Министр иностранных дел (и альтернативный премьер-министр) Государства Израиль Яир Лапид посетил на завершающейся неделе Марокко с двухдневным (среда и четверг) официальным визитом по приглашению министра иностранных дел Королевства Марокко Нассера Буриты. Это был первый визит израильского министра иностранных дел в Марокко после возобновления дипломатических отношений между двумя государствами. Дипломатические отношения между Израилем и Марокко были установлены в 1995 году. В 2000 году, в связи с началом Второй интифады марокканские власти под давление враждебных по отношению к Израилю арабских и мусульманских государств разорвали дипломатические отношения с еврейским государством. До их разрыва, в 1999 году Марокко посетил тогдашний министр иностранных дел Давид Леви, уроженец Марокко (родился в 1937 году), который репатриировался в Израиль в 1957 году.
В 2003 году министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом (уроженец Туниса) посетил Марокко и даже провел в марокканском городе Тетуан встречу с королем Марокко Мухаммедом VI в надежде добиться нормализации отношений между двумя государствами, однако его усилия в этом направлении не принесли успеха. Лишь в декабре прошлого года, при посредничестве тогдашнего президента США Дональда Трампа было достигнуто соглашение о восстановлении дипломатических отношений между Израилем и Марокко. С 25 июля 2021 года начали прямые полеты между Израилем и Марокко.
Перед вылетом в Марокко министр Яир Лапид заявил в частности журналистам, выступая в международном аэропорту Бен-Гурион: «Я отправляюсь в Марокко в качестве представителя Государства Израиль, чтобы открыть израильское представительство в столице этой страны Рабате. Этот исторический визит является продолжением многолетней дружбы и глубокой связи еврейской общины Марокко с большой общиной израильтян, имеющих марокканские корни. Сейчас – время для внешнеполитической и экономической активности, и мы продолжим действовать ради достижения договоров, которые принесут государствам инновации и новые возможности».
Следует отметить, что в прошлом в Марокко существовала крупнейшая в мусульманском мире еврейская община. Подавляющее большинство марокканских евреев репатриировалось в 50-е – 60-е года прошлого века в Израиль. В настоящее время численность репатриантов из Марокко и их потомков, родившихся в Израиле, оценивается примерно в полмиллиона. Порядка 40 тысяч марокканских евреев живут во Франции. Заметные группы марокканских евреев проживают также в Канаде и в Испании. Что же касается самого Марокко, то там в настоящее время остается немногим более 2 тысяч евреев (тем не менее, это крупнейшая еврейская община в арабском мире).
Фактор наличия в Израиле крупной и влиятельно общины выходцев из Марокко в двусторонних отношениях между Израилем и Марокко игнорировать нельзя. Поэтому не удивительно, что в состав израильской делегации был включен и министр благосостояния Меир Коэн, который родился в марокканском портовом городе Могадр (ныне – эс-Сувейра) в 1961 году и репатриировался в Израиль вместе со своей семьей в шестилетнем возрасте. «Я так рад вернуться в эту страну, особую страну, — сказал он перед вылетом журналистам, — Наш (израильтян – В.Ч.) приход в каждое мусульманское государство имеет очень большое значение. Чем больше каналов связи мы создаем с теми мусульманскими государствами, которые понимают реальность в нашем регионе, которые понимают трудности и начинают торговать с нами, тем лучше. Это важно и это великолепно».
Министр Яир Лапид посетил синагогу «Бей Эль» в Касабланке, где встретился с председателем еврейской общины Марокко Сержем Бардуго (в прошлом он занимал пост министра туризма Марокко). Последний заявил в своем выступлении, что марокканские власти положительно относятся к евреям. «Здесь намного меньше антисемитизма, чем в Европе. (…) Марокканцы хотят, чтобы соглашение (с Израилем – В.Ч.) было успешным, и возлагают на него большие надежды», — сказал он. Сопровождавший министра популярный израильский певец Шимон Бускила, родители которого репатриировались в Израиль из Марокко, исполнил в синагоге песню на диалекте марокканских евреев.
В состав израильской делегации были включены также председатель парламентской комиссии по иностранным делам и безопасности, депутат Кнессета Рам Бен-Барак и высокопоставленная чиновница израильского Министерства здравоохранения доктор Инбар Цукер. Последнее обстоятельство было вызвано большим интересом марокканских властей к израильскому опыту борьбы с пандемией коронавируса.
Необходимо отметить, что марокканские власти не рассматривают свои отношения с Израилем в качестве части так называемых «Соглашений Авраама», подписанных около года назад (речь идет о серии договоров о нормализации отношений, достигнутых между Израилем и некоторыми арабскими государствами в 2020 году при посредничестве предыдущей администрации США). С их точки зрения речь идет о возобновлении и повышении уровня отношений с еврейским государством. Они намерены повысить статус существующих на сегодняшний день дипломатических представительств Марокко в Израиле и, соответственно, Израиля в Марокко, которые сейчас именуются «офисам по связям», до уровня полноценных посольств. Официального заявления в этом духе со стороны марокканского руководства в ходе визита не последовало, но, согласно сообщениям израильских СМИ, высшее политическое руководство еврейского государства убеждено в том, что это произойдет вскоре.
Во всяком случае Яир Лапид заявили вечером в четверг, что он договорился со своим марокканским коллегой об открытии посольств в течение двух месяцев. Как было сообщено, министр иностранных дел Марокко Нассер Бурита прибудет в еврейское государство с официальным визитом в октябре или в ноябре (в зависимости от ситуации с пандемией коронавируса) первым же рейсом марокканской национальной авиакомпании Royal Air Maroc в Израиль, чтобы принять участие в открытии посольства Королевства Марокко в Тель-Авиве.
Вслед за визитом министра иностранных дел Яира Лапида в Марокко должны последовать другие визиты высокопоставленных израильских представителей. Лапид не встречался с королем Марокко Мухамедом VI. Как было сообщено в израильских СМИ, согласно дипломатическому протоколу, первой официальной встречей короля с высокопоставленным израильским представителем должна стать встреча с премьер-министром. Соответственно можно предположить, что в обозримом будущем предстоит визит премьер-министра Израиля Нафтали Беннета в это арабское государство.
В дополнение к этому Яир Лапид передал своему марокканскому коллеге письмо для короля Мухаммеда VI от президента Израиля Ицхака Герцога. «Позвольте мне выразить нашу искреннюю высокую оценку (Вашим – В.Ч.) решением установить полные дипломатические и дружеские отношения между Государством Израиль и Королевством Марокко. Мы надеемся расширить и углубить сотрудничество в ближайшие года ради процветания наших народов. Буду признателен за возможность встретиться с Вами в ближайшем будущем», — было в частности сказано в письме израильского президента.
В четверг Яир Лапид посетил штаб внешней разведки Марокко и обсуждал возможности сотрудничества между Израилем и Марокко в борьбе против террора. «У нас есть общая озабоченность тем, что Иран приходить и сюда (в Марокко – В.Ч.) и начинает задействовать своих подручных. Иранская модель – это модель «Хизбаллы», и они хотят расширить ее, а Северная Африка их интересует. Мы – часть круга государств, которые хотят пресечь эту ось террора и смерти. Есть сотрудничество, направленное на то, чтобы воспрепятствовать террору, вдохновляемому Ираном, и террору вообще».
Министр иностранных дел Израиля сказал также в ходе пресс-конференции для сопровождавших его в поездке в Марокко израильских журналистов: «Стратегически то, что мы создаем здесь, это политическая ось Израиля, Марокко, Иордании, Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов, чтобы представить прагматическую альтернативу религиозному экстремизму. Мы создаем круг жизни, противопоставленный кругу смерти Ирана и его пособников».