Ситуация в Ливии: декабрь 2008г.

Главная новость месяца, да и пожалуй, последних 40 лет, поступила из Ливии 12 декабря. Тогда было объявлено о том, что ливийские власти, после того, как они в течение 40 лет управляли страной на основе догматов «Зеленой книги», приступили к разработке проекта конституции страны. Как заявил исполнительный директор Фонда Каддафи Юсеф Саван, ливийские власти сформировали «юридический комитет» с тем, чтобы изучить текст проекта конституции, ранее подготовленный по инициативе Фонда Каддафи при содействии европейских и американских экспертов, и в частности, американского политолога Бенджамина Барбера.

Как известно, Фонд возглавляет сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам Каддафи. Еще в 2007г. он объявил о существовании проекта политической реформы, в рамках которой предполагалось создать конституцию. Все эти меры предназначались для модернизации режима, не ставя под сомнение при этом власть лидера ливийской революции и не нарушая принципов его теории.

В свою очередь глава «юридического комитета» Абдельрахман Бутута сообщил для АФП, что «проект Национального пакта /конституции/ поступил в комитет, члены которого теперь должны изучить его и дать юридическую оценку». Он отметил, что этот документ появился не на пустом месте. Его предшественниками были Декларация об институтах власти народа /1977г./, Великая зеленая хартия по правам человека /1988г./ и «сама» «Зеленая книга». «Национальный пакт или конституция объединит все эти основополагающие документы и придаст им новое прочтение, не нарушая при этом содержащиеся в них ориентиры» — подчеркнул Бутута.

Как отметил Барбер, проект конституции никоим образом не означает разрыва с существующей политической системой Ливии. Содержание этого документа пока держится в секрете. Со слов Сейф аль-Ислама Каддафи известно, что проект конституции предусматривает независимость Центрального банка Ливии, Верховного суда, средств массовой информации и гражданского общества, а также расширяет властные прерогативы главы правительства. Ожидается, что следующим шагом — как это предусматривает разработанная Каддафи идеология «власти народа», будет обсуждение Национального пакта на уровне народных комитетов.

После свержения монархии в 1969 году полковник Каддафи отменил конституцию 1951 года, которая устанавливала, что Ливия является конституционной монархией. Затем некоторое время действовала временная конституция, которую в 1977г. заменила Декларация об институтах власти народа. Она содержит всего четыре статьи.

Декабрь начался с попытки Ливии не на словах, а на деле прорвать блокаду, которую установил Израиль против сектора Газа. Она направила несколько судов с грузом гуманитарной помощи палестинцам. 1 декабря первое из них — «Аль-Марва» — было перехвачено кораблями ВМС Израиля, которые вынудили судно вернуться в египетский порт Эль-Ариш. В ответ Ливия /единственная арабская страна — непостоянный член Совета Безопасности ООН/ потребовала срочного созыва Совета Безопасности ООН. Она намеревалась добиться принятия декларации Совбеза, осуждающей Израиль. Для этого был необходим консенсус среди 15 членов этой структуры.

В ходе заседания Совбеза представитель Ливии Гиадалла ат-Талхи попытался убедить своих коллег согласиться с ливийским предложением квалифицировать действия израильских ВМС как «акт пиратства в открытом море». Но его аргументы оказались неубедительными. Тем более, что их полностью развенчала приглашенная на заседание Совбеза представитель Израиля при ООН Габриэла Шалев. Напомнив, что Ливия не признает сам факт существования Израиля, она обосновала необходимость перехвата судов с гуманитарной помощью требованиями безопасности. «Ни одно государство-член ООН вообще, равно как ни одно государство-член Совета Безопасности ООН — в частности, не позволило бы грузу из враждебной страны приблизиться к территории, которая является базой для террористических атак против его граждан», — заявила она. Позиция Израиля в данном вопросе очевидна — под видом «гуманитарной» помощи в зону конфликта может поступить все что угодно. Что касается Ливии, то ей, как представляется, надо было по ме

ньшей мере заручиться свидетельствами независимых наблюдателей относительно того, что она действительно отгрузила гуманитарную помощь.

Израиль установил блокаду сектора Газа в июне 2007 года после того, как на этой территории к власти насильственным путем пришли исламисты из движения ХАМАС. В начале ноября 2008г. режим блокады был усилен после неоднократных обстрелов Израиля с помощью реактивных снарядов с территории сектора.

Уже 28 декабря Фонд Каддафи объявил об организации «воздушного моста» между ливийским Бенгази и египетским Эль-Ариш с тем, чтобы эвакуировать раненых палестинцев. С этой целью Фонд зафрахтовал два авиалайнера. Насколько эффективной оказалась эта мера — сказать трудно, поскольку одновременно Египет обвинил ХАМАС в том, что исламисты воспрепятствовали сотням раненых палестинцев покинуть сектор Газа.

В тот же день состоялся телефонный разговор между Каддафи и одним из главарей ХАМАС Халедом Машаалем. До этого ливийский руководитель связался с главами других арабских стран и предложил им выработать совместную «твердую и серьезную» позицию в связи с ситуацией в секторе Газа.

15 декабря ливийская благотворительная организация «Ваатассиму», которую возглавляет дочь лидера ливийской революции Аиша, объявила, что намерена наградить «орденом смелости» иракского журналиста Мунтазера аз-Зейди, ставшего известным после того, как он закидал своими ботинками президента Буша во время пресс-конференции в Багдаде. Как объявлено в коммюнике этой организации, «журналист сказал свое ясное «нет» нарушениям прав человека, выразив это путем бросания ботинок в лицо американского президента».

В декабре дальнейшее развитие получила история, связанная с кратковременным задержанием в Швейцарии в связи с обвинениями в избиении прислуги одного из отелей сына лидера ливийской революции Ханнибала Каддафи и его супруги. 23 декабря Ливия решила приостановить «по техническим причинам» полеты самолетов швейцарской авиакомпании «Свисэйр» в направлении Триполи. Несмотря на то, что Ханнибал был быстро освобожден из под стражи под залог, а истцы впоследствии забрали заявления об избиении, Ливия требует от Швейцарии извинений за инцидент, происшедший летом прошлого года, а также наказания полицейских, осуществивших задержание Ханнибала, несмотря на наличие у того дипломатического паспорта.

Из экономических новостей месяца следует отметить сделанное 6 декабря итальянским правительством заявление о том, что Ливия намерена войти в капитал итальянской нефтяной компании «Эни» «на рыночных условиях и в соответствующее время». Как отмечалось в коммюнике правительства Италии, Рим «учитывает ливийские интересы», равно как «заявленное отсутствие намерений войти в совет директоров компании». В нем подчеркивалось, что итальянская сторона предупредила Триполи «о лимитах, установленных итальянскими законами и статусом «Эни».

Как уточнил в этой связи посол Ливии в Италии Хафид Гаддур, его страна через ливийскую национальную нефтяную компанию могла бы инвестировать от 5 до 9 млрд евро с тем, чтобы владеть от 5 до 10 проц. капитала «Эни».

В настоящее время итальянское правительство является владельцем 37 проц. капитала «Эни» 27 проц. — непосредственно, и 10 проц. — через государственное казначейство. Эта компания занимает 4-е место среди европейских нефтяных компаний и 7-е место в мире. На нее работают 76 тысяч человек в 70 странах мира. За первые девять месяцев 2008 года ее торговый оборот составил 83,5 млрд евро.

11 декабря на ливийский запрос положительно ответило руководство «Эни» в лице руководителя компании Паоло Скарони. «Нам представляется позитивным иметь такого акционера, для которого интересны наши результаты и который сам является одним из основных экспортеров нефти», — заявил он.

Стоит напомнить, что в октябре 2008г. Ливия вошла в капитал первого итальянского банка UniCredit с долей в 4,9 проц., став тем самым вторым по значимости акционером этого финансового учреждения.

Представляется, что все эти действия Ливии направлены на то, чтобы обеспечить безопасность своих нефтедолларовых запасов, накопленных в период высоких цен на нефть на мировом рынке.

В течение декабря представители Ливии неоднократно выступали за то, что в условиях падения цен на нефть страны ОПЕК должны прибегнуть к «значительному» снижению объемов добычи «черного золота». Эту позицию она защищала и на состоявшейся 17 декабря в алжирском городе Оран чрезвычайной встрече картеля.

30 декабря президент ливийской национальной нефтяной компании Шукри Ганем объявил, что Ливия начиная с 1 января 2009г. снизит объемы добычи нефти на 270 тысяч баррелей в день, то есть на 20 тысяч больше, чем это было предписано для Джамахирии решением оранской встречи ОПЕК. До 1 января 2009г. Ливия ежедневно добывала 1,7 млн баррелей нефти.

17 декабря заместитель директора российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин сообщил, что после состоявшегося в ноябре визита в Россию Муамара Каддафи Триполи и Москва приступили к переговорам относительно поставок в Ливию «всех видов вооружений и военной техники». По имеющимся данным, особый интерес ливийцы проявляют к зенитно-ракетным комплексам С-300 и «Тор-М1», истребителям МиГ-29 и Су-30, танкам Т-90. Сумма готовящихся сделок может составить до 2 млрд долларов.

26 декабря российская газета «Ведомости» сообщила, что Россия якобы приступила к поставкам модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М» в семь стран, в том числе в Ливию. Официальных сообщений на этот счет не поступало.

52.37MB | MySQL:103 | 0,465sec