О переговорах делегации российского «Газпрома» в Алжире

По данным алжирских источников, 23 сентября АНДР посетили представители руководства российской компании Gazprom EP International, включая ее генерального директора Сергея Туманова. Напомним, что эта компания отвечает за реализацию зарубежных проектов «Газпрома» в области разведки и добычи углеводородов.

Согласно алжирским источникам, представители «Газпрома» встретились с министром энергетики и горнодобывающей промышленности АНДР Мухаммедом Аркабом, призвавшим российскую компанию инвестировать серьезные средства в газовую и нефтехимическую промышленность Алжира.

В рамках этой встречи министр «представил инвестиционные возможности своей страны в области разведки, добычи, транспортировки, развития газовой инфраструктуры, переработки и сбыта газа».

Далее он пригласил представителей «Газпрома» более предметно обсудить их с алжирскими коллегами из компании Sonatrach для развития возможных партнерских соглашений.

Он особенно заострил внимание российской делегации, что этому максимально способствует принятие в конце декабря 2019 года нового «углеводородного» закона, объяснив его преимущества перед прежним законодательством, поскольку этот закон «позволяет развивать действительно взаимовыгодное партнерство сторон».

Кроме того, алжирский министр призвал «Газпром» и Sonatrach рассмотреть «пути ускорения реализации их текущих проектов», а также, пользуясь случаем, пригласил вообще российские компании более активно присутствовать в Алжире и создавать с ними «другие партнерские отношения».

Между тем, некоторые алжирские наблюдатели уже усматривают в визите представителей руководства «Газпрома» в АНДР грядущую возможность придать импульс российским инвестициям в эту страну.

Они особо отмечают, что российский энергогигант работает там уже несколько лет, но крупных проектов в нефтегазовом секторе у него здесь нет, и до сих пор его руководство не демонстрировало серьезного желания получить в Алжире новые проекты. Но теперь, с их точки зрения, ситуация решительно изменилась. Руководство АНДР очень желает расширить с ним сферу сотрудничества, поскольку «Газпром» является одной из ведущих международных энергетических компаний. И за последние месяцы она только усилила свое и без того серьезное влияние в результате достройки нового газопровода «Северный поток 2», благодаря чему российский газ, как ожидается, будет теперь беспрепятственно транспортироваться европейским потребителям.

И в том числе действия руководства «Газпрома» позволили заметно поднять стоимость голубого топлива на мировом рынке, что максимально отвечает и алжирским интересам.

Они же, по мысли лидеров АНДР, способствуют срыву планов Запада по «уничтожению топливной энергетики» в пользу энергетики «зеленой», что вообще спасает от их самых неприятных экономических последствий с учетом почти тотальной алжирской зависимости от зарубежной реализации углеводородов.

Таким образом, с точки зрения руководителей АНДР, «Газпром» является одним из наиболее подготовленных «органических» партнеров, способных внести свой вклад в разработку проектов в области сжижения газа и нефтехимии в Алжире.

Заметим, что компания Sonatrach, видя успешный катарский опыт, планирует реализовать целый пакет проектов в этой области, рассчитывая в будущем перерабатывать больше природного газа и получать из него продукты с высокой добавленной стоимостью.

Одним из таких проектов может стать строительство завода по производству полипропилена мощностью 0.55 млн тонн в год в Арзеве. Как ожидается, реализация этого проекта начнется в первом квартале 2022 года, однако для его запуска требуются серьезные инвестиции, которые АНДР не против получить от России.

Между тем, особое внимание алжирские источники обратили на участие в данных переговорах посла России в АНДР И.А.Беляева, который якобы со своей стороны сделал весьма информативное заявление.

По их информации, глава дипмиссии РФ подчеркнул, что «очень доволен качеством двусторонних отношений» и от имени российских компаний выразил «заинтересованность» в расширении деловых и инвестиционных возможностей между двумя странами. Впрочем, в первую очередь, согласно сделанному им заявлению, Москву интересует участие в сотрудничестве по горнодобывающему сектору, особенно в проектах по добыче «драгоценных и редких металлов».

По информации алжирских источников, российская сторона проявляет прежде всего внимание к юго-восточным и особенно южным и юго-западным районам страны. В частности, интереса удостоилось нагорье Ахаггар на дальнем алжирском юге, где в последние годы российская компания «Росгео» проводила геологоразведку, уделив первоочередное внимание месторождениям золота, а также оловянных и вольфрамовых руд.

Кроме того, некоторые алжирские источники утверждают о наличии интереса России к будущим проектам по производству гелия, в том числе и потому, что уже сейчас доля АНДР в его мировом выпуске якобы составляет 15%, тогда как у РФ – лишь 5%.

Возвращаясь к словам посла И.А.Беляева, якобы по данным алжирских источников, сказанных на упомянутых выше переговорах, то пока Москва не особенно заинтересована  в разработке углеводородов.

Ключевым моментом в пробуксовывании взаимодействия Москвы с Алжиром служит отсутствие реальных законодательных подвижек в АНДР.

Напомним, что принятие нового закона 2019 года, которым Аркаб пытался соблазнить делегацию «Газпрома», отнюдь не вызвало энтузиазма среди иностранных инвесторов.

Напротив, за это время наметился их дополнительный уход из Алжира, как, например, это наблюдается в отношении британских энергетических компаний.

Причина подобного положения дел состоит в том, что реальные изменения алжирского инвестиционного законодательства носят лишь «косметический» характер, касающийся преимущественно второстепенных моментов, включая облегчение вывода заработанной зарубежными структурами прибыли.

Главное же препятствие на пути инвесторов в Алжире – «правило 51/49» — сохраняется. Согласно ему, иностранные компании могут работать в стране лишь совместно с местными коллегами, причем их доля в таком проекте не может превышать 49%.

Разумеется, резкий рост стоимости природного газа на мировом рынке повысил соответствующие ставки АНДР, однако все выгоды взаимодействия перевешиваются прочими многочисленными бюрократическими сложностями, препятствующими эффективному ведению бизнеса.

Если же к этому добавить имевшуюся в недавнем алжирском прошлом практику неожиданно лишать победителей иностранных тендеров контрактов (от этого страдали в том числе и российские компании, включая ОАО РЖД), то даже в условиях сегодняшнего удорожания голубого топлива инвестирование ввиду высоких рисков в энергетическую отрасль АНДР представляется делом сомнительным.

И, наконец, против этого выступает неопределенное политическое будущее Алжира. Так, уровень протестной активности в стране сохраняется очень высокий и выступления против правящего режима не прекращаются.

К этому население подталкивает продолжающееся ухудшение качества жизни, рост стоимости товаров и услуг, за которыми не поспевает увеличение зарплат и пособий.

Кроме того, по имеющимся данным, несмотря на заметное увеличение стоимости основного экспортного товара страны – природного газа, сокращение алжирских золотовалютных резервов продолжилось и в 2021 году, когда они снизились ниже критической отметки в 40 млрд долларов.

На фоне усиления экономико-финансового кризиса, усугубляющегося дальнейшим распространением коронавирусной инфекции это снижает устойчивость страны к продолжающимся неурядицам.

Соответственно, с учетом всего вышесказанного в обозримой перспективе с очень высокой долей вероятности не исключается новый виток политического обострения в стране, что способно повредить российским инвестициям в случае их направления в Алжир.

И в подобных условиях серьезные вложения в Алжир будут высоко рискованными. Коренным образом инвестиционную привлекательность АНДР может изменить реальное, а не «бумажное» реформирование своего законодательства, к чему руководство страны, судя по всему, еще не готово.

Впрочем, с учетом стратегических отношений Алжира с Россией по оборонной части, для Москвы он может сделать соответствующее исключение, доказав на практике искренность своего отношения к ней как к долговременному партнеру.

Однако даже это не гарантирует сохранность российских инвестиций.

Соответственно, прежде чем принимать алжирские предложения, необходимо досконально взвесить все «за» и «против».

62.88MB | MySQL:102 | 0,660sec