Ситуация в Судане и Южном Судане: август 2021 г.

3 августа в ходе визита в Хартум глава Американского агентства международной помощи (USAID) Саманта Пауэр призвала к интеграции в состав регулярной армии Судана бойцов вооруженных формирований. В первую очередь речь идет о проправительственных «Силах быстрой поддержки» (СБП), бойцы которых подозреваются в совершении ряда внесудебных расправ. Командующий СБП и второе лицо в Суверенном совете генерал Мухаммед Хамдан Дагло в начале июня отверг такую интеграцию, хотя она предусмотрена соглашением, подписанным в августе 2019 г.

«США убеждены в том, что суданская армия должна иметь одно объединенное командование, — заявила С.Пауэр. – Мы активно поддерживаем реформу (сил) безопасности и интеграцию СБП, а также вооруженных групп оппозиции».

5 августа 6 бойцов СБП были приговорены к смертной казни судом города Аль-Обейд (штат Северный Кордофан) за убийство 6 участников манифестаций в июле 2019 г., в том числе 4 школьников. Эта расправа вызвала волну негодования в Судане, и в августе 2019 г. власти арестовали 9 бойцов СБП, заподозренных в причастности к убийствам. Суд приговорил к смерти 6 подсудимых, 2 были оправданы, еще один в возрасте менее 18 лет был отправлен в суд для несовершеннолетних.

СБП были созданы в 2013 г. при бывшем президенте Омаре аль-Башире, отстраненном от власти в апреле 2019 г. под давлением суданской «улицы». В состав СБП вошли многие выходцы из проправительственного арабского формирования джанджавидов, снискавшего печальную известность расправами над населением Дарфура. Фактически СБП стали в Судане параллельной армией.

Лидеры продемократического движения, возглавившего народные выступления в 2018 – 2019 гг., неоднократно обвиняли СБП в расправах над манифестантами, в том числе разгоне сидячей забастовки у штаб-квартиры суданских военных в Хартуме в 2019 г., когда погибли по меньшей мере 128 человек. Понятно, что бойцы СБП не могли действовать без приказа. В конце 2019 г. была сформирована комиссия для расследования фактов расправ, но она до сих пор ничего не сообщила об итогах ее работы. Да иначе и не могло быть, если вспомнить, кто командовал и командует СБП.

3 августа правительство Судана выступило за ратификацию Римского статута Международного уголовного суда (МУС), совершив тем самым очередной шаг навстречу возможной выдаче МУС бывшего президента страны Омара аль-Башира и процессу над ним. О.аль-Башир разыскивается МУС в связи с выдвинутыми в его адрес обвинениями в «преступлениях против человечности» и «геноциде» в Дарфуре. Чтобы одобренный правительством проект закона вступил в силу, его должен поддержать Суверенный совет, составленный из военных и гражданских.

Ранее экс-диктатор был признан виновным в коррупции. В настоящее время он содержится в тюрьме «Кобер» в Хартуме.

10 августа начался первый визит в Хартум нового генерального прокурора МУС Карима Хана, занявшего этот пост в июне. Одной из заявленных целей визита было укрепление связей с переходными властями Судана для проведения расследования преступлений, совершенных в Дарфуре. Понятно, что его главной целью был О.аль-Башир.

Первое следствие этого визита – 11 августа министр иностранных дел Судана Мариам аль-Махди объявила, что Хартум выдаст МУС трех представителей руководства прежнего режима, включая О.аль-Башира, обвиненных в геноциде и преступлениях против человечности в Дарфуре. При этом дата выдачи не уточнялась. Решение переходного правительства должно быть утверждено Суверенным советом.

Кроме О.аль-Башира выдаче могут подлежать разыскиваемые МУС бывший губернатор штата Южный Кордофан и бывший министр Ахмед Харун и бывший министр обороны Абдель Рахим Мухаммед Хусейн. Оба они также на тот момент находились в тюрьме.

Решение переходного правительства тут же приветствовали США.

12 августа МУС и Судан подписали в Хартуме соглашение о сотрудничестве, которое может открыть дорогу выдаче О.аль-Башира.

7 августа официальное информационное агентство Suna сообщило о гибели в Дарфуре 7 бойцов из двух групп бывших повстанцев, подписавших мирное соглашение с переходным правительством Судана. По имеющимся данным, бывшим повстанцам противостояли их извечные противники – арабы. Что касается экс-повстанцев, то речь шла об Альянсе сил освобождения Судана (АСОС) Тахира Хаджара и Движении освобождения Судана (ДОС) – фракция Минни Минави. Глава АСОС Т.Хаджар был назначен в феврале в состав Суверенного совета, М.Минави получил пост управляющего Дарфура. Силы двух группировок были направлены в Дарфур для обеспечения безопасности в регионе после вывода оттуда в декабре контингента миротворцев из совместной Миссии ООН и Африканского Союза (Minuad).

8 августа Судан объявил об отзыве своего посла из Эфиопии. Этот шаг последовал после того, как Аддис-Абеба отвергла суданское предложение о посредничестве в переговорах о достижении прекращения огня в эфиопском регионе Тыграй. Ранее Аддис-Абеба заявила, что доверительные связи с некоторыми суданскими руководителями нарушены. Она обвинила Судан во вторжении» на свою территорию.

Одним из источников напряженности в отношениях между двумя странами является спорный регион Аль-Фашага. Там было обосновались эфиопские крестьяне, но в ноябре 2020 г. их вытеснили оттуда суданские военные.

24 августа Судан и ООН подписали соглашение, предусматривающее вывод эфиопских «голубых касок» из контингента Fisnua из спорного района Абьей на границе между Суданом и Южным Суданом. На эту операцию было отведено 3 месяца. Их место должны занять контингенты из других стран.

2 августа был приведен к присяге новый парламент Южного Судана. Таким образом было выполнено одно из важнейших положений мирного соглашения 2018 г., прекратившего 5-летнюю гражданскую войну.

В силу этого соглашения, парламент Южного Судана сначала был распущен, а затем в мае с.г. «реконструирован». Число депутатов в нем выросло с 400 до 450. 332 депутата в новом парламенте были назначены президентом страны Сальвой Кииром, 128 – вице-президентом Риеком Машаром, 90 – другими партиями, подписавшими мирные соглашения.

Церемония приведения к присяге нового парламента прошла с задержкой почти в один год от графика, предусмотренного соглашением. С.Киир не присутствовал на церемонии.

Два взаимно исключающих друг друга заявления прозвучали из Джубы 3 августа. Сначала военное крыло партии Р.Машара, ставшего вице-президентом Южного Судана, объявило об его исключении из состава движения. Это заявление было тут же опровергнуто и осуждено представителем Р.Машара.

Первое коммюнике от имени SPLM/A-IO подписал глава его военного крыла Симон Гатвик Дуал. Одновременно он был объявлен исполняющим обязанности лидера движения. В коммюнике Р.Машара обвиняли в том, что в течение многих лет он проводил «политику разделяй и властвуй», способствовал непотизму в ущерб единству и прогрессу.

6 августа союзники Р.Машара назвали «провалившимся путчем» действия его противников в рядах SPLM/A-IO, которые были охарактеризованы как «противники мира». Согласно вице-президенту, целью попытки путча было сорвать формирование единого командования южносуданской армии, что было предусмотрено мирными соглашениями, подписанными после 5-летней гражданской войны.

Уже 7 августа начались столкновения между сторонниками и противниками Р.Машара внутри SPLM/A-IO. Как заявил представитель Р.Машара полковник Лам Пауль Габриэль, сторонники генерала Симона Гатвика Дуала утром в тот день в штате Белый Нил атаковали сторонников вице-президента, которые «отразили атаку». Он утверждал, что атаковавшие потеряли 2 генералов и 27 солдат. Силы Р.Машара потеряли 3 человек убитыми. Противная сторона в свою очередь утверждала, что подверглась атаке со стороны сил вице-президента. По некоторым данным, после боя Дуал укрылся в Судане.

10 августа президент Южного Судана С.Киир призвал к немедленному прекращению огня между враждующими фракциями SPLM/A-IO.

12 августа кризис в SPLM-IO усугубился после того, как заместитель главы движения, министр шахт Южного Судана Анри Одвар и 7 других видных представителей SPLM-IO заявили о выходе из него и присоединении к фракции Дуала. Уход Одвара несомненно ослабит поддержку Р.Машара в штате Экваториальный, уроженцем из которого является министр шахт. Кроме того, он дает ряд преимуществ С.Кииру.

24 августа в Джубе было объявлено, что МВФ предоставил Южному Судану, исчерпавшему свои валютные резервы, очередной кредит в размере 334 млн долларов.

30 августа южносуданские власти попытались не допустить проведения манифестации протеста в Джубе, объявив ее незаконной. Шествие предполагала организовать Народная коалиция за гражданские действия (НКГД). Эта коалиция назвала правящий в стране режим «вырождающейся политической системой, которая стала опасной и ввергла наш народ в чрезвычайные тяготы». Благодаря предпринятым властями чрезвычайным мерам безопасности шествие было сорвано.

В любом случае, создается впечатление, что в Южном Судане зреют сразу несколько внутренних конфликтов, и каждый из них чреват очередным кровопролитием.

62.85MB | MySQL:102 | 0,490sec