Израильские экспертные оценки ситуации в Афганистане и ее влияния на интересы страны

Несмотря на кажущееся периферическое положение Афганистана в системе израильских внешнеполитических координат, Иерусалим довольно давно уделяет внимание ситуации в этой стране. При предыдущей американской администрации на указанном треке на первый план для Израиля вышли вопросы, связанные со стратегией США в отношениях с ближневосточными союзниками, а также возможное влияние ситуации в Афганистане на иранские позиции в регионе[i]. В настоящий момент проблематика, волнующая израильских экспертов, дополнилась оценкой эффектов прихода к власти «Талибана», а также проработкой сценариев разрастания противоречий, в которые могут быть вовлечены ведущие ближневосточные силы.

Первый эффект окончания американской миссии в Афганистане для Израиля заключается, как отмечает экономического издание Calcalist[ii], в воздействии на сектор ВПК, продукция которого, включая БПЛА Heron, бронированные вездеходы Tomcar, а также другие вооружения и технику, выпущенные концернами Rafael и Elbit,  приобреталась американцами и их союзниками по коалиции.  Сумма сделок составила, по мнению обозревателей, порядка 1 млрд долларов. При этом в отличие от других региональных конфликтов, где заинтересованность Иерусалима более очевидна и, как следствие данные о закупках создают неблагоприятный информационный фон, с Афганистаном задачи скрывать поставки из Израиля у Запада не было.

С изменением ситуации, как ожидается, европейский рынок по-прежнему будет заинтересован в экспорте израильских вооружений, особенно БПЛА, которые могут быть использованы в других конфликтных точках. К примеру, по планам Германии дроны Heron должны быть задействованы в миссии в Мали. Способствовать поддержанию военно-технического сотрудничества будет и соответствие израильской продукции стандартам НАТО, где для многих государств-участников все еще остро стоит задача достижения требуемого Альянсом соотношения расходов на оборону к ВВП, равного не менее чем 2 %. Впрочем, объемы новых сделок и их суммы ждет снижение, также меньший интерес эксперты прогнозируют со стороны США. Все это может усилить негативное влияние на экономику политического кризиса и COVID-19.

Второй эффект, находящийся на стыке внутренней и внешней политики, на который обращают внимание аналитики, касается будущего Западного берега реки Иордан. Эксперт INSS А.Курц полагает, что на палестинских территориях вероятен всплеск террористической активности и новый виток борьбы за власть между ХАМАСом и ФАТХом, мотивированный подъемом, который придали палестинским группировкам в Газе успехи талибов. При этом эскалация с высокой долей вероятности может охватить Израиль, где возможно два сценария[iii]. Первый состоит в росте террористической активности, который рискует быть спровоцирован подстрекательством ХАМАСа на Западном берегу и потерей Палестинской национально  администрацией контроля над территориями и населением. Второй возможен в том случае, если израильская сторона для стабилизации ситуации примет решение оказать поддержку Рамалле. Несмотря на то, что эксперт не отрицает необходимости соглашений с палестинцами, которые бы положили конец конфликту, А.Курц все же призывает просчитать все последствия и извлечь уроки из ухода США из Афганистана. В частности, не надеяться на палестинские силы безопасности и умеренное политическое руководство.

В том, что касается Вашингтона, Иерусалим, прежде всего, пытается использовать нестабильность в регионе для продвижения своих интересов на иранском треке. Теракт в Кабуле привел к тому, что встреча Н.Беннета и Дж.Байдена, состоявшаяся в рамках первого визита главы израильского правительства в США, была отложена на день, а сами переговоры по иранской ядерной программе получились недостаточно продуктивными, поскольку американская администрация в нынешних реалиях сосредоточена на других задачах. Вместе с тем, как отметило израильское издание Maariv со ссылкой на неназванных лоббистов в Вашингтоне, Израиль может использовать опасения своего главного союзника относительно роста террористической угрозы, что в конечном итоге способно положительно повлиять и на заинтересованность США сдержать иранские ядерные амбиции[iv].

Впрочем, есть и другая точка зрения, во многом продолжающая экспертные оценки, которые давались относительно стратегии США в Афганистане и на Большом Ближнем Востоке в целом во время президентства Д.Трампа. Так, президент Иерусалимского центра общественной политики Д.Голд отмечает, что США своим уходом из Афганистана продемонстрировали слабость, которой прежде всего будет пользоваться Иран[v]. Также эта слабость заметна американским союзникам, они в свою очередь, продолжат испытывать опасения, что в будущем рискуют остаться без поддержки старшего партнера. Все это в итоге приведет к «укреплению «оси зла»», для сдерживания которой, как считает Д.Голд, Израилю необходима координация с европейскими странами.

Приглашенный эксперт Центра стратегических исследований Бегин-Садат Дж.М.Дорси отмечает, что Афганистан может превратиться и в «арену ближневосточного соперничества с участием не только Саудовской Аравии и Ирана, но потенциально также Турции и Катара»[vi]. При этом определяющее значение здесь, на его взгляд и, по мнению британского аналитика А.Ливена, получит то, как «Талибан» станет выстраивать политику в отношении непуштунских меньшинств. Помимо этого, если говорить о вовлеченности КСА, то  Дж.М.Дорси говорит еще и о важности подходов талибов к защите прав человека, прежде всего женщин. Демонстративный отказ от этих ценностей, на выполнении которых настаивает и Запад, существенно осложнит поддержку «Талибана» саудовцами, так как распространит и на них имидж сторонников ультраконсервативного ислама[vii].

При таком раскладе усиливается значение возможностей Израиля влиять на ситуацию через систему региональных альянсов. При этом, как отмечает обозреватель Israel Hayom Хамза Азхар Салам, в подобном качестве могли бы быть интересны, с одной стороны, КСА, ОАЭ, Пакистан и Туркменистан, т.е. те, кто признавал в 1990-е гг. власть «Талибана»[viii]. С другой стороны, есть шанс добиться определенных результатов и через Катар. В последнем случае значение имеет вовлеченность страны в политическое урегулирование в Афганистане, а также роль, которую она оказывает в поддержке эвакуации военных контингентов, особенно США.

В целом, экспертное сообщество Израиля сигнализирует о важности учета широкого спектра эффектов, связанных с событиями в Афганистане. Главный из них заключается в необходимости для страны делать ставку на региональные и внерегиональные союзы, которые уже существуют, но нуждаются в расширении за счет интеграции вопросов безопасности и военно-технического сотрудничества. Это позволит получить пространство для маневров во внешнеполитических вопросах, а также поддержать отрасль ВПК в сложных экономических условиях.

[i] См. Якимова Е.А. Отношения Израиля и Афганистана в контексте стратегии США на Большом Ближнем Востоке при администрации Д.Трампа // Ближний Восток и Современность. № 54 М.: Институт Ближнего Востока, 2020. С. 186-199.

[ii] Etzion U. And thanks to the Taliban: Israel’s arms business in Afghanistan (In Heb.) // Calcalist. 20.08.2021. URL: https://www.calcalist.co.il/local_news/article/rkgpvzhlt

[iii] Kurz A. Afghanistan Effect: What will happen i fand when Israel leaves Jusdea and Samaria?  (In Heb.) // N12. 01.09.2021. URL: https://www.mako.co.il/news-columns/2021_q3/Article-93a66863701ab71027.html

[iv] Shamir S. Taliban takeover of Afghanistan could benefit Israel on the front line against Iran // Maariv. 25.08.2021. URL: https://www.maariv.co.il/journalists/opinions/Article-861408

[v] Aloni Z. Taliban takeover of Afghanistan is a Problem for Israel // Israel Today. 17.08.2021. URL: https://www.israeltoday.co.il/read/Taliban-takeover-of-afghanistan-is-a-problem-for-israel/

[vi] Dorsey J.M. Afghanistan may be a Bellwether for Saudi-Iranian Rivalry // The Begin Sadat Center for Strategic Studies. 02.09.2021. URL: https://besacenter.org/Afghanistan-may-be-a-bellwether-for-saudi-iranian-rivalry/

[vii] Ibid.

[viii]  Salam H.A. Israel may try to influence  on what is happening in Afghanistan (In Heb.) // Israel Hayom. 15.08..2021. URL: https://www.israelhayomco.il/news/world-news/middle-east/article/4015369/

62.88MB | MySQL:102 | 0,657sec