Американские эксперты об эффективности сопротивления власти «Талибана» в Афганистане

Фронт национального сопротивления (ФНС) в северной афганской провинции Панджшер контролирует до 65% ее территории, радикальному движению «Талибан» (запрещено в РФ) удалось захватить только основную дорогу. Об этом заявил 8 сентября представитель ополченцев Али Майсам Назари.  «От 60% до 65% Панджшера находятся под нашим контролем. В Панджшере много дополнительных ущелий, порядка 15, и все они находятся под нашим контролем», — сказал он в интервью телекомпании Си-эн-эн.

По словам Назари, ополченцы совершили тактическое отступление от главной дороги и провинциального центра, однако вскоре намереваются их отбить. «География и топография не позволяют какому-либо захватчику овладеть всем ущельем», — отметил он. Движение «Талибан» развернуло масштабную операцию по установлению контроля над Афганистаном после объявления США весной о решении вывести из страны свои вооруженные силы. 15 августа президент Афганистана Ашраф Гани сложил полномочия и покинул страну, а талибы без боя вошли в Кабул. Несогласные с властью радикалов силы организовали в Панджшере сопротивление, которое возглавил Ахмад Масуд. Поддержать его призвал бывший вице-президент Амрулла Салех, объявивший себя исполняющим обязанности главы государства. 7 сентября талибы объявили состав нового афганского правительства, куда вошли только члены движения. Масуд заявил, что противостояние радикалам продолжается, призвав всех жителей Афганистана к общенациональному восстанию. Американские военные эксперты в этой связи выражают сомнение в этом излишнем оптимизме представителя сопротивления. Они полагают, что  захват талибами  Панджшерской долины является прежде всего политической и пропагандистской победой этого движения; в этой связи несколько дополнительных факторов определят будущее Фронта национального сопротивления. Талибы объявили, что они взяли под контроль Панджшер  6 сентября, за день до объявления состава своего нового временного правительства. Члены (ФНС) признали, что талибы захватили правительственные учреждения в Панджшерской долине, но утверждали, что силы сопротивления перешли от обычной войны к партизанской, укрывшись в горах. Хотя достоверной информации по этому поводу  недостаточно, необходимо отслеживать несколько ключевых вопросов, чтобы оценить перспективы будущего сопротивления правлению талибов.

— Хотя переход к партизанской тактике имеет смысл, он также может отражать неспособность ФНС сформировать сплоченную боевую силу. Даже когда ФНС формировался, в нескольких сообщениях указывалось, что сопротивление испытывало трудности с формированием сплоченного боевого подразделения, и талибы решили быстро напасть на долину, не позволив ФНС преодолеть внутренние разногласия, объединить тактику и стили ведения боя.

  • Отход от обычных боевых действий может также подчеркнуть слабость боевого потенциала крупных, плохо организованных и сосредоточенных сил в ограниченном районе. В то время как Панджшерская долина предоставила убежище и исторически символическое место для размещения сил сопротивления, она также сделала эти силы уязвимыми для блокады талибов и артиллерийского обстрела.
  • Рассредоточение на более мелкие подразделения и переход к партизанским операциям — будь то в результате плохой сплоченности или в качестве преднамеренной стратегии — рассеивает сопротивление и может ограничить способность талибов контролировать этот регион. Призывы ФНС к национальному восстанию вызвали лишь ограниченные отклики, что снова подняло вопросы об уровне внутренней поддержки и страха населения перед репрессиями талибов. От себя рискнем отметить, что очевиден тот факт, что большинство населения Афганистана реально поддерживает «Талибан». По крайней мере, пока.  Одной из задач для более рассредоточенного партизанского движения будет обеспечение благоприятных зон для отдыха, пополнения запасов и обучения.  ФНС может найти большую поддержку в этнических таджикских и узбекских районах Афганистана. Это удержало бы силы сопротивления подальше от Кабула и пуштунских районов на юге, сосредоточив боевые действия на севере.
  • Растущий размер и важность городов в Афганистане поднимают вопросы о том, сможет ли ФНС создать небольшие отряды сопротивления в городах или талибы сохранят более жесткий контроль над городскими районами, оставив сопротивлению сельские районы. В дополнение к Кабулу и традиционным районам, симпатизирующим бывшему «Северному альянсу», таким как Мазари-Шариф и Кундуз, талибам будет важно контролировать ключевые приграничные города, особенно вдоль иранской границы.
  • При этом еще предстоит выяснить, как проявится в перспективе иностранная поддержка ФНС и сможет ли она стимулировать новый виток серьезной гражданской войны в Афганистане.   Несмотря на некоторые  сообщения о поставках вертолетов из Таджикистана, похоже, что в Панджшерскую долину на сегодня не поступило никакой значительной иностранной помощи, возможно, из-за очень короткого промежутка времени между концентрацией сил сопротивления в долине и наступлением талибов. С перемещением сил сопротивления в горы они, вероятно, оставили большую часть тяжелой техники.  В этой связи ФНС необходимо будет создать новые линии снабжения, чтобы быть в состоянии продолжать боевые действия.
  • Афганистан имеет относительно прозрачные границы, и контрабанда оружия является обычным явлением. Таким образом, со временем будет относительно легко получить доступ к основным поставкам, но любые значительные поставки для ФНС реальны только при наличии преднамеренной внешней поддержки. Таджикистан — один из вероятных путей, с возможной молчаливой поддержкой России. Иран также может быть еще одним источником такой поддержки. Обеспокоенный влиянием контроля талибов на свои собственные пограничные районы и возможным влиянием Пакистана на них, Тегеран может рассматривать ФНС или других боевиков в качестве прокси для защиты своих интересов и противодействия Исламабаду. Наконец, остается открытым вопрос о том, сможет ли ФНС найти базы для операций внутри Афганистана или же они стремятся перенести свои основные операции по обучению и руководству в соседний Таджикистан.
  • За последние две недели появилось множество слухов, каждый раз опровергаемых, о том, что ключевые лидеры сопротивления уехали из Афганистана в Таджикистан. Если ФНС не сможет создать серьезную тыловую базу внутри Афганистана, то единственная перспектива сопротивления — организация основных военных операций через границу — с прямой поддержкой и одобрением правительства Таджикистана или без него. Возразим американским экспертам: без поддержки Душанбе, Ташкента и Москвы  такой сценарий нереален.
  • Существует долгая история создания партизанских сил в соседних странах; и в Центральной и Южной Азии это часто является нормой. Этот сценарий   ограничил бы ответные действия талибов, если бы они не хотели начать пограничную войну с соседними странами на фоне борьбы с внутренней нестабильностью.
52.22MB | MySQL:103 | 0,391sec