О целях визита главы МИД Израиля Я.Лапида в Марокко

Министр иностранных дел Израиля Я.Лапид не текущей неделе посетил Королевство Марокко. Его поездка стала первым визитом израильского представителя столь высокого уровня в Рабат с 2003 г. и была рассчитана на продолжение запущенного ранее под патронажем США процесса нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами. В ходе пребывания в королевстве глава израильского внешнеполитического ведомства принял участие в открытии т.н. офиса связи, параллельно сообщив, что в течение ближайших двух месяцев планируется обеспечить дипломатическое представительство уже на уровне посольств. Помимо этого программа Я.Лапида включала в себя подписание рамочных соглашений о взаимодействии в области авиации, культуры и дипломатического сотрудничества, а также встречи с представителями местной еврейской общины в Касабланке.

Характеризуя свою поездку, Я.Лапид отметил, что «этот исторический визит является продолжением давней дружбы и глубоких связей и традиций, которые имеют еврейская община в Марокко и большое сообщество израильтян с марокканскими корнями… Это шанс для политической и экономической активности, и мы продолжим работать над соглашениями, которые принесут инновации и возможности для наших стран». Также необходимо отметить, что главу МИД Израиля сопровождала делегация представителей различных направлений, где существует потенциал для наращивания двусторонних контактов. Среди них были генеральный директор внешнеполитического ведомства А.Ушпиц, председатель комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Р.Бен-Барак («Еш атид»), министр социального обеспечения М.Коэн («Еш атид»), представитель Министерства здравоохранения И.Цукер.

При этом марокканская сторона на церемонии открытия офиса связи 12 августа была представлена не министром иностранных дел, а его заместителем. Израильские СМИ, отметившие данный факт, со ссылкой на дипломатические источники в МИД написали, что это не было воспринято как недружественный шаг Рабата, а должно быть истолковано как то, что отношения с Иерусалимом представляют собой нечто обыденное, следовательно, не требующее присутствия на высоком уровне на каждом мероприятии. Кстати, встреча Я.Лапида и министра иностранных дел Марокко Н.Бурриты состоялась днем ранее, а за ней последовала пресс-конференция, на которой местных журналистов в большей степени интересовали не планы по расширению двусторонних связей, а израильская поселенческая активность.

По некоторым данным, в ходе визита Я.Лапида стороны также сосредоточились на обсуждении сотрудничества в кибербезопасности. В июле государства заключили соглашение о взаимодействии в данной сфере, которое охватывает оперативные контакты, совместные проекты в области НИОКР, а также обмен информацией и знаниями. Для Израиля данное соглашение представляет значение не только в контексте расширения связей с Марокко или развития процесса нормализации с умеренными региональными режимами, но и с точки зрения реализации проекта по созданию сети международных альянсов в киберсфере, который анонсировал премьер-министр Н.Беннет в ходе израильской кибер-недели, проходившей во второй половине июля.  За истекший с момента подписания документа месяц, как отмечают ведущие израильские издания, стороны уже успели начать прямой диалог и обменяться данными о киберугрозах и попытках хакерских атак.

Впрочем, помимо успехов от взаимодействия в сфере киберугроз, контакты сторон сопряжены здесь и с определенными сложностями. В частности, опубликованное в июле расследование, проведенное Pegasus Project при участии НКО Amnesty International и Forbidden Stories, показало, что телефон президента Франции Э.Макрон  был в списке целей, выбранных спецслужбами Марокко для слежения с помощью программного обеспечения, разработанного израильской компанией NSO Group. Ранее Amnesty International сообщала в своих отчетах, что Рабат применяет данное ПО и для слежки за оппозиционными журналистами. Сама NSO Group подобные факты отрицает, хотя европейские журналисты утверждают, что в ходе недавнего визита министра обороны Б.Ганца в Париж данная тема обсуждалась активно, а для снижения напряженности в диалоге с Францией Израиль пообещал провести расследование.

Кроме того, после июльских событий появилась информация, что  при взаимодействии в киберсфере с Марокко с израильской стороны теперь на первый план должна выйти другая компания  — Quadream. Согласно данным, опубликованным в начале недели израильским экономическим изданием Globes, Quadream уже начала переговоры с королевством. При этом такой поворот в целом не снимает подозрений ни с одной из сторон, поскольку ПО Quadream сопоставимо с аналогами, предлагаемыми  NSO. Разница между ними состоит лишь в том, что Quadream работает через офис на Кипре, а потому такого рода взаимодействие не будет бросать тень на израильско-марокканское межгосударственное взаимодействие.

Если же говорить в целом, то, несмотря на перспективность отношений Рабата и Иерусалима в различных сферах, успешное проведение визита Я.Лапида, как кажется в большей степени связано с позицией Соединенных Штатов по Западной Сахаре и их отношениям с Марокко в целом. Так, в начале месяца королевство посетил начальник штаба армии США Дж.МакКонвилл, подтвердивший вклад страны-партнера в обеспечение безопасности региона, а также обсудивший с Марокко новые варианты взаимодействия в области военного сотрудничества. Кроме того, за истекший период Вашингтон, судя по всему, сумел доказать Рабату, что придерживается апрельского заявления госсекретаря Э.Блинкена о том, что администрация Дж.Байдена не отказывается от решения, принятого предшественником по статусу Западной Сахары, поскольку ранее королевство сдерживало конкретные шаги в рамках процесса нормализации с Израилем именно из-за неуверенности в позиции США.

Данный факт в целом способен дать импульс для указанных процессов во всем регионе, что не исключает привлечение к открытому сотрудничеству с Иерусалимом новых государств, а также расширения направлений взаимодействия с теми, кто ранее уже сделал первый шаг в рамках «Соглашений Авраама». В частности, как заявил Я.Лапид в ходе визита в Марокко, в сентябре он планирует посетить Бахрейн для открытия там израильского дипломатического представительства.

62.83MB | MySQL:102 | 0,504sec