Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (15-21 декабря 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и Афганистане. Палестинские экстремистские группировки в секторе Газа заявили об отказе продлевать перемирие с Израилем, срок действия которого истек 19 декабря. Лидер афганского движения «Талибан» мулла М. Омар выдвинул инициативы по урегулированию конфликта в стране, основу которых составляет предложение о поэтапном выводе из Афганистана войск западной коалиции во главе с США.

Совет Безопасности ООН 16 декабря 14 голосами (Ливия воздержалась) принял первую за пять лет резолюцию по ближневосточному урегулированию (БВУ). Документ носит общий характер и не содержит конкретных предложений по решению сложных проблем, имеющихся в отношениях между арабами и Израилем. В резолюции поддерживается идея проведения в 2009 г. в Москве международной встречи по БВУ, отмечается важность арабской инициативы (2002 г.) по урегулированию конфликта с Израилем, выражается поддержка посредническим усилиям международного «квартета» по БВУ (Россия, США, Евросоюз, ООН), а палестинцы и Израиль поощряются к продолжению переговорного процесса.

Отказ палестинских экстремистских группировок от продления перемирия с Израилем привел к усилению военной напряженности в зоне палестино-израильского конфликта. Палестинские боевики из сектора Газа с начала прошедшей недели резко увеличили число ракетных и минометных обстрелов приграничных израильских территорий. Только в течение двух дней 19 и 20 декабря они выпустили свыше 40 ракет и 20 мин. В ответ на действия экстремистов израильские ВВС наносили ракетные удары по пусковым установкам и огневым позициям противника. Ранее, 16 декабря министр обороны Израиля Э. Барак отдал распоряжение о закрытии все КПП на границе с палестинским анклавом.

Свое решение о прекращении перемирия с Израилем в движении ХАМАС объяснили тем, что «враг не выполняет свои обязательства» (имеется в виду продолжение израильтянами блокады сектора Газа), а также тем, что «никто не обращался к нам с целью пролить перемирие». К позиции ХАМАСа присоединились «Исламский джихад», Демократический и Народный фронты освобождения Палестины. В то же время глава ПНА и лидер движения ФАТХ М. Аббас выступает за продолжение соблюдения условий перемирия, которое, по его мнению, «необходимо палестинскому народу». На минувшей неделе М. Аббас посетил США, где получил поддержку своим усилиям в деле достижения мирного соглашения с Израилем, а 21 декабря прибыл в Москву. МИД России предложило ХАМАСу пересмотреть решение о выходе из режима прекращения огня с Израилем. Негативно расценили действия ХАМАСа США. Руководство Израиля отдало распоряжение военному командованию подготовить «ступенчатый пакет мер», которые могут быть приняты в ответ на действия палестинских экстремистов. Военные заявили, что Армия обороны Израиля (АОИ) «полностью готова к любому варианту развития событий», включая проведение масштабной операции в секторе Газа. Войска Южного военного округа АОИ приведены в повышенную степень боевой готовности, отменены отпуска военнослужащим. 21 декабря исполняющий обязанности главы правительства Израиля Э. Ольмерт заявил, что в случае продолжения интенсивных обстрелов территории страны АОИ может провести в секторе Газа масштабную операцию против боевиков.

По последней информации в руководстве «Исламского джихада» и ХАМАСа готовы рассмотреть вопрос о возобновлении перемирия с Израилем.

Лидер афганского радикального исламистского движения «Талибан» мулла М. Омар предложил свою концепцию урегулирования конфликта в стране, которая, как сообщается, была передана королю Саудовской Аравии Абдалле. План Омара предполагает разработку графика вывода из Афганистана войск западной коалиции и их замену на контингенты армий мусульманских государств. Также предлагается сформировать в стране коалиционное правительство с участием талибов, объявить амнистию всем членам движения «Талибан», предоставив им возможность вступать в ряды национальной армии. В случае, если численность войск западной коалиции в Афганистане будет увеличена, М. Омар грозит активизировать действия своих сторонников. Как известно, ранее глава талибов отвергал любые переговоры с кабульским правительством до полного вывода из Афганистана иностранных войск. Предложения М. Омара пока никак не комментируются афганскими властями и их зарубежными союзниками.

Вместе с тем, военно-политическое руководство США предполагает изменить нынешнюю негативную ситуацию в Афганистане путем переброски в эту страну крупных дополнительных военных сил. Речь идет об отправке в Афганистан к лету будущего года от 20 до 30 тыс. американских военнослужащих (сейчас здесь находятся 32 тыс. чел.). В числе первых в Афганистан направят вертолетную бригаду (3 тыс. чел.), оснащенную как боевыми (АН-64 «Апач»), так и транспортно-десантными («Блэк Хок», «Чинук») машинами.

Сложная обстановка сохраняется в северо-западных районах Пакистана, прилегающих к границе с Афганистаном. Боевики местных исламистских группировок, поддерживающих афганских талибов, продолжают совершать нападения на конвои с грузами для войск международной коалиции, действующих в Афганистане. Боевики также обстреливают и совершают нападения на посты правительственных войск. Американские беспилотные летательные аппараты наносят удары по объектам экстремистов на пакистанской территории.

Напряженностью продолжают характеризоваться индийско-пакистанские отношения. Министр иностранных дел Индии П. Мукерджи заявил 16 декабря, что диалог по нормализации отношений между двумя государствами заморожен после атаки террористов на Мумбай. Министр подтвердил требование Индии о выдаче 40 человек, подозреваемых в терроризме. Глава индийского военного ведомства А. П. Энтони считает, что «пока Пакистан не займется террористами, которые действуют на его земле против Индии, а также всех, кто стоит за нападениями в Мумбае, ситуация не нормализуется». В то же время министр подчеркнул, что Индия не планирует военных действий в отношении Пакистана. В Исламабаде же заявляют о готовности защищать страну в случае войны. Между тем представители экстремистской группировки «Лашкар-и Тайба», которую обвиняют в терактах в Мумбае, подтвердили намерение продолжать борьбу против контроля Индии над частью Кашмира.

Парламент Ирака 20 декабря не утвердил законопроект, предусматривавший предоставление иностранным войскам (кроме ВС США) права на пребывание в стране после окончания срока действия мандата Совета Безопасности ООН (31 декабря 2008 г.). Речь идет о контингентах вооруженных сил Австралии (300 чел.), Великобритании (4100 чел.), Румынии (600 чел.), Сальвадора (200 чел.) и Эстонии (38 чел.). Новое голосование по законопроекту должно состояться 22 декабря.

Командующий контингентом ВС США в Ираке генерал Р. Одьерно представил главе Пентагона Р. Гейтсу предварительный план вывода войск из этой страны. В первой половине 2009 г. предлагается вернуть на родину 7-8 тыс. военнослужащих, а вывод основной части войск намечается на лето 2010 г. Однако окончательное решение по данному вопросу будет принимать новый президент США Б. Обама, обещавший вывести американские войска в течение 16 месяцев, начиная с января 2009 г.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что Багдад нуждается в американской помощи в деле восстановления страны не в меньшей степени, чем он нуждался в помощи США в борьбе с терроризмом.

Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил 17 декабря, что его страна превратилась в региональную сверхдержаву и не имеет реальных соперников на Ближнем Востоке. Ахмадинежад также подчеркнул, что Иран стал самым безопасным и быстроразвивающимся государством в мире. Президент в очередной раз напомнил о «полном праве» ИРИ на мирную ядерную программу, от которой Исламская республика не собирается отказываться и о чем «должны помнить все участники переговоров с Ираном». В Тегеране заявляют, что ИРИ в настоящее время занимает седьмое место в мире по производству гексофторида урана, используемого для обогащения этого металла, и продолжает наращивать выработку гексофторида «в соответствии с долгосрочной программой развития ядерной энергетики».

Политический кризис продолжается в Сомали. 15 декабря парламент страны отклонил решение президента республики А. Ю. Ахмеда об отставке главы правительства И. Х. Хусейна. Одновременно депутаты утвердили новый состав кабинета министров, представленный Хусейном. В поддержку премьер-министра выступило подавляющее большинство парламентариев – 143 из 170. Однако 16 декабря вопреки решению законодателей президент А. Ю. Ахмед назначил своего близкого соратника М. М. Гуледа главой сомалийского правительства.

Эфиопия 19 декабря подтвердила намерение вывести свои войск из Сомали до конца 2008 г. Сообщается, что части эфиопской армии уже начали подготовку к возвращению на родину, что, однако, не означает прекращение ими боевых действий против вооруженных формирований исламистов, оппозиционных сомалийскому правительству. Аддис-Абеба также провела консультации со странами Восточной Африки по вопросам обеспечения безопасности в Сомали после ухода оттуда эфиопских войск.

Боевые корабли и самолеты из восьми стран Евросоюза 15 декабря начали операцию «Аталанта», преследующую цель усиление противодействия пиратству в Аденском заливе и Индийском океане. Свои боевые корабли для борьбы с пиратством вблизи сомалийского побережья намерены направить Китай и Иран.

Напряженность сохраняется на западе Судана в регионе Дарфур, где, по данным ООН, в последнее время участились вооруженные столкновения между правительственными войсками и местными повстанцами, между отрядами различных повстанческих группировок и т. д. Вооруженным нападениям подвергаются и миротворцы совместного контингента Африканского союза и ООН. За последние шесть месяцев число беженцев из Дарфура увеличилось еще на 100 тыс. человек. 17 декабря суданское правительство вновь подтвердило свою готовность к переговорам с повстанцами, что не находит отклика в их рядах из-за недоверия к Хартуму.

Объединенные Арабские Эмираты и США подписали соглашение о поставке армии ОАЭ американской зенитной ракетной системы «Пэтриот» РАС-3 (Patriot Advanced Capability – 3), обладающей возможностями ПРО. Стоимость сделки составляет около 3,3 млрд долларов. Кроме того, Эмираты намерены приобрести в США мобильную систему ПРО TAAD (Terminal Altitude Area Defence), способную перехватывать баллистические ракеты на больших и средних высотах.

В ответ на принятое по итогам визита в Россию министра обороны Ливана М. Мурра решение о передаче этой стране 10 истребителей МиГ-29 и готовности Москвы рассмотреть «в самое ближайшее время перечень потребностей ливанских вооруженных сил», США сообщили о планах поставок Ливану весной 2009 г. партии танков М-60 и других вооружений, включая «воздушные средства непосредственной поддержки боевых действий», высокоточное оружие, а также снаряжение, необходимое для ведения боевых действий в городских условиях.

Саудовская Аравия и Катар сообщили о завершении демаркации сухопутной и морской границы между двумя странами, что означает прекращение спора, осложнявшего саудовско-катарские отношения на протяжении многих лет.

В рамках нормализации двусторонних отношений США после 36-летнего перерыва назначили своего посла в Ливии. Им стал Дж. Кретц, занимавший должность заместителя американского посла в Израиле.

Приложение

О некоторых проблемах обеспечения безопасности в зоне Персидского залива

Геостратегическое положение зоны Персидского залива, наличие здесь богатейших запасов энергетических (углеводородных) ресурсов определяют особую значимость этого района мира в современной системе международных политических и экономических отношений, обусловливают повышенное внимание к проблемам обеспечения безопасности в этом регионе.

Между тем обстановка в зоне Персидского залива на протяжении длительного времени отличается периодическими обострениями и латентной напряженностью, что вызвано сложными отношениями между странами региона, воздействием, а в ряде случаев прямым вмешательством в дела этого района мира внешних сил, прежде всего, США, сложной внутренней ситуацией в некоторых из расположенных здесь государств.

Негативное влияние на положение в зоне Залива оказывают активность исламистских экстремистских сил и связанная с ней террористическая угроза, наличие неурегулированных территориальных споров между некоторыми странами региона, соперничество за лидерство между Ираном и Саудовской Аравией, наращивание военных потенциалов Ираном и аравийскими монархиями, постоянное иностранное (преимущественно американское) военное присутствие в водах Персидского залива и на территории ряда арабских государств. К важным проблемам, влияющим на состояние дел в сфере безопасности и стабильности в регионе, следует также отнести обостряющуюся ситуацию с обеспечением пресной водой, быстрый рост населения, наличие религиозных противоречий (сунниты-шииты), сохранение важной роли племенного и кланового факторов в политической и повседневной жизни аравийских монархий и Ирака, усиление социальных контрастов, рост безработицы среди коренного населения и наличие в аравийских монархиях большого числа иностранных работников, сохранение определяющей роли нефтегазового сектора в экономике, слабость аграрного сектора, продолжающееся опустынивание территории. В последнее время на странах региона негативно сказывается мировой финансовый кризис, резкое падение цен на нефть. Несомненное влияние на обстановку в зоне Залива оказывают события в Афганистане, ситуация в Пакистане и состояние индо-пакистанских отношений.

И все же проблемами, оказывающими главное воздействие на состояние безопасности в регионе на сегодняшний день и на ближайшую перспективу, остаются ядерная программа Ирана и положение в Ираке. Именно от их урегулирования зависит развитие ситуации не только в странах Залива и Ближнего Востока, но во многом и общее состояние международных отношений. Особенно это касается сложных, зачастую конфликтных вопросов, связанных с настойчивой и последовательной реализацией Ираном национальной ядерной программы, отказом Тегерана приостановить работы по обогащению урана, а в итоге — возможностью создания в ИРИ собственного ядерного оружия. Все это побуждают политиков, военных и экспертное сообщество в разных странах активно обсуждать перспективы развития обстановки вокруг Ирана, предполагать различные, в т. ч. силовые варианты решения иранской ядерной проблемы. Отметим, что в последнем случае развитие ситуации в ближневосточном регионе может привести к очень опасным последствиям, причем не только для этого района. В то же время создание Ираном собственного ракетно-ядерного потенциала дестабилизирует региональную, да и международную обстановку, может вызывать цепную реакцию по получению доступа к атомному оружию у ряда соседних стран. В создавшейся ситуации, как видится, следует продолжать переговорный процесс с ИРИ, одновременно, по мере необходимости, усиливая международные санкции в отношении Тегерана, главным образом экономического характера.

Подчеркнем, что понимание проблем региональной безопасности и подходы к их решению во многом различны у Ирана, аравийских монархий и Ирака. Так в Тегеране считают, что вопросы обеспечения безопасности в регионе должны решаться самими странами этого района и выступают за уход из зоны Залива иностранных войск. Это, по мнению иранцев, существенно улучшит, разрядит ситуацию, а главное – резко снизит угрозу военного нападения на ИРИ с целью уничтожения ее ядерных объектов. Иранское руководство неоднократно предлагало своим южным соседям создать систему безопасности в регионе без участия внешних сил, но эти инициативы не встречали поддержки в аравийских столицах, где опасаются растущей военной мощи ИРИ, усиления иранского влияния на свои многочисленные шиитские общины, возможного обострения территориального спора между ОАЭ и ИРИ о трех островах в Персидском заливе. Вместе с тем, страны-члены ССАГПЗ не желают обострения отношений с Тегераном, выступают за политическое урегулирование спорных проблем, имеющихся с иранской стороной, за развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений с ИРИ. И все же немаловажным фактором в нагнетании антииранских настроений среди политических кругов аравийской «шестерки» остается интенсивное военное строительство в Иране, наличие у него ракетных комплексов, способных поражать территорию стран ССАГПЗ. Особое беспокойство у государств Залива вызывает иранская ядерная программа, ее возможные экологические, а в перспективе и военные последствия. Аравийские монархии опасаются возможного военного конфликта между ИРИ и США из-за иранской ядерной программы. В столицах стран-членов ССАГПЗ отдают себе отчет в том, что этот конфликт, в случае его развязывания, неизбежно затронет арабские страны Залива, принесет им очень значительный ущерб, прежде всего экономический, а также вызовет резкое обострение внутриполитической ситуации, подвергнув опасности само существование монархических режимов.

Помимо Ирана страны ССАГПЗ рассматривают следующие возможные угрозы своей безопасности, которые при определенных обстоятельствах могут привести к вооруженным конфликтам: сложная ситуация в Ираке, вероятность ее обострения вплоть до развязывания в этой стране гражданской войны, негативное воздействие на местные шиитские общины иракских шиитов; рост террористической деятельности в регионе; возможность радикализации обстановки в Йемене в результате усиления активности и масштабов деятельности экстремистских исламистских группировок; обострение палестино-израильского конфликта. В условиях сложной обстановки в регионе аравийские монархии стремятся укреплять свою обороноспособность, совершенствовать свои вооруженные силы как технически, так и организационно. Вместе с тем, дело военной интеграции стран-членов ССАГПЗ идет очень медленно, а многие имеющиеся проектов в этой области далеки от своей практической реализации. В целом количественная и качественная характеристики аравийских армий показывают, что в обозримой перспективе они не смогут гарантировать надежную защиту своих стран от внешних угроз, что вынуждает руководство государств, входящих в ССАГПЗ, обращаться к внешней, прежде всего американской помощи.

Что касается Ирака, то его руководство в настоящее время и на длительную перспективу будет сосредоточено на решении внутренних проблем. Причем внутренняя нестабильность и отсутствие сильной армии не позволяют Багдаду играть прежнюю значимую роль в делах региона. В перспективе, в случае сохранения Ирака как единого государства и укрепления его экономического и военного потенциалов, не исключено возобновление ирано-иракского соперничества, спора о прохождении границы с Кувейтом и др.

Во всех доктринальных документах по внешнеполитической тематике регион Залива с 1980 г. неизменно включается вашингтонскими администрациями в зону «жизненно важных интересов США». Такой концептуальный подход аргументируется признанием ключевой роли этого района в обеспечении стабильности мировой экономики и благополучия ведущих государств НАТО, стремлением иметь непосредственный, постоянный и безопасный доступ к энергетическим ресурсам стран Залива. И хотя США испытывают сравнительно меньшую потребность в нефти этого региона, они, как ведущая держава Запада, осознают его значимость для живучести существующей системы взаимоотношений в мировой торговле, а также по политическим раскладам. Исходя из этого, Вашингтон взял на себя роль военно-политического гаранта энергетической безопасности своих союзников, несмотря на достаточно высокие материальные и моральные затраты. Аравийские монархии, со своей стороны, неотъемлемой частью региональной системы безопасности видят Соединенные Штаты, способные оперативно развернуть полномасштабные военные действия против потенциальных агрессоров. Прочно привязан к США в вопросах обеспечения внутренней и внешней безопасности Ирак. В то же время Иран в жесткой форме выступает против американского «зонтика» в зоне Залива, заявляет о необходимости прекратить здесь военное присутствие США.

В целом же все государства зоны Залива не заинтересованы в том, чтобы имеющиеся между ними нерешенные проблемы и разногласия стали причиной серьезной, а тем более вооруженной конфронтации в регионе.

52.32MB | MySQL:103 | 0,474sec