К вопросу о выступлении президента Р.Т. Эрдогана на Генеральной Ассамблее ООН. Часть 4

Период с 20 по 21 сентября 2021 года получился богатым на упоминание турецкими официальными лицами темы «защиты территориальной целостности Украины» и «непризнания незаконной оккупации Крыма со стороны Российской Федерации». Сначала на эту тему выступил МИД Турции, заявив о непризнании итогов российских выборов в том, что касается итогов голосования в Крыму.

А потом уже на тему Крыма высказался и президент Р.Т. Эрдоган, выступивший с трибуны ООН по вопросам региональной повестки дня и вписавший «Крымскую весну» в «тревожный список», наряду с палестино-израильским конфликтом, положением мусульман-уйгуров в Китае, индо-пакистанским конфликтом, а также положением мусульман рохинджа в Мьянме и в Бангладеш. Это – лишь только самыми крупными мазками.

Продолжаем разбираться с турецкими заявлениями в преддверии Саммита на высшем уровне, который запланирован в Сочи на 29 сентября с.г. Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=79934.

Напомним, что мы разбираемся со статьей авторства генерального координатора главного мозгового центра Турции (Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции, SETAV) Бурханеттина Дурана, которого мы нередко, в своих публикациях, именуем турецким Федором Лукьяновым. 25 сентября с.г. вышла его статья под заголовком «Обращения Эрдогана к США и России после визита в ООН».

В частности, мы остановились на то тех заявлениях, которые с трибуны ООН прозвучали от президента Р.Т. Эрдогана в адрес США. А также на мыслях одного из ведущих турецких политологов, суть которых можно свести к тому, что Западный мир находится в кризисе. Подспудно это прочитывается и как то, что Турция должна воспользоваться этим кризисом с целью укрепления своих позиций в мире.

Это не исключает того, что Турция пытается делать ровно то же самое, выступая на постсоветском пространстве. Однако, это — два дополняющих друг друга момента, которые имеет смысл совместить, чтобы выйти из состояния туннельного сознания, тем кто искренне полагает, что Турция «наступает на пятки» лишь только российским интересам. На самом деле, Турция движется по всем направлениям одновременно, «наступая на пятки» всем ведущим мировым державам, в принципе.

Допустим, в последние недели оживились разговоры на тему заключения второй части сделки между Турцией и Россией на поставку систем С-400.

Особенностью этой части сделки, которая была анонсирована достаточно давно, является то, что она (по идее) должна предполагать некий объем технологического трансфера от России к Турции.

Напомним, что речь шла также о том, что для производства отдельных узлов систем С-400 в Турции будет организовано совместное предприятие. Которое будет удовлетворять потребности не только самой Турции, но и третьих стран. То есть, речь шла о региональной локализации в Турции производства систем С-400.

Разговоров на эту тему, в той же Турции, было достаточно много. На определенном этапе говорилось, к примеру, о том, что программное обеспечение С-400 будет установлено именно что турецкое. То есть, технологический трансфер коснется именно программной части систем С-400. В дальнейшем, эти разговоры, заметным образом, приутихли.

Сейчас мы, очевидно, наблюдаем очередной виток оживления переговоров между Россией и Турцией по второй фазе контракта С-400. В Турции звучат оценки, что данная сделка может быть заключена уже до конца текущего года.

Впрочем, наблюдателям за ходом российско-турецкого диалога должна быть хорошо знакома ситуация, при которой процессы многократно ускоряются в ходе личных переговоров между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом. Так что, не будет удивительным, если в ходе ближайшей встречи между двумя лидерами 29 сентября мы услышим объявление о том, что сделка по С-400 финализирована (как вариант, остаются «некоторые технические потребности» — И.С.) и будет анонсировано то, что стороны достигли принципиального соглашения.

При этом, в США практически незамедлительно отреагировали на свежие заявления турецкого президента о новых планах по С-400 и о том, что никто не вправе вмешиваться в подобные действия Анкары.

Представитель Государственного департамента США заявил Агентству Reuters: «Мы призываем Турцию на всех уровнях и при любой возможности не сохранять систему С-400 и воздерживаться от закупки какого-либо дополнительного российского военного оборудования». Как отметил представитель Госдепа, они «продолжают разъяснять Турции, что любые новые значительные закупки российского вооружения могут привести к санкциям CAATSA отдельно от санкций, введенных в декабре 2020 года, и в дополнение к ним».

От себя заметим, что на самом деле, не в интересах Турции ещё дальше тянуть с решением вопроса закупки второй партии С-400.

Как стало понятно, никаких разменов с американцами по этому поводу не случится. Единственным инструментом, который американцы опробуют в отношениях с Турция – это инструмент санкционного давления.

А, следовательно, дальше тянуть Турции смысла нет. Напротив, лучше ускорить закупку, потому что объективная потребность у турок в новых системах ПВО есть. С другой стороны, можно попробовать разыграть этот козырь в отношениях с Россией, попробовав получить для себя у российской стороны какие-либо преференции. Тем более, что ситуация в том же Идлибе сейчас развивается в отнюдь не желательном для Турции направлении. И туркам надо искать все новые рычаги «притормаживания» России, пусть даже и через заключение новых сделок.

Здесь снова уместным является обратиться в статье Бурханеттина Дурана в той части, которая касается предстоящего 29 сентября Саммита в Сочи между президентами В. Путиными и Р.Т. Эрдоганом.

Процитируем турецкого политолога:

«Отвечая на вопрос об эскалации напряженности в Идлибе и предстоящей встрече с президентом России Владимиром Путиным в Сочи, турецкий лидер подчеркнул, что у Турции прекрасные отношения с Россией (и ее президентом) — как бы для того, чтобы подчеркнуть контраст с Вашингтоном: «На сегодняшний день мы не наблюдаем ничего плохого в наших отношениях с Россией. По объему торгового оборота мы находимся в хорошем положении, и объем торговли продолжает расти. Не секрет, что мы испытываем определенные проблемы, когда дело касается улучшения ситуации в Сирии. Тем не менее, мы можем наверстать упущенное, немедленно предприняв определенные шаги».

Эрдоган также говорил о важности дипломатии между лидерами в отношении ситуации в Нагорном Карабахе и предлагаемой платформы шести стран на Кавказе».

Заметим, насколько это отличается от тех акцентов, которые расставляются в российско-турецких отношениях, если посмотреть допустим современную российскую аналитику. Ни о каких «прекрасных отношениях» между Россией и Турцией речи не идет. Напротив, ситуация с российской стороны буквально «закипает». На этом фоне, турецкий лидер пытается отправить Западу принципиально отличный сигнал о том, что ситуация – «хороша как никогда».

Это можно считать тоже своего рода стратегией Турции по использованию фактора России для давления на США.

Цитируем то, что касается США:

«Администрация Байдена, кажется, тянет время в своих отношениях с Турцией, убежденная в невозможности добиться прогресса в отношении системы противовоздушной обороны С-400 или террористической организации РПК СНС и Гюленистской террористической группы (FETÖ). Тем не менее, взгляд Вашингтона на Анкару больше не омрачен чрезмерной напряженностью. Казалось бы, переговоры по Афганистану и усилия Турции по нормализации отношений с Египтом и с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) оказали положительное влияние на атмосферу. Однако состояние бездействия и тупика, о котором упоминал Эрдоган, не изменится без новых попыток развития двустороннего сотрудничества».

И, в противовес, про отношения между Россией и Турцией:

«Напротив, президенты Турции и России проведут важную встречу, которая на следующей неделе может вывести их двусторонние отношения на новый уровень».

Итак, подводим черту под нашим материалом. Самое главное, что необходимо понять в отношении турецких заявлений, касающихся Крыма, заключается в том, что Турция использует прием умышленного не создания, а имитации кризиса в отношениях с Россией.

Пока у публики складывается ощущение того, что есть кризис, Анкара пытается извлечь из этой «квази кризисной» ситуации для себя пользу. На Западе Турция пытается «продавать» свой образ «бескомпромиссной и принципиальной» страны, которая не боится «бросить вызов России» в таком принципиальном для России вопросе, как Крым. И это, надо сказать, приносит вполне определенные дивиденды.

С другой стороны, в отношениях с Россией возникновение подобного рода «стаканных бурь» служит аккомпанементом в преддверии Саммитов на высшем уровне.

Микрокризисы сопровождаются «замирениями» и заверениями в том, что у России и Турции – прекрасные отношения. Не говоря уже у том, что турецкие эскапады являются, своего рода, тестером российской реакции и, при условии отсутствии последней, сигналом того, что Турция может продолжать действовать в том же духе – читай, Турция расширяет границы своих возможностей. Заодно и посылает России сигналы о своем «недовольстве» российскими действиями. В данном случае, речь идет об Идлибе.

Здесь, конечно, турецкая сторона, активно использующая такого рода политику «наката – отката» в отношениях с Россией, рискует. Поскольку происходит «естественный износ в отношениях», когда противоположная сторона не просто устает от «завихрений» другой стороны, но и теряет доверие к ней.

На самом деле, Турция, за последнее время, изрядно использовала этот инструмент «наскоков» на Россию и следует ожидать того, что Россия, все-таки, начнет выполнять обещанное отечественным МИДом и искать инструменты адекватного ответа на турецкие заявления.

Причем, данный процесс, единожды запущенный российской стороной, может приобрести малообратимый характер. Что же до саммита в Сочи, то, если Турция пыталась таким образом послать предварительный сигнал в сторону России, то, вряд ли, от этого получился толк – напротив, возникла напряженность в отношениях, которую не закрыть простым заявлением турецкого президента о том, что «все прекрасно».

52.26MB | MySQL:103 | 0,480sec