Ситуация в Алжире: август 2021 г.

4 августа Министерство национальной обороны (МНО) Алжира объявило об аресте на юге страны близ границы с Мали алжирского джихадиста, воевавшего с 2017 г. в составе «террористических групп» в Сахеле. Идентифицированный в коммюнике как Б.бен Мухаммед (боевой псевдоним – Абдельмалек) был задержан в районе города Бордж Бадджи Мохтар. В момент задержания при нем был автомат Калашникова. С начала года он стал шестым джихадистом, задержанным близ границы с Мали. За этот же период времени 9 боевиков были убиты в перестрелках с военными, 5 сдались. В боестолкновениях погибли 3 солдата.

4 августа власти Дубая выдали Алжиру ранее задержанного бывшего главу алжирской газо- нефтедобывающей компании СОНАТРАК Абдельмумена ульд Каддура. На родине последний находился в розыске по делам, связанным с коррупцией. Ранее он входил в близкое окружение бывшего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики.

А.ульд Каддур был назначен на пост главы СОНАТРАК в марте 2017 г. Он был снят с него три недели спустя после отставки А.Бутефлики в апреле 2019г. До СОНАТРАК А.ульд Каддур возглавлял компанию Brown and Root Condor (BRC) – «дочку» СОНАТРАК и американской компании Halliburton. BRC была распущена алжирскими властями в 2007 г. в связи с подозрениями в коррупции при заключении контрактов в нарушение действовавшего законодательства.

В августе Алжир не обошла стороной проблема лесных пожаров. По состоянию на 10 августа на севере страны возникли 50 новых пожаров «преступного происхождения», главным образом – в Кабилии. По данным главы МВД Алжира Камеля Бельдджуда, в них погибли 7 человек. К исходу дня речь шла уже о 17 погибших среди местного населения. Распространению пожаров способствовали сильные жара (до 46 градусов) и ветер. До этого дня были зафиксированы 30 пожаров. «50 новых пожаров одновременно – это невозможно. Это пожары криминального происхождения», — сказал министр. Власти обвинили в поджогах леса активистов запрещенного в Алжире Движения за автономию Кабилии (ДАК). Они сообщили об аресте 22-х подозреваемых в поджогах.

В конце августа было объявлено, что Алжир намерен приобрести в России 4 новых самолета-амфибии Бе-200. Об этом сообщили в МНО этой страны, север которой сильно пострадал от лесных пожаров, которые привели к многочисленным жертвам.

«Компетентные службы МНО начали переговоры с производителем о приобретении четырех новых многоцелевых самолетов-амфибий российского производства типа Бе-200, способных сбрасывать по 13 тысяч литров воды и способных тушить лесные пожары в сложных метеоусловиях», — отмечалось в сообщении.

В нем подчеркивалось, что «из-за (лесных) пожаров, охвативших несколько регионов страны, и в исполнение указаний президента республики, верховного главнокомандующего, министра обороны (Абдельмаджид Теббун), МНО поручено заняться приобретением самолетов, способных бороться с лесными пожарами».

По данным специализированного сайта menadefense.net, предполагается опцион еще на 4 самолета Бе-200.

На намерение Алжира не повлияла недавняя катастрофа самолета Бе-200 Морской авиации ВМФ России, разбившегося в Турции при тушении лесных пожаров на юго-востоке этой страны.

Ранее издание menadefense.net отмечало универсальность самолета-амфибии Бе-200, который кроме борьбы с пожарами может выполнять функции патрулирования над морскими акваториями, перевозить пассажиров (64 человека) и грузы. С максимальной нагрузкой он имеет дальность 1700 км, что позволит ему контролировать все лесные районы на севере Алжира.

10 августа МНО Алжира сообщило, что за сутки при тушении лесных пожаров в Кабилии погибли 18 военнослужащих, еще 13 получили ранения. Действия военных позволили спасти жизни 110 человек, включая женщин и детей. К исходу дня число погибших военных выросло до 25.

11 августа было объявлено о по меньшей мере 69 погибших, в том числе 28 военных.

К 13 августа большинство возгораний было локализовано, сообщили алжирские власти. К тушению пожаров были привлечены около 7,5 тысяч сотрудников службы Гражданской обороны, 490 единиц автотехники, 3 вертолета. Национальная народная армия (ННА) Алжира мобилизовала 5 тяжелых вертолетов Ми-26.

14 августа алжирский мартиролог вырос до 90 человек, в том числе 33 военнослужащих.

18 августа представитель ДАК призвал к проведению международного расследования причин смертоносных пожаров в Алжире. Он отверг причастность автономистов к пожарам, заявив, что за ними якобы стоят алжирские власти. Соответствующее заявление сделал Аксель Амезиан, представитель организации «Анавад» или «временного правительства Кабилии». Эта ассоциация была создана с подачи ДАК, признанной в Алжире «террористической» организацией 18 мая.

«Мы продолжаем отвергать эти обвинения (в поджогах). ДАК – мирная организация. Только Алжир считает ее террористической, поскольку она протестует против злоупотреблений алжирского режима», — сказал А.Амезиан. Он обвинил алжирские власти в организации поджогов, указав, что только государство могло организовать одновременное возгорание 50 пожаров. А.Амезиан напомнил, что Алжир в течение трех дней не делал запросы на оказание международной помощи.

18 августа служба Гражданской обороны Алжира объявила, что последние очаги пожаров на севере страны потушены.

В августе в г.Блида состоялась церемония передачи американского полевого госпиталя Национальной народной армии (ННА) Алжира. Предполагается, что еще один полевой госпиталь США передадут Министерству здравоохранения Алжира. Эти учреждения предполагается использовать для борьбы с ковидом. США осуществляют эти поставки в рамках программы Overseas Humanitarian Disaster and Civic Aid, реализуемой Пентагоном. Стоимость каждого госпиталя – 2,6 млн долларов, в каждом – по 35 мест, в том числе 5 – в отделении интенсивной терапии. Каждый госпиталь полностью автономен по самообеспечению водой и электричеством.

18 августа канцелярия президента Алжира распространила коммюнике, в котором объявила о решении АНДР «пересмотреть» отношения с Марокко, обвиненном в причастности к смертоносным пожарам на севере страны. «Непрекращающиеся враждебные акты, совершенные Марокко против Алжира, обусловили необходимость ревизии отношений между двумя странами и ужесточения контроля на западных границах», — отмечалось в документе. Это решение было принято на экстренном заседании Высшего совета безопасности Алжира, проходившего под председательством президента АНДР Абдельмаджида Теббуна и посвященного оценке ситуации после гигантских лесных пожаров на севере страны. Как утверждала Генеральная дирекция национальной безопасности DGSN, расследование позволило «раскрыть преступную организацию, классифицированную как террористическая», которая стояла за пожарами, согласно «признаниям ее арестованных активистов».

Согласно коммюнике канцелярии президента, «Высший совет безопасности решил интенсифицировать усилия служб безопасности с тем, чтобы арестовать причастных к двум преступлениям (поджогам леса и линчеванию ложно обвиненного в пиромании), а также всех членов двух террористических движений (ДАК и исламистского движения «Рашад»), которые угрожают общественной безопасности и национальному единству, и в частности, ДАК, которое получает поддержку и помощь от иностранных сторон во главе с Марокко и сионистским образованием (Израиль)». Доказательства этих серьезных обвинений не были представлены.

24 августа глава МИД Алжира Рамтан Ламамра объявил о разрыве дипломатических отношений с Марокко из-за «враждебных действий» королевства по отношению к АНДР. В тот же день МИД Марокко выразил сожаление в связи с «полностью неоправданным» решением Алжира разорвать дипломатические отношения. При этом Марокко отвергло «ложные и абсурдные предлоги», оправдывавшие это решение. А Израиль просто предложил Алжиру сосредоточиться на решении своих экономических проблем.

25 августа Париж призвал Алжир и Рабат вернуться к логике «диалога» в интересах «стабильности в Магрибе».

В целом, как представляется, действия Алжира на марокканском треке обусловлены прежде всего внутриполитическими проблемами. Понятно, что между двумя странами огромная пропасть, обусловленная западносахарской проблемой, но эта пропасть расширилась и углубилась в первую очередь из-за сложной ситуации в Алжире, которому потребовались внешние враги, чтобы перевести стрелки на них. Как мы уже писали, очередная волна антагонизма в отношениях Алжира и Марокко поднялась после того, как согласно связанного с западносахарской проблемой. Как сообщалось в коммюнике МИД Алжира, этот шаг последовал после того, как «представительство Марокко в Нью-Йорке направило официальную ноту странам – участницам Движения неприсоединения, в которой королевство  «публично и отчетливо поддержало т.н. право на самоопределение кабильского народа». Но ведь это действие всего лишь вторично, а первична поддержка со стороны Алжира базирующихся на его территории сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО. Так чего на зеркало пенять?

52.18MB | MySQL:103 | 0,447sec