ФРГ – Пакистан: обоюдный интерес к стабилизации ситуации в регионе

Политические отношения между Германией и Пакистаном традиционно носят дружественный характер. Германия заинтересована в демократическом и стабильном развитии в Пакистане по многим причинам. В числе прочих — установление добрососедских отношений с проблемными для Пакистана Индией и Афганистаном в силу историко-этнографо-конфессионально-экономических различий между этими странами. Этот интерес был многократно подтвержден ФРГ на самом высоком официальном уровне, в последний раз — в конце октября 2008 года в ходе визита в Исламабад министра иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайера.

В этой связи имеет смысл более детально проанализировать интервью главы немецкого внешнеполитического ведомства пакистанской газете The News (28.10.2008). На вопрос издания, что привело его в Пакистан, Ф.-В. Штайнмайер первым же утверждением обозначил позицию ФРГ: «У моей страны есть интерес к стабилизации и устойчивому развитию Пакистана» и объяснил, с помощью каких политических векторов кратко- и долгосрочного характера эти цели могли бы быть достигнуты. Касаясь актуальной ситуации, которая «в Пакистане в настоящее время не легка», он указал на помощь недавно избранному демократическому правительству в преодолении «угрозы безопасности из-за терроризма и насилия, экономического и финансового кризиса». В долгосрочном аспекте это способствование «укреплению верховенства закона, прав человека и гражданского общества в целом». Говоря об инструментах, с помощью которых действует Германия, Штайнмайер указал как на усилия ФРГ, так и на личные по формированию ГДДП — Группы друзей демократического Пакистана (международная формулировка группы имеет и другую версию: «Друзья Пакистана». — Прим. авт.) Речь идет о сформированном блоке стран, который мог бы внести существенный политический и экономический вклад в реализацию идеи стабилизации и устойчивого развития этой страны, поскольку она является одной из ключевых на азиатском пространстве. Но, подчеркнул Штайнмайер, ГДДП «не будет универсальным инструментом»: есть и другие, не менее мощные финансовые доноры — Азиатский банк развития, Всемирный банк, Международный валютный фонд. Упоминая страны Персидского залива, он отметил, что их роль в решении пакистанской проблемы особая, поскольку они наиболее близки географически и у них есть «специальная ответственность».

Самые близкие соседи Пакистана — Афганистан и Индия — находятся в поле зрения Германии, тем более что процесс стабилизации в Пакистане и Афганистане взаимообусловлен. Напомним, что прежняя поездка министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера в регион также касалась взаимоотношений двух стран. Это была трехдневная поездка в Афганистан и Пакистан (21-24 мая 2007). После первой части поездки — посещения Афганистана — 23.05.2007 делегация прибыла в Исламабад, где состоялись встречи Ф.-В. Штайнмайера с премьер-министром Азизом и министром иностранных дел Казури В центре бесед были актуальные темы, в том числе вопросы регионального сотрудничества и поддержки процесса стабилизации и восстановления в Афганистане; впечатления от встреч с высшим политическим руководством Афганистана, а также с военнослужащими бундесвера в Кундузе, рассказ о подписании хозяйственных договоров (например, о возрождении фисташковых лесов в северной провинции Тахор), об обязательствах ФРГ по созданию альтернативных доходов для афганских крестьян, отказавшихся от возделывания опийного мака. Одновременно в Исламабаде были проведены переговоры между министрами иностранных дел обеих стран и подписано соглашение о техническом сотрудничестве, которое предусматривало поддержку соответствующим проектам Пакистана в размере 10 млн евро. Вместе с тем, учитывая последствия опустошительного землетрясения 2005 года и сохраняющуюся актуальность программ начального образования и здравоохранения в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП), было решено продолжить содействие ФРГ восстановительным мероприятиям.

О том, насколько важна синхронизация мирных процессов в Афганистане и Пакистане, говорилось на Первой Боннской конференции по Афганистану (декабрь 2001). Прошло шесть лет, и издание The News попросило шефа внешнеполитического ведомства ФРГ оценить результаты, достигнутые за этот период. Штайнмайер отметил, что в Бонне международным сообществом была начата самая крупная, если вести отсчет с конца Второй мировой войны, кампания реконструкции Даже если еще не достигнуты все цели, то уже сделаны определенные успехи, в числе которых строительство дорог и здравоохранение, образование и вакансии для молодежи. «Я также говорю об афганцах, имеющих возможность выразить свое мнение с помощью парламента». Все это, по мнению Штайнмайера, свидетельствует о том, что «страна может начать возрождать надежду на будущее».

Памятуя о том, что во время президентства в G8 (отсчет его был начат в Потсдаме в 2007 году), Ф.-В.Штайнмайер способствовал реализации инициативы G8 о продвижении сотрудничества между Афганистаном и Пакистаном, The News спросила о современном состоянии в этом вопросе. «Это то, о чем я спрашиваю своих пакистанских и афганских друзей!» — воскликнул Штайнмайер Из этого можно было сделать вывод о том, что на данный момент (дело, напомним, происходило в конце октября 2008-го) ни одна, ни другая сторона так и не сделала существенных шагов навстречу взаимопониманию. Но это, по мнению министра иностранных дел, не менее существенно, чем поддержка извне. «Афганско-пакистанское сотрудничество не может быть спроектировано извне», сказал он, намекая на то, что это не та продукция, которая может быть экспортирована, а лишь результат обоюдной готовности к конструктивному диалогу. С момента потсдамской встречи G8 предложил более 150 проектов, продвигающих двустороннее сотрудничество, «от студенческих обменов до пограничного контроля». Эти проекты могут быть приняты к реализации, когда руководство стран будет заинтересовано в них. По мнению Штайнмайера, этот процесс обозначился, поскольку президенты Карзай и Зардари «недавно прояснили, что усиленное двустороннее сотрудничество не только желательно, но и крайне важно». Он выразил готовность Германии помогать таким взаимосвязям, которые с переменным успехом налаживаются с октября 2003 года.

Они осложняются непрекращающейся борьбой против международного терроризма В то время как обе страны прилагают определенные усилия в этом направлении, они прислушиваются к мнению ФРГ. Германия ясно обозначает возможности борьбы с международным терроризмом. На вопрос корреспондента газеты: «Каковы главные достижения в войне против террора? Выигрывает ли Запад войну против террора в Ираке и Афганистане, начатую 11 сентября 2001 года?», Штайнмайер ответил: «Я не сторонник этой формулировки, потому что она предполагает, что террор может быть побежден только военными средствами. Ясно, что у Германии и ее партнеров есть общие интересы в защите от угрозы международного терроризма. Но мы не должны упрощать вещи: есть многочисленные угрозы, которые требуют осторожных стратегий». И — осторожных формулировок, если следовать логике главы внешнеполитического ведомства.

Однако осторожные стратегии и осторожные формулировки не исключают решительных действий. Когда речь идет о снижении опасности терроризма, в частности, вероятности того, что можно было бы остановить «Аль-Каиду» и значительно уменьшить противодействие выступающей на ее стороне активной оппозиции в регионе, действуя исключительно экономическими инструментами, Штайнмайер соглашается с этим. К примеру, можно было бы обеспечить перспективой работы как молодежь, так и необразованную часть населения, живущего в пограничном районе между Афганистаном и Пакистаном. Газета выразила в этой связи сомнение в том, что присутствие иностранных войск в регионе, в том числе в Афганистане, может нивелировать растущее «недоразумение между обычными мусульманами и Западом». «Мы не наивны, — ответил Штайнмайер. — Иностранные войска не приветствуются всеми слоями населения. Но огромное большинство афганцев поддерживают помощь в обеспечении безопасности, которую несет Запад». Они указал, что это не самоцель, а лишь борьба за создание самоподдерживающего сектора афганской безопасности, «который сделал бы иностранное присутствие лишним» и создал бы основу для мирного развития. «И позвольте мне подчеркнуть, что мы никогда не определяли эту проблему как проблему между мусульманами и Западом. Мы выступаем не против ислама, а против воинствующего экстремизма». Это заявление Штайнмайера не случайно: половина всех политических партий в стране уже своими названиями декларируют приверженность чисто мусульманским традициям: Pakistan Muslim League, Jamaat-e-Ulema-e-Islamyia, Pakistan Muslim League, Muttahida Quami Movement. Независимо от заявлений радикальных лидеров, какому именно «божественному желанию» он служит, терроризм является безнравственным: он ограничивает перспективы развития как общества в целом, так и каждой личности в отдельности. Штайнмайер отметил, что крайне важно, чтобы эту позицию Германии понимали миллионы пакистанцев, ищущих лучшее будущее.

Оно, это будущее, состоит в усилении процесса интеграции в международное сообщество. ФРГ поддерживает достаточно широкое членство Пакистана в международных организациях: учреждениях ООН, организации «Исламская конференция» (OIC), SAARC (Южноазиатском обществе по региональному развитию, объединяющем семь региональных государств), ECO (Организации по экономическому сотрудничеству с Ираном, Турцией, Центрально-Азиатскими республиками, Азербайджаном и Афганистаном), D-8 (Группе восьми развивающихся стран, включающей Египет, Бангладеш, Индонезию, Иран, Нигерию, Малайзию, Турцию и Пакистан), ASEM (Азиатско-европейских форумах) и других, в том числе статус наблюдателя в ШОС (Шанхайской организации сотрудничества). Членство в данных организациях было прервано в связи с чрезвычайным положением (ноябрь 2007), но затем (май 2008) возобновлено. Из вышеприведенного перечня видно явное тяготение Пакистана к странам с высоким процентом мусульман, что неудивительно: ислам является в Пакистане государственной религией (96% населения мусульмане, около 2% — христиане). Доля адептов других конфессий еще ниже, хотя их число может быть значительным; например, католиков в этой мусульманской стране насчитывается около 1 млн.

Говоря об оценке двусторонних отношений между Германией и Пакистаном, Штайнмайер указал, что обе страны находятся «на многообещающем пути». Большинство людей полагают схему отношений таким образом: сначала деловые связи, затем политический диалог. И это справедливо, убежден Штайнмайер, поскольку Германия — самый важный торговый партнер Пакистана среди стран ЕС. Об этом говорит и устойчивый рост числа пакистанских участников на немецких ярмарках. Хотя связи эти не столь разнообразны и масштабны, как хотелось бы, опыт в этом отношении имеется Опираясь на него, а также на практически сопоставимые территориально-демографические данные (Пакистан ровно вдвое больше Германии по площади и по числу жителей), следует развивать двусторонние отношения. Шеф внешнеполитического ведомства отметил в этой связи открытие двух центров оптовой торговли фирмой Metro в Лахоре и Исламабаде, которые названы им «успехом» и определенной надеждой на то, «что другие немецкие компании последуют этому примеру».

Благодаря реализации этих проектов объем двусторонней торговли, который в 2007 году составил 1,554 млрд евро, в 2008 году несколько превысит этот уровень.

Пакистанский экспорт в Германию — это в первую очередь изделия из кожи, текстиль, медицинские инструменты и весьма популярный в ФРГ рис Basmati. Пакистанский импорт из Германии — химические изделия, машины, электротехническая продукция, транспортные средства. В Карачи проявляющие интерес к сотрудничеству с ФРГ пакистанские предприятия и немецкие фирмы, активнодействующие в Пакистане, объединились в Pakistan-German Business Forum (PGBF). Число пакистанских предприятий, участвующих в промышленных выставках в Германии, в течение трех-четырех последних лет непрерывно росло. Между Пакистаном и Германией в рамках двусторонних связей заключены договоры о воздушном сообщении, содействии инвестициям, двойном налогообложении, а также соглашение о техническом сотрудничестве (дополняемое ежегодными соглашениями о финансовом и техническом сотрудничестве).

Общая сумма немецкого вклада в развитие Пакистана с 1961 года составляет примерно 2,7 млрд евро. Основными вопросами двустороннего сотрудничества, согласованными с пакистанским правительством, являются: базовое гигиеническое снабжение, сфера начального образования, возобновляемые энергии и энергетическая эффективность. ФРГ оказывает также содействие в совершенствовании государственного управления. В частности, в центре внимания Германии оказываются такие проблемы, как эффективное правительственное руководство, уравнивание прав полов. Несмотря на продолжительную историю пакистанской демократии (форма правления — парламентская демократия с двухпалатной системой, сенатом и национальным собранием — была избрана в 1947 году), многое в ней не соответствует требованиям времени и недостаточно адаптировано к реальности. Нуждаются в решении и поддержке такие проблемы, как права человека, содействие равноправию женщин, социальное законодательство, охрана окружающей среды, региональное сотрудничество, работа средств массовой информации. Для реализации данных проектов задействованы такие известные в ФРГ институты (с постоянными представительствами в пакистанских офисах и квалифицированным штатом сотрудников), как Friedrich-Ebert-Stiftung, Friedrich-Naumann-Stiftung, Hanns-Seidel-Stiftung, Konrad-Adenauer-Stiftung, Heinrich-Bоеll-Stiftung.

Пакистанские проблемы находятся в постоянном поле зрения немцев. В частности, недавно (2.12.2008) в пешаварском университете Aryana между немецким посольством в Исламабаде в лице первого секретаря Патрика Хайнца (Patrick Heinz) и канцлером названного вуза Абдулом Хаг Данишмалем (Abdul Haq Danishmal) было подписано соглашение, согласно которому Германия выделила 4,1 млн рупий (примерно 41 тыс. евро по курсу на момент подписания) для модернизации услуг. Как отмечается в пресс-релизе посольства ФРГ, эти средства будут направлены на финансирование проекта по модернизации образовательных и экспериментальные установок в университете. В скором времени там появится оборудование для научных лабораторий, университетской клиники и компьютерного отдела. Это соглашение — часть вклада Германии в уже упомянутую инициативу G8 для Афганистана и Пакистана, начало которой было положено 30 мая 2007 года в Потсдаме, когда Большая восьмерка находилась под немецким президентством.

52.28MB | MySQL:103 | 0,576sec