Иран: ноябрь 2008 года. Военно-политическая ситуация

1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

До президентских выборов в Иране еще полгода (12 июня 2009 г.), но их влияние все сильнее ощущается во внутриполитической обстановке в стране.

В ноябре парламент (меджлис) Ирана ужесточил требования, выдвигаемые к кандидатам в президенты страны.

Согласно новым правилам, желающий принять участие в избирательной гонке должен быть не моложе 40 и не старше 75 лет, а также иметь полученную в университете или в религиозной школе степень магистра или эквивалентную ей. Старый закон о выборах не устанавливал ни возрастного, ни образовательного ценза.

Кроме того, соискатели должны быть гражданами Ирана, исповедовать ислам шиитского толка и проявлять лояльность к исламской республике.

Как сообщают из меджлиса, поправки в закон были сделаны для того, чтобы избежать «несерьезных» кандидатов. Так, в 2005 безработный молодой человек, попытавшийся зарегистрироваться в кандидаты, указал в качестве причины желание найти работу. Тогда же неграмотный житель сельской местности захотел стать президентом, чтобы «спасти деревню».

Следует отметить, что и в старом законе, и в его новой версии не рассматривается возможность участия женщин в выборах.

Во время избирательной кампании 2005 года заявки на участие подали 89 женщин, однако Наблюдательный совет (или Совет хранителей Конституции – «Шоурайе негяхбане кануне асаси»), никому из них не разрешил баллотироваться.

Политологи уверены, что нынешний президент страны Махмуд Ахмадинежад будет баллотироваться на предстоящих выборах, хотя до сих пор он не подтвердил свое участие.

Следует напомнить, что для того, чтобы закон окончательно вступил в действие, его еще должен утвердить Наблюдательный совет.

В связи ли с предстоящими выборами или нет, но в Иране появились признаки правительственного кризиса. В начале ноября иранский парламент подавляющим большинством голосов вынес вотум недоверия министру внутренних дел страны Али Кордану, уличив его во лжи. Глава иранского МВД оказался в центре громкого скандала, получившего международную огласку, буквально сразу после назначения на этот пост 5 августа текущего года. Тогда выяснилось, что у этого чиновника — поддельный диплом почетного доктора Оксфордского университета.

В конце сентября Кордан признал этот факт, переложив всю вину на посредника, который несколько лет назад принял у него необходимые документы на соискание данной ученой степени. Между тем один из парламентариев — Эбрахим Некунам — обвинил Кордана в попытке «играть с доверием меджлиса», что недопустимо для «человека, на котором лежит ответственность за безопасность страны». Согласно иранскому законодательству, МВД, помимо прочего, курирует проведение любых выборов, назначает губернаторов и осуществляет контроль за политическими партиями и неправительственными организациями.

Ситуация вокруг Кордана накалилась до предела в конце октября – начале ноября, когда представитель правительства в меджлисе Мохаммад Аббаси попытался подкупить некоторых депутатов — сторонников отставки министра, предлагая им чек на сумму в местной валюте, эквивалентную 5 тысячам долларов, в обмен на письменный отказ от своей позиции. После того, как Аббаси был изобличен, Ахмадинежад снял его с поста, а спикер меджлиса запретил взяткодателю посещать заседания парламента.

Однако президент Ахмадинежад, защищая своего выдвиженца Кордана, расценил вызов 2 ноября Кордана в парламент для представления отчета (когда и был объявлен Кордану импичмент), как негативный случай и сказал, что не будет принимать участие в этом процессе. Он назвал вызов Кордана для дачи отчета незаконным. Примечательно, что в своем выступлении перед парламентариями г-н Кордан обвинил израильские СМИ в организации широкомасштабной кампании по его дискредитации и повторил, что был уверен в подлинности собственного диплома.

Критика в адрес правительства и самого президента Ахмадинежада идет не только из меджлиса. Так, председатель Организации по контролю за государственными органами Ирана Мустафа Пурмухаммеди, критикуя правительство, сказал, что «главное — не принимать многочисленные решения, а давать обещания, принимать решения и осуществлять их, учитывая потенциал страны».

Г-н Пурмухаммеди в своем выступлении в городе Кум 4 ноября сказал, что традиция давать не претворяемые в жизнь обещания должна быть изменена, и если кто-то не сможет сделать дело, то пусть не дает обещаний. Интересный факт: Мустафа Пурмухаммеди ранее был главой МВД в правительстве президента Ирана Ахмадинежада. За разногласия с главой государства летом этого года он был отстранен от занимаемой должности. Не случайно поэтому, что все последние выступления бывшего руководителя МВД направлены непосредственно на критику правительства Ахмадинежада.

После снятия Пурмухаммеди с должности руководителя МВД министр юстиции ИРИ Махмуд Хашими Шахруди назначил его председателем Организации по контролю за государственными органами страны.

Обеспокоенный ситуацией вокруг правительства, Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал никоим образом не подрывать позиции иранского правительства, после того, как парламент снял с поста министра внутренних дел Ирана Али Кордана.

Аятолла Хаменеи заявил, что некоторые круги в Иране пытаются раздуть отдельные вопросы до невероятных размеров. Аллах не простит тех, кто допускает безответственные высказывания и делает голословные заявления по поводу работы правительства, предупредил он.

Эти слова верховного лидер Ирана явно относятся к тем, кто в начале ноября проголосовал за импичмент министра внутренних дел Али Кордана.

Высказывание Али Хаменеи означает и то, что он поддерживает президента Ахмадинежада, которого также резко критиковали в парламенте.

Так что, несмотря на растущее число вопросов, а также претензий к Махмуду Ахмадинежаду похоже, что в преддверии очередных президентских выборов летом будущего года, он по-прежнему пользуется поддержкой Верховного лидера страны — аятоллы Али Хаменеи.

10 ноября президент ИРИ назначил нового министра внутренних дел. Им стал сорокадевятилетний Садек Махсули, помощник и соратник Ахмадинежада. Так же, как и Ахмадинеджад, Садек Махсули служил в Корпусе стражей исламской революции, занимал административные должности в провинциях и был заместителем министра обороны по вопросам планирования.

Скандалы в иранских высших сферах затрагивают и корпус вице-президентов. Так, в ноябре поступили сообщения, что вице-президент Ирана Эсфандияр Рахим Машаи может досрочно покинуть свой пост из-за скандала, разгоревшегося в министерстве туризма после того как церемония открытия конференции, посвященная иностранным инвестициям, открылась «танцем» девушек с Кораном.

По данным СМИ, ведущий должен был открыть мероприятие чтением аятов из Корана. Организаторы решили, что Священную Книгу ему должны поднести девушки в национальных нарядах. Шествие проводилось под национальную музыку, что было воспринято многими иранцами как «неуважение к Книге».

После конференции депутаты парламента предложили немедленно отстранить Машаи от занимаемой должности. По мнению религиозных лидеров и многих влиятельных политиков, он, одобрив организацию подобного действа, продемонстрировал свою неосведомленность в вопросах религии.

Противоречивую реакцию аналитиков и политологов вызвала информация о том, что Духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи снял с Согласительного совета страны полномочия по контролю над исполнением «Документа о перспективах развития Ирана». Этот стратегический документ предусматривает план развития Ирана на 20 лет до 2025 года.

Контроль над исполнением документа был поручен Согласительному совету после избрания Махмуда Ахмадинежада президентом Ирана в 2005 году.

Как заявил председатель Совета аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани (бывший президент ИРИ), контроль по просьбе самого Духовного лидера Хаменеи велся несерьезно.

«После президентских выборов 2005 года Хаменеи сказал мне, что правительство новое, и в ходе предвыборной кампании дало обещания, несоответствующие «Документу о перспективах развития», поэтому контроль над исполнением документа посоветовал вести не очень строго», — сказал г-н Рафсанджани.

В первую очередь, для полного контроля над исполнением документа представители правительства и парламента должны активно участвовать в утверждениях законов, недостатки в которых должны исправлять они, сказал Рафсанджани.

По его словам, государственные структуры должны подготавливать ежегодные доклады о соответствии своей деятельности «Документу о перспективах развития».

Рафсанджани не назвал причин снятия полномочий с Согласительного совета по контролю над исполнением документа. Но по всей вероятности, это ход аятоллы Хаменеи для того, чтобы оградить президента Ахмадинежада (главу исполнительной власти) от глубокого и тщательного расследования деятельности его правительства на предмет соответствия «Документа о перспективах развития Ирана» и естественной критики со стороны оппозиции накануне президентских выборов.

Справка: Согласительный совет (или Совет по целесообразности принимаемых решений, или Совет по определению блага строя – «Маджмайе ташхисе маслахате назам») был учрежден в 1988 г. для решения конфликта, возникшего между парламентом и Наблюдательным советом из-за толкования ряда законодательных актов. Согласительный совет формирует сам руководитель ИРИ, который определяет его численный и персональный состав.

Согласительному совету отводится роль последней официальной инстанции ИРИ в вопросах выработки и урегулирования процедуры принятия политических решений, а также функции конституционного надзора и третейского суда в решении конфликтных ситуаций, возникающих между меджлисом и другими теологическими институтами, действующими при Руководителе. В 2005 г. решением Духовного лидера ИРИ Согласительному совету переданы новые полномочия по надзору за деятельностью исполнительной, законодательной и судебной властей, а также вооруженными силами и Организации телерадиовещания ИРИ.

Председатель Совета — аятолла Али Акбар Хашеми-Рафсанджани (бывший президент ИРИ).

Еще одним примечательным моментом, характеризующим ситуацию в высших иранских сферах, стал шум по поводу поздравительного письма, которое направил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад победившему на президентских выборах в США Бараку Обаме. Это послание вызвало волну жесткой критики со стороны консервативных сил и одновременно поддержку реформистов и либералов, сторонников бывшего президента ИРИ Мохаммада Хатами.

Консерваторы бросились в яростную атаку на президента. Газеты консервативной и фундаменталистской ориентации писали, что Ахмадинежад превысил свои полномочия, он не имел права отправлять подобное послание, так как это входит в компетенцию верховного лидера страны аятоллы Хаменеи.

Однако, спустя некоторое время, радикалы и консерваторы поняли, что своей критикой они ухудшают имидж Ахмадинежада практически в ходе избирательной кампании. Опасность того, что ослабление действующего президента Ирана может способствовать победе на предстоящих в июне выборах представителя реформистов заставила их перейти к поддержке Ахмадинежада. Накал критики стал спадать. В печати появились статьи, в которых Ахмадинежад назывался «наиболее квалифицированным» кандидатом в президенты и высказывалась уверенность, что его письмо американскому президенту было одобрено аятоллой Хаменеи.

Все эти даже отдельные и, быть может, несвязанные друг с другом факты о ситуации в верхних эшелонах власти в ИРИ свидетельствуют об отсутствии единства и наличии существенных противоречий в правящей элите.

На фоне ухудшения атмосферы в руководящих верхах, заметно активизировалась контрразведывательная, карательная и запретительная деятельность иранских властей.

В ноябре широким потоком лилась информация о поимке израильских шпионов.

24 ноября Корпус стражей исламской революции сделал заявление о разоблачении в стране шпионской сети израильской разведки «Моссад».

В этой связи генеральный прокурор Ирана Саид Мортазави сказал, что трое арестованных обучались в Тель-Авиве убийствам, взрывам, профессиональному управлению мотоциклами и работе со специальными фото-видеокамерами, компьютерами и спутниками. Как отметил прокурор, задержанных взяли до того, как они начали свою подрывную деятельность.

По словам г-на Мортазави, первый член сети был арестован пять-шесть месяцев назад. Интересовала агентов «Моссада» деятельность КСИР, военной разведки и ядерная программа, в рамках которой может быть создана атомная бомба, сообщил прокурор.

По данным следствия, «Моссад» обеспечивал этих людей деньгами для приобретения автомобилей и оборудования.

При аресте шпионов были также захвачено различное оборудование, включая спутниковый телефон, GPS и ноутбук.

По словам прокурора, трое подозреваемых обучались «Моссадом» проведению подрывной деятельности в четырех странах, включая соседей Ирана.

В ходе допросов арестованные признались в подготовке убийств и взрывов. Верховный прокурор Мортазави обвинил «Моссад» в организации нападений на иранских военных и убийстве ученых. Он подчеркнул, что будет требовать смертного приговора для троих иранцев, обвиняемых в шпионаже на Израиль.

За два дня до заявления КСИР сообщалось, что по приговору суда был повешен иранский бизнесмен, признанный виновным в шпионаже в пользу Израиля в течение трех лет. 45-летний Али Аштари работал менеджером крупной компании по продажам телекоммуникационного и электронного оборудования. Этой техникой он, в частности, снабжал оборонные объекты ИРИ. В одной из поездок за границу его завербовали специалисты «Моссад», и Аштари получал от них деньги за разведывательную информацию. После трехлетнего сотрудничества с израильской разведкой Аштари в 2007 г. был арестован и предан суду.

В июне 2008 года были опубликованы признательные показания Аштари, в которых говорилось, что представители «Моссада» выделили ему 50 тысяч долларов для приобретения «специального оборудования», которое предполагалось продать «клиентам» из числа высокопоставленных военных.

Аналогичные обвинения были предъявлены недавно задержанному известному иранскому блоггеру Хусейну Дерахшану – во время допроса он также признался в работе на Израиль.

Израиль не единственная страна, откуда приходят в Иран шпионы. Государственное телевидение ИРИ сообщило 17 ноября о задержании 10 шпионов в провинции Систан-Белуджистан, которые вторглись в страну со стороны Пакистана. Согласно сообщению, у задержанных изъято камеры видеонаблюдения, подробные карты районов Ирана, где сохраняется неспокойная обстановка, и около 500.000 долларов наличными. Личности задержанных, их государственная принадлежность, и на кого они работали, не сообщается.

Примечательно, что за несколько дней до этого инцидента 13 ноября вооруженными боевиками в Пакистане был похищен атташе по торговле дипломатической миссии Ирана Хасматолла Атхадарзехан.

Репрессивные меры поводятся и в отношении национальных и религиозных меньшинств.

По имеющейся информации, власти Ирана арестовали ученого теолога суннита Мамуста Аюба Гянджи. Он был задержан еще 26 октября и в настоящее время содержится в центральной тюрьме города Хамадан.

Мамуст Аюб Гянджи является имамом мечети в поселке Бахаран недалеко города Сенендедж, провинции Курдистан. Это не первый арест имама. В марте этого года Гянджи вместе c другими теологами суннитами уже подвергался аресту. По словам сторонников Гянджи, в ходе ареста в марте на него было оказано физическое давление, приведшее к потере памяти имама.

В своих выступлениях он неоднократно осуждал политику властей ИРИ против религиозных и этнических меньшинств.

В рамках этнических репрессий со стороны иранских властей можно рассматривать и заявления руководителя Координационного совета международного форума «Национальное движение Южного Азербайджана», лидера оппозиционной Партии национальной независимости Азербайджана Этибара Мамедова.

По мнению Мамедова, необходимо привлечь внимание международного сообщества к ситуации в Южном (то есть – Иранском) Азербайджане. Как считает г-н Мамедов и его сторонники, в последнее время участились факты репрессий, проводимых органами власти Ирана против азербайджанцев, а также применения пыток в отношении заключенных в тюрьмах.

Справка: В Иране, по разным данным, проживает от 18 до 35 миллионов этнических азербайджанцев.

В последнее время в Иране усилилось давление на средства массовой информации, что также можно отнести к факту приближения президентских выборов.

6 ноября Комитет по контролю за прессой Ирана принял решение о закрытии еженедельного журнала «Шахрванд». Комитет обвинил журнал в распространении ложной информации о деятельности правительства.

За день до этого Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал, что иранская пресса ведет «черный пиар» против правительства. «Пусть те, кто создает напряженную политическую атмосферу, распространяя лживую и полную клеветы информацию, не надеются на прощение Аллаха», — сказал он.

Ранее журнал получил предупреждение за распространение необоснованных материалов от Комитета по контролю за прессой. «Шахрванд» является одним из многотиражных журналов Ирана.

Еще большему давлению подвергается Интернет. В ноябре советник юстиции Генеральной прокуратуры страны Абдульссамад Хоррамабади в одном из своих выступлений заявил: «В последнее время было закрыто более пяти миллионов Интернет-сайтов». Он также добавил, что «Интернет наносит обществу социальный вред, и следует подготовить программы для уменьшения этого вреда». «Враги, злоупотребляя сетью Интернет, пытаются нанести удар по религиозным ценностям иранского общества», — сказал представитель судебного органа Ирана.

Следует отметить, что впервые высокопоставленное лицо Ирана официально заявило, что в ИРИ препятствуют деятельности Интернет-сайтов.

Руководство судебных органов и органов связи Ирана до сих пор не представили официальную статистику сайтов, закрытых со стороны соответствующего органа.

Вместе с тем новостной портал DailyBits опубликовал рейтинг стран с самой жесткой цензурой в Интернете. Первое место в списке занимает Иран. В стране запрещены сайты неисламского содержания. Иранские интернет-цензоры придерживаются семантической системы сетевого фильтра, распознавая информацию по ключевым словам и выражениям. Параллельно с этой системой существует спецотдел, ответственный распознавать и докладывать о ресурсе, нарушающем предписания и установки иранских властей. Также в стране блокированы доступы к некоторым западным сайтам, включая YouTube, Amazon и Wikipedia. Число блокированных сайтов насчитывается более 10 миллионов.

К борьбе за исламскую чистоту Интернета можно присовокупить и ужесточение контроля за мобильной связью в ИРИ.

В ноябре в Иране в силу вступили новые регуляторные правила на использования SMS сервиса абонентами операторов мобильной связи.

Так согласно новым правилам, каждый абонент операторов мобильной связи, прежде чем сможет использовать SMS сервис, должен пройти проверку в министерстве информации (то есть – в министерстве разведки и безопасности), и только после проведенной проверки по решению министерства абонент получит разрешение на использование SMS сервиса.

Также все SMS отправляемые на территории Ирана отслеживаются специалистами министерства информации. В случае, если будет обнаружено SMS сообщение угрожающее национальной безопасности Ирана, автор данного SMS сообщения понесет наказание согласно закону.

Ужесточение мер наказания относительно купли-продажи спиртных напитков, конечно, трудно связать с репрессиями, но с другой стороны, это отражает общую тенденцию на «закручивание гаек».

Депутаты иранского парламента 13 ноября рассмотрели проект шариатских наказаний.

В проекте внесены изменения в меры наказаний в отношении лиц, производящих, употребляющих, занимающихся продажей или же посредничающих в продаже спиртных напитков.

Согласно новому проекту, лиц, производящих, употребляющих, занимающихся продажей или же посредничающих в продаже спиртных напитков, ожидает наказание в виде лишения свободы сроком от одного года до 6 лет, 74 ударов плетью и выплата штрафа в размере в пять раз превышающим стоимость спиртных напитков.

В проекте говорится, что если объем спиртных напитков будет превышать 20 литров, транспортное средство, перевозившее его, будет конфисковано государством.

В новом документе говорится, что если государственные чиновники, официальные лица, члены советов, организаций и фондов будут арестованы за употребление спиртных напитков, помимо указанных наказаний, они будут лишены возможности занимать должности в государственных органах в течение от одного до пяти лет.

Анализируя внутриполитическую обстановку в Иране в ноябре, когда явно прослеживается общее осложнение ситуации, представляется неслучайным проведение широкомасштабных учений сил полиции под кодовым названием «Сила, стабильность и безопасность».

В учениях в Тегеране приняли участие 30 тысяч полицейских, 4000 полицейских машин, 50 вертолетов.

Руководитель полиции Ирана генерал Ахмади Мокаддам сказал, что учения полицейских сил проводятся в Тегеране для того, чтобы повысить готовность полицейских к предотвращению терроризма, беспорядков и факторов, нарушающих безопасность. Он также подчеркнул, что проводимые учения имеют цель предотвращение деятельности в стране внутренних и иностранных террористов.

Принимая во внимание все вышесказанное, становится понятным и оправданным принятие в ноябре в третьем комитете Генеральной Ассамблеи ООН резолюции, которая осуждает нарушение прав человека в Иране. Голосование по резолюции на Генассамблее ООН состоится в следующем месяце. Некоторые дипломаты ООН отмечают, что итоги голосования в Генассамблее также будут не в пользу Ирана.

Резолюция призывает Иран прекратить жестокие наказания заключенных, казни несовершеннолетних, дискриминацию этнических меньшинств, ограничение свободы религии и др.

Таким образом, ноябрь характеризовался некоторым осложнением внутриполитической обстановки в Иране и усилением репрессивных действий со стороны властей.

Однако, несмотря на всю сложность внутриполитической ситуации в ИРИ, 2008 год стал рекордным по количеству германских туристов, посетивших страну.

Со ссылкой на руководство германской туристической фирмы Tigges/Gibecco, иранское агентство новостей IRNA сообщает об «огромном увеличении» количества немцев, желающих посетить Иран. По сообщению ведущего германского туроператора, количество германских туристов в Иране увеличилось, по сравнению с прошлым годом, на 91%. Иран, по приблизительным оценкам посетили 100 тысяч немецких туристов.

2. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

В ноябре 2008 года основными внешнеполитическими событиями, в той или иной степени затронувшими интересы Ирана, были следующие:

6 ноября президент Ирана Махмуд Ахмадинежад направил Бараку Обаме поздравления с победой на президентских выборах США. Он пишет: «Я поздравляю Вас с тем, что Вам удалось собрать большинство голосов во время выборов».

Президент Ирана выразил надежду, что когда Обама приступит к руководству страной, то будет защищать «истинные интересы народа и правосудия», и не будет выполнять требования «эгоистичного меньшинства».

Как известно, поздравительное послание по-разному оценено в Иране. Однако для иностранных политологов стало еще одним поводом строить прогнозы на будущее американо-иранских отношений.

Большинство экспертов считают, что стратегического прорыва в отношениях США – Иран в ближайшей перспективе не просматривается. Возможны тактические шаги с обеих сторон для решения конкретных проблем, затрагивающих интересы двух государств. Это, в первую очередь, Афганистан и Ирак, а также гипотетические совместные действия против «Аль-Каиды». Не исключаются даже официальные переговоры между представителями двух стран.

Но общая политика США и ИРИ по отношению друг к другу вряд ли изменится. Главная сложность – ядерная программа Ирана.

Недавно в США был обнародован документ, подготовленный на основе совместного анализа высокопоставленными в свое время руководителями Республиканской и Демократической партий США, отставными генералами, экспертами в области ядерного распространения, собранными в специальной группе по Ирану при аналитическом Bipartisan Policy Center.

Документ, как полагают специалисты, отличает высокая степень точности анализа текущей ситуации. Предложения сформулированы в виде 5 принципов.

Во-первых, обретение Ираном возможностей для производства ядерного оружия с точки зрения стратегии совершенно неприемлемо для США. Получив атомную бомбу, Иран обретет средство ядерного сдерживания и будет использовать его для усиления своего влияния в ближневосточном регионе.

Во-вторых, единственно приемлемым вариантом для США является полное прекращение работ по обогащению урана на территории Ирана. Нет гарантий того, что Иран не будет производить расщепляющийся материал также и для ядерного оружия.

На сегодняшний день обогатительный комбинат в Натанзе уже обладает техническими возможностями для переработки низкообогащенного урана в высокообогащенный. При наличии достаточного количества низкообогащенного урана Ирану потребуется всего четыре недели, чтобы произвести уже высокообогащенный продукт на один ядерный боеприпас. За это время эксперты МАГАТЭ не успеют даже зафиксировать факт такого производства.

В-третьих, дипломатическое решение проблемы возможно лишь в случае, если переговоры с Ираном будут вестись с позиции силы. При этом, чтобы Иран не сумел превратить переговоры в мыльную оперу, США и их союзникам следует установить временные рамки их проведения.

В-четвёртых, чтобы избежать вынужденных односторонних действий Израиля в отношении Ирана, новому президенту следует убедить Иерусалим в том, что США не допустят превращения Ирана в ядерную державу.

В-пятых, вариант военных действий против Ирана по-прежнему возможен, но это должно быть последним средством — в случае, если все другие усилия потерпят неудачу.

Кроме ядерной проблемы США и Иран разделяет и то, что Тегеран активно поддерживает экстремистские движения на Ближнем Востоке. В одном из своих последних заявлений, избранный президент Барак Обама сказал, что поддержка Ираном террористических организаций должна быть прекращена.

И как бы в подтверждение этих слов американские войска в Ираке провели в ноябре аресты иранской агентуры и экстремистов, связанных с Ираном.

Был арестован агент иранских спецслужб по подозрению в контрабанде оружия. По мнению американского командования, иранец использовал строительные площадки в Ираке в качестве прикрытия для поставок оружия в страну, которое ввозилось в Ирак под видом стройматериалов.

Кроме того, в Багдаде были арестованы восемь человек из группировки «Асайб Ал аль-Хак» (или так называемых «Специальных групп»), подозреваемой в связях с Ираном. Аресты были произведены в двух пригородах столицы Ирака — шиитском Нью-Багдад и суннитском Азамия.

Командование США обвиняет группировку в изготовлении бронебойных фугасов, которые используются против американских сил в Ираке. Предполагается, что мощную взрывчатку для их производства боевики получают из Ирана. США неоднократно обвиняли Иран в вооружении шиитских экстремистских группировок.

В деле нормализации американо-иранских связей стремятся принять участие и третьи страны. Так, на конференции G-20 (встреча, на которой собралось 20 самых экономически развитых стран мира), прошедшей в Нью-Йорке в ноябре, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, что Турция готова выступить посредником в переговорах между США и Ираном. В ответ представитель МИД ИРИ Хасан Кашкави заявил: «Проблемы, существующие между Ираном и США, нельзя решить при помощи чьего-то посредничества».

Действительно трудно их решить. В ноябре президент США Джордж Буш подписал указ о продлении на очередной год действия «чрезвычайного положения» в отношениях с Ираном, объявленного почти 30 лет назад его предшественником Джимми Картером. В соответствующем уведомлении, направленном во вторник на в Конгресс США, глава Белого дома указал, что принял решение оставить «в силе исполнительный указ номер 12170 от 14 ноября 1979 года, в котором объявлялось чрезвычайное положение в связи с исключительной угрозой для национальной безопасности, внешней политики и экономики США, созданной ситуацией в Иране». Президент Буш обосновал свое решение, в частности тем, что «отношения с Ираном все еще не нормализованы».

Справка: Президент Картер подписал указ номер 12170 в ответ на захват американских заложников в Тегеране. Министерству финансов США было отдано распоряжение блокировать все официальные иранские авуары в США, в том числе счета в американских банках и их зарубежных филиалах и отделениях.

Фактически это означало введение первых карательных экономических мер против Ирана. 7 апреля 1980 года Картер разорвал дипломатические отношения с Тегераном и запретил экспорт из США в Иран практически всех товаров, включая продовольствие и медикаменты. Позднее было наложено эмбарго на импорт любых товаров из Ирана в США, поездки американцев в Иран. В последующем все американские президенты лишь ужесточали санкции против этой страны.

В ноябре отмечалась активность внешнеполитической деятельности Тегерана и по другим направлениям.

Ирак. В целом же, несмотря на совпадающие тактические интересы в Ираке, США и Иран по разному смотрят на будущее Ирака. В настоящее время на повестке дня иракского руководства стоит вопрос о принятии нового ирако-американского договора. Согласно договору силы США могут находиться в Ираке до 2011 года.

16 ноября кабинет министров Ирака принял решение о заключении договора по безопасности между Багдадом и Вашингтоном. В настоящее время этот договор представлен в парламент Ирака.

Спикер парламента ИРИ Али Лариджани 18 ноября в своем выступлении в меджлисе, подвергнув критике позицию кабинета министров Ирака, сказал, что этот договор поставит национальное правительство Ирака лицом к лицу с опасностью.

По словам Лариджани, в договоре по безопасности между Ираком и США имеются серьезные проблемы, и потенциал иракской власти настолько сильный, что дата вывода внешних сил из этой страны должна быть ускорена.

В отличие от заявления Али Лариджани министр юстиции Ирана Махмуд Шахруди 17 ноября выразил одобрение по поводу заключения этого договора.

Кроме Лариджани и Шахруди пока никто из официальных лиц Ирана не выразили своего отношения к данному договору.

Различия в позициях двух высокопоставленных официальных лиц ИРИ по вопросу ирако-американского договора еще раз свидетельствуют о наличии в верхних эшелонах иранской власти серьезных противоречий.

Сирия. 3 ноября министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки посетил Дамаск с однодневным визитом. Глава МИД Ирана встретился с руководством и высокопоставленными чиновниками Сирии и обсудил отношения между двумя странами, которые, по его словам, являются дружескими.

Примечательно, что г-н Моттаки нанес визит в Дамаск в период, когда в отношениях между Сирией и Израилем наметился некоторый прогресс.

По мнению ведущего израильского специалиста по Сирии, бывшего генерального директора израильского МИДа, главы общества израильско-сирийской дружбы доктора Алона Лиэля, сам факт завершившихся четырех раундов непрямых израильско-сирийских переговоров при посредничестве Анкары отражает новую концепцию поведения официального Дамаска. По словам бывшего генерального директора израильского МИДа, успех на данных переговорах оттолкнет Сирию от союза с Ираном и «Хизбаллой».

Доктор Лиэль отметил, что «Израиль должен доказать Сирии, что он хочет подлинного, реального мира. Нестабильная внутриполитическая ситуация в Израиле, неопределенность с выбором главы правительства в сентябре вынуждает Сирию идти на стратегическое сближение с Ираном и покупать российское оружие».

По мнению израильского эксперта, Сирия в настоящее время находится на перекрестке — вести переговоры с Израилем и присоединиться к возглавляемому США суннитской коалиции Египта, Саудовской Аравии и Иордании или оставаться в шиитской оси Иран — «Хизбалла». По его словам, коалиция Сирии с Ираном имеет стратегический, но не мировоззренческий и не идеологический характер.

«Сегодня единственным приоритетом режима Башара Асада является сохранение и удержание власти. Сирия должна выбрать, какой частью геополитической игры она хочет быть — арабской или иранской осью. Сирия меньше всего заинтересована в противостоянии с Израилем, она имеет особые отношения с «Хизбаллой» и ХАМАСом и может на них повлиять»- резюмировал эксперт.

Израильско-сирийским отношениям посвятил, в частности, свое выступление в Оксфордском университете во время своего ноябрьского визита в Великобританию президент Израиля Шимон Перес.

По мнению израильского президента, Сирия понимает, что она извлечет огромную выгоду в случае заключения мирного договора с Израилем при условии, что Израиль возвратит Голанские высоты. «Сирия знает, что, если она заключит реальный мир с Израилем, она получит то же самое, что получили Египет и Иордания», -сказал Перес. Президент подчеркнул, что стремление Израиля заключить мир с Сирией зависит от того, готов ли Дамаск прекратить отношения с Ираном и не поддерживать проиранскую военную группировку «Хизбалла», которая базируется в Ливане.

«Израиль не будет терпеть иранское присутствие на своей границе», — сказал Перес. По словам главы израильского государства, если Сирия на самом деле хочет получить обратно Голанские высоты то она должна отказаться от поддержки «Хизбаллы», которая непосредственным образом управляется и финансируется Ираном.

Ливан. В ноябре отмечалась иранская активность и в Ливане. Тегеран с официальным двухдневным визитом посетил президент Ливана Мишель Сулейман. Он высказал благодарность руководству Ирана за поддержку, оказываемую этой страной Ливанской республике: «От имени народа и правительства Ливана я хочу поблагодарить Исламскую Республику Иран за то, что она выступала на нашей стороне все последние годы».

Президент Ливана высказал также надежду, что его визит в Тегеран станет «поводом и отправной точкой для укрепления хороших отношений» с Ираном.

В свою очередь президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад подтвердил готовность его страны «продолжать оказание поддержки Ливану во всех областях».

После переговоров с президентом Ирана г-н Сулейман встретился также с главой иранского МИД Манучехром Моттаки и секретарем Высшего совета национальной безопасности ИРИ Саидом Джалили, с которыми обсудил перспективы развития двустороннего сотрудничества и ситуацию на Ближнем Востоке.

Переговоры со своими иранскими коллегами провели также министры иностранных, внутренних дел, труда, экономики и промышленности Ливана, сопровождающие Сулеймана в поездке.

Ливан может вступить на путь стабильности и развития, если согласится на реализацию иранского плана по стабилизации ситуации, сказал в Тегеране на пресс-конференции министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки.

Министр сообщил, что улучшение ситуации в Ливане позитивно повлияет на стабильность в регионе в целом.

Отношения Бейрута и Тегерана до последнего времени были напряженными из-за поддержки Ираном ливанской партии «Хизбалла», деятельность которой неоднократно вызывала смену власти в стране.

Еще до визита президента Ливана в Иран министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки заявил, что Ливан может вступить на путь стабильности и развития, если согласится на реализацию иранского плана по стабилизации ситуации. Правда, детали этого плана министр не обозначил. Глава МИД ИРИ сообщил, что улучшение ситуации в Ливане позитивно повлияет на стабильность в регионе в целом.

Кавказ. Иран, как уже отмечалось ранее, выдвинул свои предложения по нормализации ситуации на Кавказе. Но, как сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров Россия пока не получала никаких предложений от него по этой теме.

Российский министр иностранных дел напомнил, что тема безопасности на Кавказе обсуждается в различных форматах. В частности, Турция выступила с инициативой о создании платформы стабильности и сотрудничества в Кавказском регионе.

В русле кавказской политики Ирана можно рассматривать и иранские заявления относительно улучшения ирано-азербайджанских отношений, которые, надо сказать, не всегда отличались дружелюбностью.

Как подчеркнул советник президента Ирана Алиакбар Джаванфекр, «в отношениях между нашими странами мы всегда старались к углублению сотрудничества. Потепление, наблюдающееся в двусторонних отношениях в последнее время, является подтверждением этому».

Несмотря на то, что некоторые силы хотели вбить клин в отношения Ирана и Азербайджана, обе страны старались поддерживать связи на высшем уровне, добавил Джаванфекр.

Нет сомнений, что Иран стремится играть главную роль на Кавказе. Поэтому все чаще из Тегерана звучат предложения посредничества по многим кавказским проблемам, в частности по Карабаху.

Посол Ирана в Азербайджане Насир Хамиди Заре отметил, что Иран обеспокоен по поводу военной ситуации между двумя соседними государствами Арменией и Азербайджаном: «Наряду с другими посредниками, Иран тоже может предпринять шаги на пути урегулирования конфликта, которые способны привести к положительному результату. Этот вопрос открыто обсуждался в ходе встреч президентов Азербайджана и Ирана, а также при обсуждениях, состоявшихся в ходе визита нашего министра иностранных дел в Баку. Обе стороны подтвердили возможность этого шага».

По мнению дипломата, для того, чтобы принять посредничество Ирана в урегулировании конфликта, необходимо, чтобы Азербайджан и Армения принимали реальность: «Всем известно, что подобные конфликты длятся десятилетиями, а потом откладываются. Армения и Азербайджан могут обратиться к Ирану за помощью при урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Однако в этом вопросе должны выступить официальные представители обеих стран. Во всяком случае, Иран находится в одном регионе с этими странами, и мы хорошо знаем друг друга. С этой точки зрения мы можем развить наши отношения в будущем».

Северная Корея. 12 ноября министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки начал свой визит в Северную Корею. В Пхеньяне он провел переговоры с руководством Северной Кореи, с которой у Ирана давние традиции сотрудничества, в частности в области ракетостроения и ядерных технологий.

Новая Зеландия. 5 ноября министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки встретился в Тегеране с заместителем главы внешнеполитического ведомства Новой Зеландии Питером Гамильтоном.

Г-н Моттаки заявил, что Иран предлагает разрешать конфликты путем диалога. Он также предложил Новой Зеландии создать новое международное движение – против ядерного оружия.

Манучер Моттаки высоко оценил также действия Новой Зеландии по защите прав человека и «деполитизации» данной сферы.

Питер Гамильтон, в свою очередь, отметил, что провел плодотворные переговоры с иранскими чиновниками, и пообещал, что Веллингтон продолжит сотрудничать с Тегераном.

Пакистан. Отношения между Ираном и Пакистаном оставляют желать лучшего. И этому способствовал серьезный инцидент. 13 ноября неизвестные похитили иранского дипломата на северо-западе Пакистана в городе Пешавар. При этом был убит один из его охранников. Похищенный является торговым атташе консульства Ирана в Пакистане.

Венесуэла. В середине ноября Венесуэла и Иран подписали соглашение об открытии в Каракасе «Университета Цивилизаций», который будет специализироваться на подготовке молодых специалистов на принципах равенства и социальной справедливости.

«Университет Цивилизаций», как считают представители Венесуэлы, будет заниматься формированием молодого поколения на принципах боливарианской революции и построения социализма 21 века.

Ирано-венесуэльское соглашение предусматривает выделение бесплатных стипендий для обучения молодых иранцев и подготовку профессорско-преподавательского состава.

Справка. Идея построения «Социализма 21 века» была выдвинута Уго Чавесом в 2005 году. Она предусматривает построение общества на принципах равенства и социальной справедливости. По мнению венесуэльского лидера, переход к социализму является основной задачей ближайшего периода в Венесуэле.

Для выполнения столь масштабной задачи, по инициативе Чавеса, была образована Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ)

Лидер Венесуэлы считает, что именно новая партия и революционный подъем народных масс способны привести страну к социализму 21 века.

В венесуэльском обществе неоднозначно воспринимают социалистические идеи Чавеса. Оппозиция считает, что провозглашенный курс на построение в Венесуэле социализма 21 века приведет страну к экономической катастрофе и государственной деградации.

Однако шиитский Иран, где господствует жесткая идеологическая доктрина «хомейнизм», присоединяется к «социалистической» Венесуэле явно с чисто прагматических политических соображений – борьба с американским империализмом, что для Тегерана гораздо важнее идеологической несовместимости.

Великобритания. В конце ноября Тегеран выразил официальный протест Лондону в связи с «враждебными» высказываниями министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда. Посол Соединенного Королевства в ИРИ Джеффри Адамс был вызван в иранское внешнеполитическое ведомство, где ему указали на неприемлемость таких заявлений.

Дэвид Милибэнд, принявший участие в международной конференции в Абу-Даби на тему «Атомная энергия в странах Персидского залива», выразил уверенность, что «ядерный Иран представляет серьезную угрозу тем, кто ищет мирные пути решения региональных проблем». Он высказал мнение, что у Тегерана остается лишь один выбор — либо «пойти на сотрудничество и прекратить обогащение урана, либо продолжить следовать по прежнему пути к конфронтации и изоляции».

В ноябре пришли следующие заслуживающие внимания сообщения:

— 150 членов немецкого парламента – бундестага — подписались под инициативой вычеркнуть иранскую оппозиционную организацию «Саземане моджахеддине хальке Иран» (Организация моджахедов иранского народа – ОМИН) из списка террористических организаций Европейского союза.

Справка. В свое время ОМИН принимала участие в исламской революции в Иране, однако позже перешла в оппозицию правительству Тегерана.

В начале 80-х многие члены группы перебрались в Ирак, откуда вели борьбу с иранским режимом. В 2003 году, после ввода американских войск, группировка официально отказалась от насильственных методов борьбы и сложила оружие. В июне 2008 года ОМИН была вычеркнута из списков террористических организаций Великобритании.

— Один из наиболее авторитетных ученых Ирана аятолла Хусейн аль-Вахид аль-Хорасани, издал фетву, запрещающую обвинять в куфре (неверии) последователей суннитского направления в исламе. Фетва также предписывает оказывать помощь суннитам в случае болезни, материальной нужды и других ситуациях.

Наблюдатели уже назвали эту фетву «революционной», ибо она исходит от улема, известного своим традиционализмом, консерватизмом и независимостью от властей. Ее появление означает, что все шиитские ученые-традиционалисты разделяют и поддерживают мнение аятоллы Хорасани.

— 19 ноября президент Израиля Шимон Перес, выступая в Лондоне перед депутатами парламента Великобритании, заявил, что иранское руководство поглощено поисками регионального религиозного доминирования, которые поддержаны ракетами широкого диапазона, обогащенным ураном и фанатическим подстрекательством.

Он сказал, что «великий проект иранского руководства должен преобразовать Ближний Восток из региона наций в один религиозный блок. Они пытаются создать свою версию для всех. Кто не соглашается, считается еретиком и обречен исчезнуть. Конфликт на Ближнем Востоке служит плодородным базисом для Ахмединижада».

Таким образом, иранская внешнеполитическая деятельность в ноябре 2008 года продолжала оставаться активной, характеризуемой, как наступательная.

3. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА

В ноябре продолжалось обсуждение ядерной программы Ирана. Как известно, 27 сентября Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию 1835 по Ирану, не содержащую новых санкций, подтверждающую прежние решения Совбеза и призывающую Тегеран выполнять его требования по ядерной программе.

Проект резолюции был внесен по инициативе России странами «шестерки» (постоянные члены СБ ООН и Германия). Принятые ранее резолюции СБ 1696, 1737, 1747 и 1803 требуют от Тегерана приостановить обогащение урана и сократить ракетную программу. По настоянию РФ никаких новых санкций в отношении ИРИ новая резолюция не предполагает. Однако Совбез настоятельно призвал Иран «полностью и без промедления выполнять обязанности в соответствии с вышеуказанными резолюциями Совета безопасности, а также требования Совета управляющих МАГАТЭ».

В резолюции подтверждается необходимость комбинированного решения проблемы иранской ядерной программы, сочетающего в себе продолжение переговоров с Тегераном и оказание на него дипломатического давления.

В свою очередь глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи призвал Иран «в кратчайшие сроки осуществить все меры по обеспечению прозрачности их деятельности, для того, чтобы эксперты были уверены в исключительно мирном характере ядерной программы Ирана».

В Тегеране отвергли требования Совбеза и заявили, что действия «шестерки» могут лишь навредить взаимодействию Ирана с международным сообществом по этому вопросу.

14 ноября по итогам переговоров политических директоров «шестерки» в Париже министерство иностранных дел Франции сообщило, что «шестерка» международных посредников продолжит консультации по решению иранской ядерной программы в ближайшие несколько недель.

Высокопоставленные представители министерств иностранных дел России, США, Великобритании, Франции, КНР и Германии, а также представитель Европейского Союза обсудили настоящую ситуацию и возможность решения проблемы, основываясь на комбинированном подходе, который содержится в резолюции 1835 Совбеза ООН.

Глава внешнеполитического ведомства ЕС Хавьер Солана заявил о возможности дальнейших контактов с Ираном — по ядерной программе этой страны. По мнению Соланы, любые контакты с Тегераном могли бы заложить основу для дальнейшего обсуждения спорных вопросов.

Что делать дальше, думают и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Пекине, и в Москве.

Американцы готовы и к переговорам с иранцами, и одновременно к самым жестким, вплоть до силовых, мерам.

Германия и другие западноевропейцы добиваются принятия новых санкций против Ирана, которые ударят по банковскому и транспортному секторам иранской экономики.

Китай призывает заинтересованные стороны наращивать дипломатические усилия, выражая надежду на проявление всеми гибкости в целях скорейшего возобновления переговоров.

Россия против ужесточения санкций. Президент России Дмитрий Медведев по поводу иранской ядерной программы заявил, что Иран — очень непростой партнер, и ряд обеспокоенностей, которые существуют (в отношении ядерной программы Ирана), пока не сняты. Однако эффективным на «иранский вызов» может быть только мирный ответ. Российский президент уверен, что возможности для подобного решения «не утрачены». «Жесткие решения крайне опасны», — сказал Дмитрий Медведев. Он сказал, что, по его сведениям, новая администрация США также не намерена «принимать жесткие решения в отношении Ирана».

При этом избранный президент США Барак Обама заявил, что наличие ядерного оружия у Ирана является «неприемлемым».

«Я считаю, что разработка Ираном ядерного оружия является неприемлемой. Нам нужно расширить международные усилия, чтобы этого не допустить», — заявил Обама, выступая в Чикаго (штат Иллинойс) на своей первой пресс-конференции после победы на президентских выборах в США. Новый президент США также пообещал приложить все возможные усилия для того, чтобы не допустить такого развития событий, при котором у Ирана оказалось бы ядерное оружие.

Эти заявления вызвали резкое недовольство иранских властей. Спикер меджлиса Али Лариджани заявил, что Бараку Обама следует изменить свою политику в отношении ядерной программы Ирана.

19 ноября был опубликован доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по Ирану. В нем, в частности говорится, что, несмотря на резолюции Совета Безопасности ООН, Иран продолжает процесс обогащения урана. «Вопреки решениям Совета Безопасности, Иран не приостановил свою деятельность, связанную с обогащением, продолжил установку новых каскадов центрифуг, а также испытания центрифуг нового поколения», — подчеркивается в документе.

В докладе МАГАТЭ также отмечается, что Иран быстрыми темпами наращивает ядерную программу, накапливая запасы низкообогащенного урана. Обогащенный уран может быть переработан в материал для производства ядерного оружия, если Тегеран примет решение о разработке таких устройств, отмечается

По данным МАГАТЭ, в ноябре запасы низкообогащенного урана в Иране выросли до 630 кг по сравнению с 480 кг в конце августа. Если накопление урана продолжится такими же темпами, то в начале следующего года Иран при желании сможет создать первую ядерную бомбу, утверждают аналитики.

Составители доклада отмечают, что Иран недостаточно сотрудничает с МАГАТЭ, в связи с чем «Агентство не смогло добиться существенных успехов» в изучении иранского ядерного досье.

Реакция Тегерана на доклад МАГАТЭ была предсказуема. Проигнорировав негативные для ИРИ пункты доклада, иранские представители заявили, что Иран сотрудничает с МАГАТЭ в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, и его ядерные объекты открыты для инспекций.

При этом, Иран считает «неразумными» любые претензии относительно своей ядерной деятельности, выходящие за рамки ДНЯО и устава МАГАТЭ. Об этом заявил официальный представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание, комментируя распространенный в среду новый доклад агентства по иранскому «досье».

«Данный отчет доказывает, что инспекции на иранских ядерных объектах осуществляются в нормальном режиме, и для них не существует никаких препятствий», — подчеркнул чиновник. «В своем докладе гендиректор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи, как и шесть лет назад, подтвердил, что не зафиксировано никаких признаков отклонения атомной программы ИРИ от мирной направленности», — добавил он.

Говоря о разделе документа, в котором упоминается о наличии у Ирана 630 кг урана, обогащенного до низкой степени содержания изотопа урана-235, Али Солтание привел и другие цифры. Он, в частности, информировал, что с марта 2004 г по настоящее время на ядерном объекте в Исфагане 348 т так называемого «желтого кейка» (уранового концентрата) было преобразовано в газ гексафторид урана.

«Несмотря на заявление МАГАТЭ о том, что Иран не приостановил работы по обогащению урана, в докладе этого ведомства отмечается, что Тегеран полностью привержен своим обязательствам по ДНЯО», — указал иранский представитель. — Какие-либо другие запросы, касающиеся «предполагаемых исследований» ИРИ (в сфере военных ядерных технологий), выходят за рамки ДНЯО и так называемого рабочего плана по урегулированию претензий МАГАТЭ, о котором мы достигли договоренности с Агентством».

«Таким образом, мы считаем неразумными любые подобные запросы. Особенно, если принять во внимание тот факт, что мы не увидели позитивной реакции со стороны западных стран после того, как два с половиной года сотрудничали с МАГАТЭ за пределами Договора о нераспространении и в соответствии с дополнительным протоколом к ДНЯО в прошлом», — заключил Али Солтание.

В свою очередь, министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки сказал 19 ноября, что Иран и в будущем будет вести переговоры с Совбезом ООН, в то же время страна не остановит разработку ядерной программы.

Как бы дополняя министра, вице-президент Ирана, руководитель Организации по атомной энергии (ОАЭ) Ирана Голям Реза Агазаде заявил 26 ноября, что в настоящее время на территории страны действуют более пяти тысяч центрифуг по обогащению урана.

21 ноября в своем выступлении на пятничном намазе в Тегеране председатель одного из важнейших исламских органов в структуре власти в ИРИ — Согласительного совета – аятолла Хашими Рафсанджани заявил от имени Совета, что Иран будет сотрудничать с МАГАТЭ только в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и не будет вести обсуждения на темы, не относящиеся к функциям МАГАТЭ.

6 ноября в городе Мешхед председатель комиссии по национальной безопасности парламента Ирана Элаэддин Буруджерди заявил: «Ядерная программа составляет основу внешней политики Исламской Республики Иран… Западные страны не хотят, чтобы Иран завладел ядерной технологией, однако, полагаясь на помощь иранских специалистов и на Аллаха, мы заполучили технологию обогащения урана».

Таким образом, нет сомнений, что Иран будет продолжать свою деятельность в ядерной сфере, несмотря на озабоченность международного сообщества и бесконечные дипломатические меры, предпринимаемые со стороны всех заинтересованных в оптимальном разрешении иранской ядерной проблемы.

В ноябре президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в очередной раз предостерег недоброжелателей ИРИ от нарушения прав иранского народа в ядерной сфере. Соответствующее заявление он сделал 19 ноября, выступая на многотысячном митинге в рамках рабочей поездки в северо-западную провинцию Занджан.

Президент Ирана заявил: «Если недоброжелатели нарушат права иранской нации, наш народ отсечет им руки и ноги занджанскими ножами… Коррумпированные державы пытались нанести ущерб независимости Ирана, однако наша нация расстроила эти козни… Нам необходимо сохранять единство, поскольку именно это приведет нас к победе».

По его словам, в ситуации вокруг иранской ядерной программы «враги были готовы пойти на уступки, но одновременно они хотели заставить нас действовать под их диктовку, словно марионетку».

При этом вполне корректно отметить, что по поводу национальной ядерной программы у иранского истеблишмента нет принципиальных разногласий.

4. САНКЦИИ ПРОТИВ ИРАНА

В ноябре не отмечалось введение новых санкций против Ирана. И, по всей видимости, в ближайшее время ожидать новых финансово-экономических санкций против Ирана, одобренных «шестеркой» и Совбезом, нереально.

Хотя, несомненно, санкции, уже введенные резолюциями Совбеза ООН и вне его рамок отдельными государствами, оказывают свое влияние на некоторую часть иранского истеблишмента.

Недаром в ноябре генеральный прокурор Ирана призвал избранного президента США Барака Обаму отменить санкции, введенные против Исламской Республики Иран. Он заявил: «Новый глава Белого дома может доказать свою добрую волю к иранскому народу, отменив все жестокие санкции, введенные прежней американской администрацией. Своим раскаянием в прежних злодеяниях новое руководство США может заслужить прощение иранской нации».

При этом союзники США – Великобритания и Франция настаивают на дальнейшем ужесточение санкций. Лондон и Париж пытаются убедить финансовые и энергетические компании прекратить деловые отношения с Ираном.

Призывы Великобритании и Франции распространяются на три сектора иранской экономики: банки и страхование, очищенная нефть и сжиженный природный газ. Целью этих действий является «усиление давления на ядерную программу Тегерана».

Такая реакция со стороны Европы была вызвана недавним сообщением Совета Безопасности ООН о том, что Иран создает резервный запас обогащенного урана. «Мы не добьемся наложения санкций от ООН, потому что россияне и китайцы будут против, — цитирует слова европейского дипломата Financial Times. – Поэтому мы, (Евросоюз) должны работать вместе, как единомышленники».

Между тем, американские экономисты Дин Де Роз и Гэри Хафбауер подсчитали, что отмена экономических санкций США в отношении Ирана, а также либерализация экономического устройства в этой стране приведут к снижению мировой цены на нефть на 10% и ежегодному росту ВВП Ирана на 23%.

Однако даже с приходом к руководству в Вашингтоне новой администрации, пока не ожидается серьезных подвижек в отношениях между двумя этими странами. Новоизбранный президент США Барак Обама уже заявил, что намерен через поставки бензина и других видов топлива в эту страну давить на Иран с тем, чтобы тот прекратил свою ядерную программу.

5 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

26 ноября Верховный духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи призвал командиров воинских частей к боевой готовности. Он дал командирам приказ быть готовыми к внезапной военной интервенции.

Командующий вооруженными силами Ирана генерал-лейтенант Хасан Фирузабади 25 ноября на встрече с военнослужащими КСИР и командирами Сил сопротивления басидж сказал, что Духовный лидер ИРИ пожелал, чтобы все вооруженные силы были приведены в боевую готовность.

По словам генерала Фирузабади, все военные учения в стране проводятся с целью предупредить американцев, и показать силу Ирана. Высшее военное командование ИРИ верит, что Ирану грозит война. Генералы предупредили, что в случае начала войны, Ормузский пролив будет закрыт.

Иранская пропаганда превозносит уровень боеготовности иранских вооруженных сил и деятельность по созданию и испытанию новых образцов вооружения и боевой техники.

Так, было объявлено, что оборонно-промышленный комплекс страны приступил к производству или испытаниям новых систем.

Министр обороны Ирана Мостафа Мохаммад Наджар: «Иранским специалистам удалось создать и испытать новое поколение ракет класса «земля-земля» на комбинированном твердом топливе. Это двухступенчатая ракета с двумя двигателями, обладающая исключительно высокими поражающими способностями».

К другим особенностям данного вида вооружения, по словам иранского военного, относится очень высокая скорость развертывания пусковой установки, непосредственно скорость запуска и вывода установки из района запуска

Иран провел 10 ноября испытание ракеты нового типа во время учений, проходивших в непосредственной близости от границы с Ираком. Новая ракета типа «Самен» («Samen») прошла испытания успешно.

Представитель министерства иностранных дел Ирана Хасан Кашкави выступил 17 ноября, с докладом по поводу испытаний новой ракеты «Седжил», проведенных накануне. Иранский дипломат заявил, что новая иранская ракета класса «земля-земля», способная поразить цель на удалении до 2.000 км, является «средством обороны» и не представляет угрозы ни одному зарубежному государству.

Напомним, что первое сообщение о проведении испытаний было опубликовано Тегераном 12 ноября, тогда же агентство Fars опубликовало фотографии, сделанные во время испытаний. Однако ни время, ни точное место проведения испытаний не сообщались – было сказано лишь то, что новая двухступенчатая ракета с двумя двигателями на твердом топливе была успешно испытана недалеко от границы с Ираком.

Правда, не ясно, почему в первом случае, 10 ноября испытанная ракета имела наименование «Самен», а 17 ноября – ракета с аналогичными тактико-техническими характеристиками — «Седжил».

Министр обороны Ирана Мустафа Мохаммад Наджар сообщил некоторые дополнительные подробности по поводу нового «Седжиля», сообщает агентство Fars. Он отметил, что испытания проводились по плановому расписанию министерства обороны и не преследовали никаких политических целей. Министр сообщил, что ракета была разработана специалистами аэрокосмического департамента при министерстве обороны Ирана. Он также уточнил, что ракета была запущена с испытательного полигона на западе Ирана, около границы с Ираком, и поразила учебную цель на удалении 800 км.

Специализированный журнал по вопросам вооружений Jane’s 14 ноября опубликовал мнение бывшего директора израильского центра по исследованиям в области военной ракетной техники Узи Рубина, который считает, что в случае «Седжиля» Иран действительно показал принципиально новую ракету. Он отмечает, что иранский «Седжиль» не похож на северокорейские, российские, китайские или пакистанские ракеты подобного типа. По мнению Рубина, испытания «Седжиля» продемонстрировали, что Иран находится на пути к созданию межконтинентальной баллистической ракеты.

Твердотопливная двухступенчатая ракета имеет не только больший диапазон, но и точнее, чем ракеты на жидком топливе – такие, например, как «Шахаб-3».

В 2008 г. мировые СМИ заявили о двух суборбитальных запусках иранских ракет. 4 февраля состоялось испытание ракеты «Кавешгяр-1» («Исследователь-1»). 26 ноября в СМИ появились сообщения, что Иран осуществил запуск в космос ракеты «Кавешгяр-2» («Исследователь-2»). Обе ракеты, по данным СМИ, достигли высоты 200-250 км, и через 40 мин их головные части спустились на Землю при помощи парашюта. Однако некоторые специалисты считают, что иранцам все же удалось вывести на околоземные орбиты макеты спутников, т.е. изделий без специальной аппаратуры, но подающих радиосигналы.

В день запуска «Кавешгяр-1» прошла торжественная презентация первого иранского спутника «Омид» («Надежда») предназначенного для научно-исследовательских целей в космосе и способного летать на низких околоземных орбитах.

Недавно заместитель главы иранской Аэрокосмической организации Мохаммад Эбрахими заявил: «Уже в ближайшее время мы планируем запуск космических ракет «Кавешгяр-3» и «Кавешгяр-4», на их борту будут находиться животные». Это проложит дорогу пилотируемым полетам.

По некоторым сообщениям, этими космическими ракетами, предположительно, были модернизированные «Шахаб-3S» (с индексом S, вполне допустимо — satellite), хотя, конечно, не исключается, что здесь «замешан» и «Шахаб-4». Но вероятнее всего «Шахаб-3S» была именно той ракетой, которая совершила суборбитальные полеты 4 февраля и 26 ноября 2008 г. под именованиями «Кавешгяр-1» и «Кавешгяр-2».

Запуски ракет вызвали беспокойство на Западе и в России, так как, по мнению экспертов, это означает, что Тегеран близок к созданию баллистических ракет большой дальности. Международное сообщество опасается, что под прикрытием реализации национальных атомной и ракетной программ, Тегеран стремится к созданию ядерного боезаряда и средств его доставки. Иранские власти заявили, что космическая программа страны имеет мирный характер и преследует исключительно научно-исследовательские цели.

В этой связи в ноябре Белый дом в среду выступил с призывом к Исламской республике Иран незамедлительно прекратить разработку ракет нового поколения.

«Разработка Ираном баллистических ракет противоречит резолюциям Совета Безопасности ООН и обязательствам Ирана перед миром, — заявил пресс-секретарь Белого дома Гордон Джондро. — Ведя такую деятельность, иранский режим только и делает, что продолжает изолировать иранский народ от остального международного сообщества».

По его словам, «Иран должен воздержаться от разработки и испытаний баллистических ракет, если он по настоящему хочет заручиться поддержкой мира».

Аналитики, следящие за развитием ракетных технологий в Иране, уверены, что большую помощь в этом деле ИРИ оказывает Северная Корея.

Американский еженедельник Newsweek сообщил 23 ноября, что в августе этого года властям США удалось в последний момент предотвратить поставку деталей баллистических ракет из Северной Кореи в Иран.

Согласно данным Newsweek и индийского издания Indian Express, 4 августа власти КНДР получили разрешение на пролет тяжелого транспортного самолета в Иран над территорией Индии. Однако через три дня, по просьбе властей США, Индия в экстренном порядке отозвала выданное разрешение. Просьба поступила от администрации президента Джорджа Буша. Судя по всему, в самолете находились приборы для наведения на цель управляемых ракет.

О сотрудничестве КНДР и Ирана в области развития ракетных технологий поступало множество информации. Испытанная в ноябре иранская двухступенчатая ракета «Седжил» на твердом топливе, с дальностью до 2.000 км, не имеет очевидных аналогов в Северной Корее. Но систему наведения этой ракеты иранцы могли получить от КНДР.

Оборонно-промышленный комплекс ИРИ акцентирует свое внимание не только на ракетной технике. По иранским источникам, в Иране разработан прототип военного самолета, невидимого для радаров. Это будет первый самолет иранской авиационной промышленности, изготовленный с применением технологии Стелс (Stealth).

Командующий ВВС ИРИ бригадный генерал Хасана Шах Сафи заявил, что разработка модели полностью завершилась, и уже собраны несколько самолетов, которые трудно обнаружить с помощью современных средств видео и аудионаблюдения, радаров и инфракрасных приборов.

Корпус иранского истребителя покрывается специальным абсорбирующим материалом — веществом, поглощающим радиоволны неприятельских радаров. Состав веществ держится в тайне.

Генерал Сафи сообщил, что производство нового истребителя должно начаться в новом году (по иранскому календарю, то есть, весной 2009 года).

Бригадный генерал Хассан Шах Сафи сообщил также, что иранская военная авиация завершила испытания новой ракеты «воздух-воздух». Впрочем, западные аналитики выразили сомнения в подобных возможностях иранской промышленности.

В ноябре появились сообщения, что после двух лет переговоров Иран добился от России предоставления лицензии на постройку минимум 50 вертолетов Камов-32.

Ка-32 является гражданской версией военного вертолета Ка-27, вертолет может находиться в воздухе 4 часа и передвигаться со скоростью 205 км/ч. Ка-27 используются российским флотом с середины 70-х годов.

Вместе с лицензией Иран получает возможность легкой конвертации КА-32 в военный вариант. Пока что Иран будет вынужден импортировать большинство компонентов вертолета из России, а на своей территории заниматься только сборкой. Однако, в ходе этого процесса иранские техники и инженеры приобретут опыт, достаточный для начала собственного производства.

Иранские СМИ сообщают и о том, что 27 ноября в День военно-морских сил Ирана были спущены на воду два надводных корабля с ракетным вооружением «Калат» («Крепость») и «Дерафш» («Флаг»), а также – легкая подводная лодка класса «Гадир» («Пруд»). В ближайшее время они будут введены в строй.

Командующий ВМС ИРИ контр-адмирал Хабиболла Сайяри заявил, что иранские военно-морские силы полностью контролируют «все передвижения врага» в Ормузском проливе, а также в Персидском и Оманском заливах.

Агентство Fars отмечает, что в качестве «врагов» иранская армия рассматривает США и Израиль, поскольку именно эти страны угрожают нанести удары по ядерным объектам и иным целям на территории Ирана. Официальный Тегеран неоднократно угрожал, что в случае нападения будут нанесены ракетные удары по 32 базам американских войск на Ближнем Востоке и Израиля, кроме того, будет блокирован Ормузский пролив, через который проходит до 40% добываемой в мире нефти.

При этом адмирал Сайяри подчеркнул, что Иран не планирует увеличивать свое военное присутствие на Каспийском море, но заверил, что, считая 20 процентов акватории Каспия своей территорией, страна готова к «полноценной обороне этого района».

Справка. В целом вопрос о разделе Каспийского моря между пятью прикаспийскими государствами не решен. Статус Каспия не определен. Иран, по прежним договорам имеет около 13 процентов акватории, но претендует на 20.

Кроме того, в ноябре поступила информация, что в Иране для ВМС этой страны начато производство мини-подлодок и антирадарных субмарин. Подробности не сообщаются.

Специалисты и эксперты, занимающиеся иранскими вооружениями, военной и боевой техникой, подсчитали, что за прошедшие два года Иран сообщил о начале собственного производства, по меньшей мере, 109 видов современного оружия. Полагают, что в подавляющем большинстве случаев – это явный пиар иранского руководства, проводящийся в целях давления на «военных противников» ИРИ и для убеждения собственных граждан в готовности вооруженных сил и военной промышленности страны к обороне против внешних врагов.

Иранское военно-политическое руководство проводит активную работу по созданию военной инфраструктуры на побережье Персидского и Оманского заливов.

Только в октябре этого года иранские власти объявили о введении в строй новой военно-морской базы в ключевой точке морского пути транспортировки ближневосточных углеводородов в Ормузском проливе, в портовом городе Джаск, на расстоянии 1700 километров к югу от Тегерана.

В ноябре Иран объявил об открытии новой, четвертой по счету военно-морской базы в Персидском заливе. Новая база открыта в порту Ассалуйя. Зоной ответственности частей КСИР, дислоцирующихся на базе, будет 300-километровый участок побережья и акватория к западу от пролива между островом Киш и портовым городом Даййер.

Активное создание линии береговых укреплений началось в сентябре, когда иранское побережье Персидского залива было передано в ведение корпуса стражей исламской революции.

При всей сложности ситуации в зоне Персидского залива и в целом – вокруг Ирана, израильская разведка не ожидает полномасштабных военных конфликтов с участием страны в 2009г. Как заявил 17 ноября глава военной разведки Израиля генерал-майор Амос Ядлин вероятность развязывания войны противниками еврейского государства оценивается как очень невысокая. Вместе с тем он напомнил, что Иран «с его радикальной идеологией и радикальным оружием» является главной угрозой для Израиля. По словам А.Ядлина, Израиль будет следить за тем, как новая администрация США будет работать с Ираном в следующем году.

Однако вооруженные силы Израиля готовы выполнить любую задачу, которую поставит перед ним политическое руководство страны, в том числе нанести удар по ядерным объектам Ирана. Об этом заявил командующий ВВС генерал-майор Идо Нехоштан.

«В противостоянии иранской угрозе все возможности открыты и могут быть применены. Во всяком случае, речь не идет о технической или организационной проблеме», — добавил Нехоштан и отметил, что «разумеется, решение о такого рода шаге остается прерогативой политического руководства». Он также пояснил, что ВВС в состоянии ликвидировать, в том числе и объекты, находящиеся глубоко под землей.

Руководство Израиля опасается, что США, в силу переходного периода передачи власти от администрации Джорджа Буша к правительству Барака Обамы, не предпримут никаких реальных шагов для предотвращения обретения Ираном статуса ядерной державы. Из-за этой отсрочки может быть упущен последний шанс для уничтожения ядерной программы Тегерана.

Администрация Буша, как сообщил изданию представитель Пентагона, дала Израилю «желтый свет» на подготовку военной акции в отношении иранских ядерных объектов, и такая подготовка уже активно ведется израильскими ВВС на военном полигоне в пустыне Негев. Но пока никто не знает, будет ли дана политическая команда на проведение рейда. В Израиле ждут окончательной «отмашки» из Вашингтона, но там медлят.

Израиль, судя по всему, уже готов к проведению рейда на территории Ирана. По крайней мере израильские летчики на полигоне в Негеве морально к этому подготовились.

Израиль готовится к войне с Ираном не только с оперативной точки зрения, но и с технической.

В ноябре поступила информация, что Израиль и Германия разрабатывают систему «Лазурная птица» для обнаружения ядерных ракет.

Проектировщики при разработке системы исходили из того, что атакующая сторона может дать ракетный залп, в котором наряду с обычными ракетами будут снаряды с ядерной боеголовкой, и стремились к предотвращению подобного сценария.

Система «Лазурная птица» базируется на опытном образце инфракрасного датчика, который способен выявить ракету с ядерным зарядом среди «пустышек», сообщает издание Defense News. Наиболее вероятно, что разработка «Лазурной птицы», которая ведется в условиях строжайшей секретности, стала реакцией на возможный удар по Израилю со стороны Ирана, который обладает ракетами со сменной боеголовкой.

Чиновник Пентагона, которого цитирует издание, сказал, что Израиль уже заявил о желании получить дополнительные подобные датчики помимо демонстрационной модели, с целью их размещения на беспилотных самолетах ВВС Израиля, с помощью которых ведется наблюдение за ситуацией на границах страны.

Однако, по мнению главы исследовательского центра по вопросам национальной безопасности при Тель-Авивском университете Эмиля Ландау, не стоит рассматривать разработку как свидетельство тому, что Израиль смирился с неизбежностью существования ядерного Ирана.

Он сказал, что нет ничего удивительного в том, что Израиль реагирует на угрозу, но в целом эти два факта не связаны между собой. «Нет никаких признаков, что мы потеряли веру в способность мирового сообщества остановить ядерную программу Ирана», — сказал Ландау.

Ракетная программа защиты Израиля, по его словам, очень долгосрочная программа. «Израиль инвестирует в ракетную оборонную систему и планирует будущие сценарии. Израиль правильно планирует все варианты в конкретном случае в отношении иранской ядерной угрозы», — сказал Ландау.

26 ноября госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что в рамках ответа на ракетную угрозу со стороны Ирана американская администрация рассматривает возможность укрепления «потенциала противоракетной обороны» в регионе Персидского залива.

«Мы укрепили оборонные потенциалы наших союзников. США усилили свое присутствие в регионе, и мы также начали использовать преимущество потенциала противоракетной обороны в регионе», — заявила г-жа Райс, выступая на пресс-конференции в госдепе США. По словам главы американского внешнеполитического ведомства, лучшим ответом на иранские усилия по наращиванию вооружений будет гарантия того, что «мы полностью используем технологии и усовершенствования, которые США могут привнести в противоракетную оборону».

При этом, госсекретарь напомнила, что США, укрепляя оборонный потенциал ряда государств Персидского залива, подписали «пакеты по сотрудничеству в сфере безопасности» с Саудовской Аравией, ОАЭ и рядом других стран в регионе. «Мы хотим продолжать следовать курсом, которым мы следуем и который заключается в усилении военного потенциала стран региона и использовании возможностей для противоракетной обороны», — сказала г-жа Райс.

В ноябре стало известно, что Украина поставила США радиолокационную станцию (РЛС) 36Д6М, которая предназначена, в частности, для обнаружения низколетящих воздушных целей. РЛС 36Д6М является модификацией серийной обзорной РЛС, входящей в состав ЗРК С-300.

Американские специалисты стремятся изучить С-300, и это объясняется тем фактом, что в США опасаются появления системы С-300 на вооружении у Ирана.

Справка. РЛС 36Д6М (по натовской спецификации – «Оловянный щит») – мобильный трехкоординатный радиолокатор обзора воздушного пространства, применяющийся в современных автоматизированных системах управления противовоздушной обороны (АСУ ПВО) и зенитно-ракетных комплексах (ЗРК) для обнаружения в том числе и низколетящих воздушных целей, прикрытых активными, пассивными и комбинированными помехами. Радиолокационная станция осуществляет первичный обзор, определяет государственную принадлежность, автоматически сопровождает цели, выдает целеуказание на командный пункт ПВО ЗРК, при необходимости работает в режиме автономного пункта управления. Инструментальная дальность комплекса – 360 км.

Сейчас подобные станции находятся на вооружении Словакии, Болгарии, Венгрии и Греции – все эти государства являются членами НАТО.

Таким образом, в ноябре Иран продолжил активную деятельность по усилению своей военной мощи.

При этом отмечается аналогичная работа и в стане главных противников ИРИ в регионе – США и Израиля.

Подобная ситуация, характеризуемая перманентным наращиванием военных сил у противоборствующих сторон, чревата опасностью не только преднамеренного начала боевых действий одной из них, но и спонтанного возникновения конфликта, переходящего в широкомасштабные боевые действия.

32.58MB | MySQL:62 | 0,704sec