О последствиях включения Израиля в зону ответственности Центрального командования ВС США

В середине минувшей недели завершился перевод Израиля в ведение Центрального командования Вооруженных сил США (USCENTCOM) – одного из одиннадцати объединенных командований в составе Министерства обороны Соединенных Штатов, отвечающего за Ближний Восток, включая Египет, Центральную Азию и часть Южной Азии (Афганистан, Пакистан). Данное решение было принято еще бывшим американским президентом Д.Трампом на завершающем этапе его каденции, а потому оказалось в тени, будучи оттесненным на второй план обстоятельствами, сопровождавшими выборы и последовавший за этим транзит власти. Мотивировал свою позицию тогда Вашингтон тесным сотрудничеством ЦАХАЛа именно с CENTCOM, а также соображениями поддержки процесса нормализации отношений Израиля с умеренными региональными режимами. В последнем случае речь шла о том, что израильские соседи по региону также находятся в ведении этого командования. Вопреки сомнениям, новая американская администрация приняла решение не отказываться от планов предшественников.

Согласно официальным заявлениям USCENTCOM: «Реорганизация, объявленная Министерством обороны в январе, укрепляет стратегические отношения США и Израиля в области обороны и предлагает возможности для углубления оперативного сотрудничества между вооруженными силами Израиля и многочисленными партнерами USCENTCOM в регионе». Помимо этого, таким образом Соединенные Штаты, продолжая цитировать указанный комментарий, «будут работать над реализацией обязательств правительства США в отношении целостного подхода к региональной безопасности». Министр обороны Израиля Б.Ганц, ранее комментируя данные события, рассчитывал, что это позволит и укрепить партнерские отношения между Иерусалимом и Вашингтоном.

По мнению израильских экспертов, перевод Израиля в ведение USCENTCOM имеет большое значение по двум причинам. Первая из них – символическая и заключается в том, что согласие работать вместе над обеспечением безопасности региона под патронажем США дополнительно подчеркивает готовность арабских партнеров к взаимодействию в столь чувствительной для Ближнего Востока области. Более того, как отметил в одной из публикаций профессор Еврейского университета в Иерусалиме Э.Поде, таким образом демонстрируется и то, что Израиль полностью интегрирован в регион и является его неотъемлемой частью[i].

Вторая задача сугубо практическая и заключается в координации усилий в борьбе с Ираном, для чего ближневосточным центрам силы необходимо повысить оперативную совместимость и возможности для совместного планирования действий. Подтверждением этой версии стало то, что сначала под занавес своего президентства Д.Трамп поручил USCENTCOM переброску в регион тяжелых бомбардировщиков для «сдерживания агрессии (Ирана – авт.) и успокоения партнеров и союзников». После вступления в должность администрации Дж.Байдена Израиль посетил командующий USCENTCOM генерал К.Маккензи, подчеркнув важность встреч с первыми лицами ближневосточной страны на фоне подготовки к переговорам между Вашингтоном и Тегераном. Таким образом, Белый дом был нацелен на  использование еще одного канала коммуникации для сдерживания израильских действий в интересах прогресса США на иранском треке. После недавней встречи главы правительства ближневосточной страны  Н.Беннета с Дж.Байденом, когда американский президент упомянул возможность применения в отношении ИРИ «других опций», среди обозревателей стала распространяться версия, что, в случае использования этих «опций», США будет легче оказать Израилю прямую поддержку именно через USCENTCOM.

При определенных «плюсах», которые видят стороны от передачи израильской проблематики из ведения одного оперативного командования в другое, есть и очевидные минусы. Первый из них состоит в том, что ранее, находясь в зоне ответственности европейского командования USEUCOM, вооруженные силы ближневосточной страны поддерживали более тесное сотрудничество со странами НАТО, в том числе при проведении учений. Определенную положительную роль здесь играло то, штаб EUCOM расположен в Штутгарте, а Германия – еще один особый партнер, постоянно подтверждающий свои обязательства в области гарантий безопасности Израиля. Среди региональных государств под патронажем USCENTCOM аналогичных по уровню партнерств у Иерусалима нет.

Кроме того, вхождение в европейское командование позволяло Израилю поддерживать более эффективную кооперацию с государствами Средиземноморья, причем не только по военным вопросам, но и в том, что касается стихийных бедствий. Наконец, принадлежность к USEUCOM автоматически не означала того факта, что Соединенные Штаты не смогли бы оказать своему союзнику оперативную помощь. К примеру, подобная поддержка предоставлялась в 1991 г. во время Войны в Персидском заливе, когда Израиль подвергался ракетным обстрелам из Ирака.

В целом, перевод Израиля из ведения USEUCOM по контроль USCENTCOM в некотором смысле созвучен «беспрецедентному» пакету военной помощи Иерусалиму, согласованному Б.Обамой также на излете его президентских полномочий, поскольку обратный эффект от данных шагов в заметной мере  нивелирует прямой. В случае с военной помощью речь шла о негативных последствиях для развития израильского ВПК и, как следствие экономики, в то время как переход под командование USCENTCOM может принести потенциальные риски в сфере обороны. Связаны они с тем, что таким образом Иерусалим дает молчаливое согласие на реализацию американской стратегии сокращения фактического присутствия в регионе при постепенном перекладывании ответственности на местных игроков. Кроме того, ввиду закономерно возрастающего количества совместных учений с соседями Израиль может столкнуться с эрозий своего военно-технического превосходства на Ближнем Востоке.

В том, что касается реагирования на существующие угрозы, также есть факторы, вызывающие опасения. Говоря об иранской проблематике, прежде всего, следует учесть, что Израиль при проработке сценариев эскалации открытого конфликта с ИРИ не исключает, что существенной помощи ему страны Персидского залива не окажут, а ведь координация с ними и была одной из целей перевода Израиля в ведение USCENTCOM. При этом в случае их столкновения с ИРИ, наоборот, партнеры будут стараться усилить вовлеченность израильской стороны, в том числе военную.

Не исключено, что в новом качестве Израиль столкнется с необходимостью реагирования на конфликты, которые ранее не входили в группу его приоритетных направлений. К примеру, речь идет о ситуации в Афганистане, с угрозой от которой ближневосточное государство как раз сближается через USCENTCOM, в зону ответственности которого, помимо самой страны, контролируемой теперь запрещенным «Талибаном», входят Центральная Азия, Пакистан и Катар. При этом за пределами данного круга остаются традиционные партнеры Израиля – Индия и европейские страны. Последнее особенно важно, принимая во внимание существующее в экспертном сообществе мнение, согласно которому, в условиях выхода США из региона следует повысить координацию с европейскими союзниками, как и Израиль испытывающими на себе негативное влияние трансформации американской политики на Большом Ближнем Востоке.

[i] Podeh E. In last-minute Revolution Trump returned Israel to its natural place // Walla 26.01.2021. URL: https://news.walla.co.il/item/3413811

62.85MB | MySQL:102 | 0,535sec