Немецкие заложники на фоне клановых конфликтов в Йемене

Германия вздохнула свободно: пятидневное заточение трех граждан ФРГ — 43-летней Юлии Тилабаль и ее родителей — закончилось. Похищенные несколько дней назад пятью вооруженными представителями йеменского рода Abu Dhabian (по другим данным, Bani-Thabjan) вернулись на родину, в небольшой городок в земле Шлезвиг-Гольштейн. Они были освобождены в минувшую пятницу при посредничестве органов власти Йемена. Как удалось выяснить немецким журналистам, Салех аль-Там и его родственники предприняли похищение для того, чтобы принудить йеменское правительство освободить из тюрьмы его сына и племянника. Они попали за решетку из-за того, что потребовали финансового возмещения стоимости земельного участка, которым или за бесценок, или вовсе бесплатно завладел другой клан. Чувствуя себя обманутым, Салех аль-Там предпринял отчаянный шаг. Вместе с четырьмя вооруженными родственниками он напал на трех немецких туристов и отвез их в родовое поместье, расположенное неподалеку от местных достопримечательностей, которые рассматривали Ю. Тилабаль, работающая в Йемене в рамках немецко-йеменского проекта, связанного с городским строительством, и приехавшие к ней родители.

Всю минувшую неделю печать ФРГ широко комментировала похищение в Йемене граждан Германии. «Немцы снова становятся объектом похищения», констатировала Die Welt, имея в виду не только локальный интерес к гражданам ФРГ со стороны исламских экстремистов. Данные акции не всегда завершаются счастливым и скорым избавлением. Напомним, что студент из Эрфурта Дирк Хазерт был похищен в июле 1995 года мусульманскими бандитами в Кашмире и пропал, в апреле 2006 года суд Эрфурта объявил его мертвым. Рудольфу Кордесу, который был похищен в январе 1987 года в Бейруте, повезло больше — несмотря на 605 дней, проведенных в плену, он остался жив.

Может быть, на этот раз все обойдется, высказывала предположение немецкая печать, хотя и не исключала ужасной развязки. Die Welt уточнила, что речь идет о сотруднице Немецкого общества технического сотрудничества (GTZ) и ее родителях, которые проводили отпуск в гостях у дочери. Сайт посольства ФРГ в Сане отметил, что это не просто сотрудница, а эксперт в области архитектуры. Все они были взяты в заложники в воскресенье, 14 декабря с.г., во второй половине дня, когда находились на экскурсии в историческом городе Радаа. «Мы должны исходить из того, что трое наших граждан были похищены неподалеку от Саны, столицы страны», — заявил тогда представитель Министерства иностранных дел ФРГ Йенс Плетнер (Jens Plоеtner).

Издание подчеркнуло, что «преступники хотят освободить родственников, находящихся под арестом похитителей». Данное предположение было основано на сообщении неназванного представителя йеменского правительства. Фоном преступления считается межклановое соперничество, типичное для Йемена. Немцы, взятые в заложники, очевидно, являются в данном контексте и фактом военной доблести, и предметом торгов, в том числе политического характера, чтобы оказать большее давление на властные структуры, утверждала пресса ФРГ. Понимая это, полиция, согласно последующим сообщениям, блокировала поместье, где предположительно содержались немцы. Уточнялось, что они находятся в 60 км к востоку от столицы, в горном районе, где компактно проживают представители названного рода. В то же время руководители противоборствующего клана, участвующего в затяжном конфликте, с первых часов возникновения ситуации добивались контактов с похитителями.

Кризисный штаб Министерства иностранных дел ФРГ находился в тесном контакте с йеменскими органами власти. Кроме того, внешнеполитическое ведомство проинформировало, что и прежде предупреждало: ввиду того, что в Йемене обострены отношения между этническими группами, существует определенный риск при передвижении внутри страны. Но семья Тилабаль пренебрегла предупреждением: во-первых, Юлия уже десять лет работает в Йемене, во-вторых, родители приезжают к ней уже в одиннадцатый раз.

Немцы нередко становились в стране жертвами похищения. В марте 1997 года ими оказались четверо туристов — двое мужчин и две женщины из Северного Рейна-Вестфалии и Бранденбурга. Это случилось в пустыне Marib к востоку от йеменской столицы. Они были освобождены после десятидневного плена. В январе 1999 года та же участь на севере Йемена постигла 30-летнюю акушерку из Германии вместе с ее матерью и братом. Через четыре дня они были освобождены. В июле 2001 года заложником в Сане стал немецкий дипломат; в конце 2005 года был похищен вскоре после его выхода на пенсию немец Юрген Хробог (Juergen Chrobog), государственный секретарь Министерства иностранных дел, с женой и тремя сыновьями. Примечательно, что Хробог сам был долгое время посредником федерального правительства при переговорах в случаях взятия немцев в заложники. Вся его семья была освобождена через несколько дней после личного вмешательства президента Йемена Али Абдаллы Салеха и благополучно вернулась в Германию.

Напомним, что предупреждения относительно опасности поездок в Йемен раздавались и много лет назад, и совсем недавно. Они были совсем не лишние. Радикальные исламисты ярко проявили себя, к примеру, при террористическом нападении на посольство США 17 сентября 2008 года, когда погибли 16 человек. В автомобиле, стоявшем перед зданием, была подорвана бомба. Жертвами агрессии стали шестеро полицейских, столько же террористов и четверо гражданских лиц, 16 человек были ранены. Сотрудники посольства не пострадали. Преступная группа от имени «Исламского джихада» признала свою ответственность за нападение. Она обещала повторить подобные нападения на дипломатические представительства Великобритании, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Deutsche Welle и Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) указали, что удерживаемые под стражей члены клана были задержаны два месяца назад по причине земельного спора. «Это обычная практика действий в Йемене — захват заложников с целью вытребовать определенные преимущества», — сказал неназванный источник в немецком посольстве. Речь идет, как правило, о выгоде экономического характера — помощи правительства в решении частных проблем, вопросов социального характера (к примеру, создание рабочих мест) или об освобождении задержанных по подозрению в противоправных действиях членов клана. Почти все из 200 похищенных в Йемене иностранцев, начиная с 1991 года, оказались на воле после посредничества вовлеченных в межплеменную вражду лидеров. Последнее похищение произошло 19 сентября с.г., когда в качестве заложников были захвачены два колумбийских инженера. Они удерживались в Южном Йемене в течение трех дней. Взамен прозвучало требование освобождения члена клана, задержанного полицией в связи с уголовными преступлениями. 12 августа с.г. было организовано похищение французского инженера алжирского происхождения, его держали в заложниках в течение дня. В мае с.г. вооруженная группа похитила двух японских туристок и держала их в течение нескольких часов в северном городе Marib. Однако в этом перечне есть и более печальные строки: в 1998 году группа воинствующих исламистов захватила 16 западных туристов, четверо из которых погибли при попытке полицейских их спасти, а в 2000 году при подобных обстоятельствах был убит норвежский дипломат.

Хотя похитители не планировали захватить именно немцев (им, по сути, нужны были западные туристы как таковые), данная хронология особенно негативно воспринимается на фоне обширной и разносторонней помощи Йемену со стороны Германии. В числе экономических партнеров Йемена ФРГ занимает исключительное место. Уже более 35 лет Йемен и Германия сотрудничают, как сказано на сайте посольства Йемена в ФРГ, «эволюционно политически. Партнерство конструктивно и основано на доверии». Последние по времени правительственные переговоры, проходившие в марте 2007 года, определили, что в течение 2007-2008 гг. Йемену выделена помощь на сумму 73 млн евро, 20 млн из которых — на технические нужды и 53 млн евро в рамках финансового сотрудничества.

Йемен — страна-партнер в основном вопросе немецкого эволюционного сотрудничества и пилотная страна (всего их в мире 4) в осуществляемой до 2015 года федеральным правительством специальной программе. Она предусматривает проведение в странах с крайней степенью бедности снижение ее уровня наполовину до 2015 года.

Об этом говорится на сайте GTZ — того самого общества, чью сотрудницу похитили в Йемене. По поручению Федерального министерства экономического сотрудничества и развития GTZ с 1969 года реализует в Йемене разнообразные проекты. При этом общество сталкивается с многочисленными проблемами, среди которых — высокий прирост населения (3,6% в 2007 году), крайний дефицит воды, высокий процент взрослого неграмотного населения, особенно у женщин. Женщины ущемлены в экономическом и социальном развитии.

Ввиду перечисленных проблем работа GTZ, на основании соглашений между немецким и йеменскими правительствами в ходе двусторонних правительственных переговоров, концентрируется на ряде первоочередных направлений: экономические реформы в области сельского хозяйства, водоснабжение и утилизация отходов, здравоохранение. Девиз работы GTZ в переводе на русский звучит как «Помогу тебе, чтобы ты помог себе сам». В Йемене с участием немецких и других иностранных, а также 135 йеменских специалистов с 1969 года реализовано 60 проектов на общую сумму примерно 290 млн евро. Эта помощь весьма кстати, однако главные проблемы, которые должны решаться самим народом страны, остаются теми же. Частное хозяйство развивается медленно, безработица высока. Уровень инфляции, по дпнным Всемирного банка, составляет 13%. 42% населения живет ниже границы бедности и 18% — в абсолютной нищете. Среднегодовой доход на душу населения — 760 долларов.

Кроме того, что Йемен — наиболее бедствующая страна на Ближнем Востоке. Она страдает от противостояния враждующих между собой кланов, которых насчитывается более 100, и родов, которых в несколько раз больше. Однако Йемен, как уточняет Die Welt, обладает важной частью всемирного культурного наследия. С Йеменом связано правление легендарной царицы Савской. Здесь сооружены уникальные здания из глины, украшенные, как пряники. Необыкновенно красивы и самобытны замки князей на горных вершинах, к которым лепятся жилые дома членов клана. Все это привлекает внимание многочисленных туристов. Данным обстоятельством пользуются местные вожди, которые вместе с исламскими фундаменталистами не признают центральную власть государства и пытаются влиять на нее, похищая иностранных туристов и, угрожая, что лишат их жизни, проводят межклановые разборки.

Практика похищения немцев и других граждан западных стран, будь это туристы, специалисты или дипломаты, не всегда остается достаточно прозрачной. Декларация встречных условий в виде освобождения родственников вовсе не означает, что дело обстоит именно таким образом. В ряде случаев это может быть сочетание с элементарным вымогательством. Эксперты не исключали вероятности выкупа и в результате похищения 14 декабря. В СМИ ФРГ сообщается, что в данном случае речь шла не столько о выкупе похищенных в размере 200 тыс. долларов, сколько о денежной компенсации пострадавшей семье в связи с неудачной коммерческой сделкой. Деньги были потребованы якобы не с самих немцев, а у правительства Йемена. Как на самом деле обстояло дело, скорее всего выяснится позже. Однако то, что правительственные круги ФРГ отвергают предположения прямого выкупа, никого не убеждает.

FAZ напоминает в этой связи историю 2,5-летней давности. В мае 2006 года идею выкупа в немецком телеэфире озвучил иракский посол в ФРГ Алаа аль Хашими (Alaa al Haschimi), из-за чего, как писали в то время СМИ Германии, сразу стал непопулярным. Он, в частности, предположил, что за освобождение немецких инженеров была уплачена «сумма денег». И хотя речь шла о похищении в Ираке, многие журналисты не исключили подобного сценария и в Йемене. Данный метод (имеется в виду выкуп), «к сожалению, не поможет в деле безопасности при последующих случаях», заметил тогда Гернот Эрлер (Gernot Erler) из Министерства иностранных дел ФРГ.

Разумеется, государство может оставаться непреклонным, как это уже бывало в истории Германии. В марте 1975 года федеральное правительство освободило пятерых осужденных левых террористов, чтобы освободить похищенного берлинского политика от ХДС Петера Лоренца (Peter Lorenz). Однако двумя годами позже, в ходе знаменитой «немецкой осени», когда бушевали политические страсти, оно же отказалось выпустить пойманных членов экстремистской группировки RAF в обмен на похищенного президента Объединения работодателей ФРГ Ганса-Мартина Шлейера (Hanns-Martin Schleyer) и тот был убит. «Государство нужно защищать от шантажа при всех обстоятельствах» — аргумент тогдашнего федерального канцлера Хельмута Шмидта. То, что федеральное правительство платит выкуп в размерах, исчисляемых миллионами, создает нездоровую обстановку вокруг немцев в странах третьего мира, считал он.

Сенсационным было похищение семьи Валлерт (Wallert), которую исламистские террористы похитили в 2000 году на южнофилиппинском острове Йоло. Журналисты разузнали и обнародовали факт того, что немецкое правительство уплатило за избавление заложницы, психически надломленной Ренаты Валлерт, 1 млн долларов. Другой известный случай связан с туристической группой (32 человека, 16 из них немцы) весной 2003 года, которую похитили в алжирской Сахаре. После того как европейцы были освобождены, предводитель террористов рассказал нескольким газетам, что он получил в целом почти 5 млн евро выкупа. «Только немцы полагают, что никакого выкупа не было», — смеялся один западный дипломат в Алжире над попытками федерального правительства сделать вид, что дело обошлось без огромных сумм. Это понятно: оно не хочет быть причастным к факту приобретения исламскими экстремистами ракетных пусковых установок и другого оружия на те самые деньги, которые были получены в качестве этого выкупа.

До сих пор неясны обстоятельства освобождения немецкого археолога Сюзанны Остхофф (Susanne Osthoff), которая была похищена в конце 2005 года в Ираке. Федеральное правительство не давало указания о выкупе. Тем не менее позже распространились слухи, никем не подтвержденные и не опровергнутые, о том, что госпожа Остхофф имела при себе наличность в размере нескольких тысяч долларов, предварительно зарегистрированных и особым образом помеченных. По этой примете якобы и вычислили факт выкупа археолога, а также объяснили и последующий приезд госпожи Остхофф в Ирак в феврале 2006 года.

Ряд журналистов объясняют тяготение йеменцев к силовым методам воздействия на власть путем похищения иностранцев воинственным характером здешнего народа, вне принадлежности к племенам и родам. Дескать, на это указывают кривые кинжалы на поясе или винтовка через плечо. Они считаются знаками, подчеркивающими мужское достоинство, и восходят к феодальным временам. Вплоть до революции 1962 года, которой завершилось тысячелетнее господство имамов, Йемен был государством средневекового типа развития. С 1990-х годов Йемен был включен в число развивающихся государств, которым ФРГ оказывала научную, техническую и финансовую помощь. Несколько членов правительственного аппарата, созданного главой страны при образовании единого государства (1990) и до этого президента северного Йемена (1978-1990) Али Абдаллы Салеха, учились в университетах и высших профессиональных школах Германии.

То, что похищены были именно немцы, должно было бы, по мнению журналистов Германии, взволновать йеменцев. «Ни с какой другой западной страной у Йемена не было такого оживленного обмена туристами, как с Германией», приводит печать ФРГ мнение йеменских дипломатов. По мнению йеменских журналистов, похищения часто являются выражением отчаяния. Мало того, местная пресса вступается за преступников. «Они не похищают оттого, что хотят распространения террора, они желают быть услышанными правительственными кругами», пишет Yemen Observer. Ведь людям не на что жить, строить школы, благоустраивать улицы. На это дипломаты ФРГ резонно возражают, поскольку Германия — главный донор Йемена. В этом году в стране трудились 50 немецких специалистов, которые помогали вывести из прорыва экономику страны, прежде всего нефтегазовую отрасль, которая дает 70% доходов. И не вина Германии в том, что «большая часть доходов, кажется, течет в армейский бюджет», отмечает FAZ, и лишь 1,5 % годового бюджета отводится здравоохранению.

К этому стоит добавить, что Германия была в числе первых, кто пришел на помощь Йемену, пострадавшему от наводнений в октябре нынешнего года. Министерство иностранных дел предоставило для ликвидации последствий стихии 700 тыс. евро в качестве гуманитарной помощи. Жертвы наводнений на востоке поддержаны суммой 200 тыс. евро, на севере — суммой 500 тыс. Средства выделены по двум каналам: через Международный комитет Красного Креста и Комиссариат по делам беженцев ООН.

Новую волну похищений в Йемене после известного перерыва (2001 — лето 2008) немецкие СМИ связывают с тем, что страх иностранцев перед угрозой нападения экстремистов стал понемногу спадать, и естественный интерес тех же немцев к экзотике и культурным достопримечательностям страны возобладал над грустными воспоминаниями. «Однако это заблуждение, — говорит житель Эрлангена профессор географии Хорст Копп (Horst Kopp), который ездит по арабским странам вот уже 30 лет. — Никуда не исчезли ни межэтнические конфликты, ни сопровождающая их кровь». Он имеет в виду споры, которые на протяжении более десятилетия идут между родами Al Abdullah и Al Riyad. Об этом подробно рассказывается на страницах газеты Yemen Observer, которая в номере от 19 декабря опубликовала коллективный портрет счастливо улыбающегося семейства. На похищение 14 декабря газета отреагировала лишь два дня спустя, а до этого возмущалась другим событием — сомалийские пираты напали на йеменских рыбаков и похитили двух из них.

Йеменская печать не утруждает себя анализом причин криминального бизнеса, видимо, оттого, что он стал обыденным явлением. То, что речь идет о солидных путешественниках, которые везут тысячи евро в бедную страну и тем самым определенным образом поддерживают ее, журналистов не волнует. Они, судя по их реакции, близки к тому, чтобы разделить точку зрения экстремистов: если в условиях кланового беспредела западный турист, предупрежденный о возможной опасности, едет в Йемен, значит он изначально готов испытывать судьбу. И стать предметом торговли — как между враждующими родами, так между преступниками и властными структурами.

52.52MB | MySQL:103 | 0,416sec