Ситуация в Египте: декабрь 2008г.

Египет и ситуация вокруг сектора Газа. События вокруг этой темы были наиболее значимыми для Каира в течение прошедшего месяца. 4 декабря Египет прямо обвинил исламистов из контролирующего сектор Газа движения ХАМАС в том, что они торпедировали усилия Каира, нацеленные на достижение межпалестинского примирения. По оценке глава МИД АРЕ Ахмеда Абуль Гейта, межпалестинское примирение провалилось из-за «нежелания ХАМАС».

Ранее сообщалось, что с августа прошлого года глава египетской разведки генерал Омар Сулейман приступил к консультациям с представителями 13-ти палестинских группировок, включая ФАТХ и ХАМАС. Цель этих консультаций — выработать условия для формирования правительства национального согласия. Ведя эти переговоры, Каир стремился добиться создания палестинского правительства, в которое вошли бы технократы, а не политики. Наличие такого правительства позволило бы, по замыслу Египта, добиться его признания международным сообществом и вновь открыть КПП в Рафахе, как это предусмотрено соглашением, подписанным в 2005 году Израилем, палестинской администрацией и Евросоюзом. Тем самым был бы закрыт вопрос о блокаде сектора Газа, установленной Израилем после того, как власть в нем в июле 2007г. силовым путем захватили исламисты. Однако этого не произошло.

Конфликт между Египтом и ХАМАС в целом отразил существующие региональные реалии, когда со времени войны в Ливане 2006 года налицо столкновение двух лагерей. В одном из них находятся, в частности, Египет, Саудовская Аравия и Иордания, во втором — Иран, Сирия, палестинское движение ХАМАС и ливанское радикальное шиитское движение «Хизбалла».

Эти реалии наглядно подтвердились на состоявшейся в конце ноября в Каире встрече глав МИД арабских стран. Тогда глава сирийской дипломатии Валид аль-Муаллем косвенно обвинил Каир в том, что тот среди палестинских группировок отдает предпочтение организации ФАТХ Махмуда Аббаса. «/Египетский/ посредник должен быть равноудален от всех палестинских фракций», — утверждал он. На эту реплику Каир ответил официальным коммюнике, в котором, в частности, утверждалось, что «именно Сирия должна занять беспристрастную позицию» и перестать поддерживать ХАМАС.

3 декабря Египет пошел еще дальше, впервые устами Абуль Гейта заявив о том, что Каир «поддерживает международные усилия, направленные на недопущение Ирана к обладанию ядерным оружием». Вплоть до этой даты Египет довольствовался призывами к «переговорному урегулированию вопроса об иранском ядерном досье» и выступал против силового решения этой проблемы.

В тот же день председатель комиссии по иностранным делам египетского парламента Мустафа аль-Фекки также указал на Иран, заметив, что «руководители ХАМАС открыто признали, что их финансирует одна страна региона». «Египет не потерпит исламистского эмирата на своей границе», — предупредил он.

Продолжающееся закрытие КПП в Рафахе негативно воздействует на внутреннюю ситуацию в самом Египте. В начале декабря в большинстве университетов страны прошли манифестации, организованные сторонниками оппозиционных «Братьев-мусульман». Их участники требовали открытия КПП. Египетские власти заявляют, что готовы на такой шаг только в случае, если с палестинской стороны переходный пункт будут контролировать формирования ФАТХ. Власти арестовали около 70 человек из числа организаторов манифестаций.

9 декабря глава диппредставительства ИРИ в Египте был вызван в МИД АРЕ, где ему было выражено неудовольствие в связи с манифестациями, организованными в Тегерана перед зданием египетского диппредставительства /на уровне секции по защите интересов/ в столице Ирана. Ему было также заявлено неудовольствие в связи с «появившимися в последние дни в иранских СМИ статьями, критикующими Египет и его руководителей». Днем ранее около сотни иранских студентов устроили манифестацию возле здания египетского диппредставительства в Тегеране в знак протеста против того, что Египет поддерживает дипломатические отношения с Израилем.

19 декабря, в день, когда истекал 6-месячный срок перемирия между Израилем и движением ХАМАС, Египет возложил ответственность за происходящее в секторе Газа на Израиль. «Несмотря на то, что легальный статус сектора Газа определен как часть палестинской территории, он продолжает находиться под оккупацией Израиля, — утверждалось в коммюнике МИД АРЕ. — Израиль продолжает контролировать воздушное и морское пространство сектора, равно как большую часть его границ и пограничных переходов». Поэтому, по логике египтян, «согласно международному праву, и в частности, 4-й Женевской конвенции, Израиль, как оккупационная власть, должен заниматься жизненными нуждами населения этой территории, такими, как снабжение электричеством, водой, нефтепродуктами, продуктами питания и медикаментами».

Сразу после истечения срока перемирия с территории сектора Газа в направлении Израиля были выпущены несколько реактивных снарядов.

22 декабря по предложению Египта палестинские группировки сектора Газа согласились на 24-часовое перемирие. Их согласие было получено в обмен на обещание Каира направить в сектор гуманитарную помощь.

28 декабря египетская полиция пресекла попытку сотен палестинцев прорваться через границу АРЕ с сектором Газа севернее КПП Рафах. Для того, чтобы остановить палестинцев, попытавшихся покинуть сектор после израильских авиаударов, полицейские открыли предупреди тельный огонь в воздух. Тем не менее, по оценкам египетских спецслужб, несколько десятков палестинцев прорвались через границу. В этой связи египетские власти были вынуждены направить дополнительные силы на границу с сектором Газа. Днем ранее они временно открыли КПП в Рафахе с тем. чтобы позволить эвакуировать раненых. Одновременно Египет обвинил ХАМАС в том, что исламисты помешали сотням раненых покинуть сектор, хотя с египетской стороны их ждали пустые кареты скорой помощи.

В тот же день израильская авиация нанесла удары по 40 туннелям в южной части сектора Газа, по которым через границу с египетской территории в сектор переправлялось оружие и горючее. По данным израильских спецслужб, таких туннелей насчитывается по меньшей мере 200.

29 декабря стало ясно, что Египет, которого ХАМАС, «Хизбалла» и местная оппозиция обвиняют в содействии Израилю, тем не менее будет пытаться в очередной раз сыграть трудную роль посредника с тем, чтобы добиться на первых порах прекращения огня между ХАМАСом и Израилем, а затем заключить новое перемирие между радикальными палестинскими группировками и Израилем. Одновременно Каир и «Хизбалла» обменялись резкими выпадами. Сначала руководитель ливанских шиитов Хасан Насралла призвал египтян «миллионами» выйти на улицы для того, чтобы заставить власти открыть КПП в Рафахе. Затем он призвал офицеров египетской армии оказать давление на Мубарака с тем, чтобы он открыл терминал в Рафахе. При этом он утверждал, что если президент АРЕ не сделает этого, он станет «сообщником тех, кто убивает и устанавливает блокаду».

Лидеру «Хизбаллы» ответил глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт. «Ты хочешь спровоцировать хаос в Египте также, как это ты сделал в своей собственной стране, — заявил он на пресс-конференции в Анкаре. — Такое никогда не произойдет в Египте, потому что египетская армия предназначена для защиты своей территории. И если потребуется, она защитит Египет от людей, подобных тебе». Заявление Насраллы он назвал «подобием объявления войны» против Египта.

30 декабря Египет вновь открыл КПП в Рафахе для эвакуации раненых, а израильские Ф-16 нанесли очередной удар по туннелям, обеспечивавшим снабжение сектора.

26 декабря российская газета «Ведомости» сообщила, что Россия якобы приступила к поставкам модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М» в семь стран, в том числе в Египет, Сирию и Ливию. По версии газеты, только Египет закупил 70 батарей этого мобильного комплекса. Поставки должны быть осуществлены в течение трех ближайших лет. Официальных сообщений на этот счет не поступало.

Из экономических новостей месяца следует отметить подписание 2 декабря соглашения между Евросоюзом и Египтом, призванного расширить взаимодействие в сфере энергетики. В частности, Евросоюз в связи с известными проблемами, связанными с поставками российского природного газа, намерен увеличить закупки «голубого топлива» в Египте. С этой целью он намерен содействовать сооружению «арабского газопровода», по которому природный газ из Египта, и, возможно, Ирака, будет поступать в европейские страны.

52.26MB | MySQL:103 | 0,652sec