отрядами всегда оставались некоторые сомнения. Подобные сомнения усилились, когда один из видных представителей движения М.Тайфур рассказал о связях организации с Комитетами защиты революции. Эта военизированная организация было создана в конце 2012 года. В тоже время лидер «Братьев-мусульман»  Мухаммед Рияд аш-Шаква, подчеркнул, что организация не являлась официальным спонсором Комитетов, и они не играют ведущей роли в вооруженном сирийском сопротивлении.

Для того чтобы компенсировать свое слабое участие в вооруженном сирийском восстании и отсутствие собственных крупных вооруженных отрядов, «Братья-мусульмане»  стремились действовать под эгидой ряда отрядов вооруженной сирийской оппозиции. Это «Бригады аль-Фарук» и ряд других исламистских отрядов, объединенных под знаменем  Фронта освобождения Сирии, которые в идеологическом плане представляли наиболее умеренное крыло близкое к ориентации «Братьев-мусульман»   В тоже время Фронт объединял различные отряды, ряд из которых были близкими по своей ориентации к салафитам типа Исламского фронта и «Джебхат ан-Нусры».

Несмотря на ограниченное участие (финансовое и логистическое) в вооруженном восстании «Братья-мусульмане» постоянно подвергались нападкам со стороны других фронтов и движений. Они обвиняли их в том, что путем оказания финансовой и логистической поддержки отрядам вооруженного сопротивления «Братья-мусульмане»,  таким образом, стремились  взять их под свой контроль или навязать им свою идеологию, а также заручиться их лояльностью.       С учетом возникшего в Сирии идеологического вакуума, было действительно сложно определить истинную степень влияния «Братьев-мусульман»  на ход вооруженного восстания, тем более их количественное участие в нем. Последнее (численный состав сражавшихся членов организации) являлся постоянным предметом спора разных экспертов. Так, ряд из них полагали, что самым близким к «Братьям-мусульманам» отрядом и их опорным пунктом служили Комитеты защиты революции. Комитеты действительно провели большую конференцию в Стамбуле с участием многих видных членов организации одним из  которых был аль-Баянуни. В их состав входили отряды, которые носили название «щиты». Они имели свои представительства в различных районах Сирии. На их эмблеме были изображены мечи, голубь и ветви. Этот символ напоминал эмблему «Братьев-мусульман» , на которой изображены два меча разделенные Кораном. Комитеты («щиты»)  провозгласили своей целью координацию действий различных отрядов и создание ячеек профессиональной сирийской армии будущего. Они также выступали за создание демократического светского государства, основанного на принципах гражданственности. Эти  установки действительно отличали их от других исламистских организаций, которые поддерживали создание исламского государства в Сирии.

62.86MB | MySQL:102 | 0,558sec