Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 — 18 января 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Сомали. После объявления 18 января о прекращении огня сначала Израилем, а затем и движением ХАМАС обстановка в зоне палестино-израильского конфликта продолжает оставаться неустойчивой. Вслед за уходом эфиопских войск вооруженные отряды исла-мистской оппозиции 17 января взяли под свой контроль столицу Сомали Мо-гадишо.

Ситуация в зоне палестино-израильского конфликта сохраняется в целом нестабильной. На всем протяжении минувшей недели в секторе Газа происходили бои между израильскими войсками, действия которых поддер-живала авиация и силы флота, и отрядами палестинских боевиков. Военные действия велись главным образом в административном центра анклава городе Газа и его предместьях, а также в южной части сектора. Боевики ежедневно производили ракетные и минометные обстрелы территории Израиля. Од-новременно на различных уровнях продолжались активные международные политико-дипломатические усилия с целью остановки кровопролития. 16 ян-варя Генеральная Ассамблея ООН на экстренном заседании приняла резолю-цию с требованием немедленного прекращения огня в Газе.

К концу недели интенсивность боев стала постепенно снижаться, а в ночь на 18 января глава израильского правительства Э. Ольмерт объявил, что, начиная с 2.00 18.01 по местному времени, Армия обороны Израиля (АОИ) в одностороннем порядке прекращает боевые действия в секторе Газа, т. к. военная операция «Литой свинец» «достигла своих целей». Ольмерт особо подчеркнул, что это решение не является следствием договоренности с движением ХАМАС и армия может возобновить операцию в случае, если ис-ламисты продолжат военные действия, отметив также, что израильские вой-ска будут находиться в занятых ими районах палестинского анклава «столько, сколько нужно».

Представители ХАМАСа и других палестинских экстремистских груп-пировок первоначально заявили, что не признают израильского решения о прекращении огня, но затем сообщили о согласии на перемирие сроком на неделю, в течение которой Израиль должен полностью вывести свои войска из сектора Газа. ХАМАС также настаивает на прекращении блокады анклава и открытии всех пограничных КПП.

Тем не менее, 18 января палестинские боевики выпустили по Израилю до 20 ракет. В ответ ВВС АОИ нанесли удары по позициям противника.

Сообщается, что днем 18 января танковые и пехотные подразделения израильской армии были отведены от города Газы и некоторых других насе-ленных пунктов. Начат частичный вывод подразделений АОИ на израиль-скую территорию.

По предварительным оценкам, в ходе военных действий погибли около 1300 палестинцев, в т. ч несколько сотен мирных жителей, а до 2500 человек получили ранения. Свыше 90 тыс. жителей анклава были вынуждены покинуть свои жилища, став беженцами. Материальный ущерб, причиненный войной, оценивается палестинской администрацией в 1,4 млрд долларов. Потери Израиля составили убитыми 13 человек, в т. ч. 10 военнослужащих, и ранеными до 150 военнослужащих.

Решение Израиля о прекращении огня в Газе положительно оценили Россия, США, Великобритания, Франция, Египет, другие страны. Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас считает это решение «правильным, но недостаточным», требуя полного вывода израильских войск из анклава. Президент Сирии Б. Асад также считает, что прекращение огня должно сопровождаться полным уходом АОИ из Газы. Глава МИД Ирана М. Моттаки назвал прекращение огня «признаком поражения Израиля».

На ход израильской военной операции в секторе Газа с момента ее начала очень сильное влияние оказывали политические факторы, которые сковывали действия командования ЦАХАЛа. В первую очередь, речь идет о постоянно усиливавшемся международном давлении на Израиль с целью заставить его пойти на прекращение огня, а также об опасениях возможных больших потерь среди личного состава АОИ у руководящих политиков ныне действующей израильской правительственной коалиции, что могло негативно сказаться на рейтинге их партий накануне предстоящих 10 февраля выборах в Кнессет. Кроме того, следует упомянуть и о заявлениях руководителей Израиля о том, задача армии не заключается в ликвидации режима ХАМАСа в Газе, а в надежном прекращении ракетных обстрелов израильской территории, т. е. операция не имела решительной политической цели. В результате, как видится, военные не получили возможность довести операцию в Газе до логического завершения, а именно до полного разгрома (уничтожения) боевых сил радикальных исламистов и полной ликвидации их военной и террористической инфраструктуры, что могло бы на более длительный срок (но не окончательно) обезопасить южные районы Израиля от ударов боевиков. Хотя не подлежит сомнению то, что противнику нанесен очень серьезный урон в живой силе, разрушено большое число туннелей на границе с Египтом, по которым боевики получали оружие, других объектов военного назначения. По данным экспресс опроса, проведенного 18 января в Израиле, 64 проц его граждан выступают против перемирия с ХАМАСом («за» — 27 проц), а 91 проц опрошенных считают, что исламисты не будут соблюдать перемирие.

США и Израиль 16 января подписали специальное соглашение, предусматривающее меры по предотвращению поставок оружия для боевиков движения ХАМАС. С этой целью, в частности, предполагается расширить сотрудничество между спецслужбами двух государств. В Каире утверждают, что Египет не имеет никакого отношения к этой договоренности.

Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил 16 января, что в планы Тегерана не входит «прекращать поставки нефти в страны, поддерживающие израильскую агрессию в секторе Газа».

18 января в Шарм-эш-Шейхе по инициативе президента АРЕ Х. Мубарака прошла международная встреча по обсуждению ситуации в секторе Газа с участием первых лиц и представителей Великобритании, Германии, Египта, Иордании, Испании, Италии, Турции, Франции, Чехии (нынешний председатель ЕС), главы ПНА М. Аббаса. Обсуждались шаги по продолже-нию урегулирования конфликта, а Израиль призвали к выводу войск из Газы. Делегация во главе с президентом Франции Н. Саркози должна посетить Израиль, чтобы довести до его руководства итоги встречи.

Проходящий в настоящее время вывод из Сомали эфиопских войск, как и предполагали эксперты, ведет к усилению позиций и расширению районов контроля исламистских группировок, оппозиционных признанному международным сообществом временному правительству страны. В то же время большинство сомалийцев, как высокопоставленных политиков, так и рядовых граждан, положительно относятся к уходу эфиопской армии. Части ВС Эфиопии 15 января покинули столицу Сомали Могадишо, а уже на следующий день город перешел под контроль вооруженных отрядов исламистов, которые обосновывают свои действия стремлением не допустить «вакуума безопасности» в оставляемых эфиопами районах. При этом армия и полиция временного правительства демонстрируют свое бессилие и неспособность эффективно противостоять противнику, хотя при отходе эфиопские военные передают им все вооружение, захваченное в ходе боев с исламистами. Также отмечается рост числа нападений исламистских боевиков на подразделения миротворческих сил Африканского союза (АС), находящихся в Сомали.

Совет Безопасности ООН 16 января принял резолюцию 1863, в которой содержится призыв к наращиванию контингента АС, доведения его до полной численности (8 тыс. чел.), укреплению потенциала африканских миротворцев «за счет предоставления им пакета материально-технической поддержки со стороны ООН». В резолюции подтверждается намерение Совета Безопасности учредить операцию ООН по поддержанию мира в Сомали «посредством отдельного решения к 1 июня 2009 г.»

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Судане. 14 января власти арестовали одного из лидеров оппозиции Х. ат-Тураби, возглавляющего влиятельную исламистскую партию Исламский национальный конгресс. Х. ат-Тураби в одном из своих недавних выступлений назвал суданского президента О. аль-Башира «виновным с политической точки зрения» в преступлениях в западном регионе страны Дарфур и призвал главу государства добровольно явиться в международный уголовный суд. Между тем ситуация в Дарфуре продолжает характеризоваться повышенной напряженностью и нестабильностью. В регионе не прекращаются вооруженные столкновения между различными враждующими группировками. В последнее время отмечается концентрация в Дарфуре дополнительных частей правительственных войск.

Сообщается, что в Пакистане арестованы 124 человека, подозреваемых в причастности к террористическому нападению в индийском г. Мумбае в ноябре 2008 г. Министр внутренних дел Пакистана Р. Малик заявил, что в Исламабаде ожидают получить от Индии дополнительные материалы, которые помогут доказать виновность арестованных в суде. Все задержанные являются членами радикальной исламистской группировки «Джамаат-уд Дава», которая ранее считалась легальным крылом запрещенной в 2001 г. организации «Лашкар-и-Тайба».

Сохраняется напряженность в индийско-пакистанских отношениях. Представитель командования индийской армии сообщил о концентрации пакистанских войск на всем протяжении границы с Индией. В то же время в индийском министерстве обороны действия Пакистана связывают со стремлением Исламабада «оказать давление на США путем отвода войск, действовавших против талибов» в районе границы с Афганистаном. А в качестве предлога для подобных шагов пакистанцы используют напряженность, существующую в отношениях с Индией. Используя напряженность в отношениях с восточным соседом, Исламабад также обратился к Вашингтону с просьбой ускорить поставку пакистанским ВВС истребителей F-16. По соглашению 2006 г. США должны поставить Пакистану 18 самолетов этого типа, часть из которых уже прибыла в страну.

Президент Ирана М. Ахмадинежад 15 января подтвердил, что его страна продолжит реализацию ядерной программы в соответствии с установленными международными нормами, а если Запад вновь попытается повторить «ошибки прошлого» в отношении ядерной программы ИРИ, то он не достигнет нужного ему результата – заставить Тегеран ввести мораторий на работы по обогащению урана.

По мнению президента Франции Н. Саркози, Ирану уже пора принять решение: продолжать конфликтовать с Западом по поводу своей ядерной программы или вести с ним переговоры. Саркози особо подчеркнул, что иранская ядерная программа не имеет «гражданской цели».

Президент России Д. Медведев 16 января выступил за решение иранской ядерной проблемы исключительно мирными средствами и заявил о готовности нашей страны развивать отношения с ИРИ в самых различных областях. Со своей стороны, глава МИД РФ С. Лавров сообщил, что Москва рассчитывает на возобновление контактов «шестерки» международных по-средников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) с Тегераном по вопросам, касающимся иранской ядерной программы, после прихода к власти в США новой администрации.

Соединенные Штаты и Объединенные Арабские Эмираты 16 января подписали договор о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. Документ «отражает отказ ОАЭ от каких-либо намерений получить возможность вести работы, связанные с обогащением и переработкой (урана), внутри страны в пользу долгосрочных обязательств приобретать ядерное топливо у надежных и ответственных международных поставщиков». В Вашингтоне заявили, что «подход ОАЭ к разработке ядерной энергетики разительно контрастирует со стремлением Ирана обзавестись ядерными мощностями несовместимым с (нормами) МАГАТЭ и резолюциями Совета Безопасности ООН образом».

Приложение

О реакции в арабском мире на события в секторе Газа

Реакция в арабском мире военную операцию Израиля против сил движения ХАМАС в секторе Газа продемонстрировала отсутствие единства в рядах арабов. В дни войны руководство большинства арабских стран продолжало заниматься своими текущими политическими и экономическими проблемами, оставляя на втором плане события в Газе. Можно с полным основанием говорить, что во многом повторилась ситуация, имевшая место летом 2006 г. во время войны Израиля с ливанской «Хизбаллой».

Отсутствие единства в арабском мире отчетливо проявилось в вопросе о созыве специального саммита по Газе, инициатором которого выступили Катар и Сирия. На совещании в катарской столице Дохе 16 января участвовали представители лишь 13 арабских стран (при необходимом кворуме 15, всего в ЛАГ входят 22 страны), причем лишь семь глав государств. Наряду с арабскими странами в совещании участвовали делегации Ирана во главе с президентом М. Ахмадинежадом, Турции, Сенегала, Индонезии и Венесуэлы. В Дохе резко осудили действия Израиля, призвали к замораживанию арабской мирной инициативы по урегулированию ближневосточного конфликта, приостановке различных контактов с Израилем. Египет, Саудовская Аравия, Иордания, а также глава Палестинской национальной администрации М. Аббас (палестинскую сторону представлял лидер ХАМАСа Х. Машааль) отказались участвовать в катарском совещании по причине серьезных политических разногласий с его инициаторами и некоторыми из участников.

Одновременно в Кувейте прошло совещание министров иностранных дел стран-членов ЛАГ, собравшихся в преддверии намеченного на 19-20 января арабского экономического саммита, где, как ожидается, обсудят ситуацию в Газе. Министры приняли проект резолюции по событиям в секторе Газа, который будет представлен на рассмотрение форума. Документ призывает к немедленному прекращению огня, выводу из анклава израильских войск, направление срочной помощи населению Газы и открытие все КПП на границах сектора. Также подтверждено намерение создать Арабский фонд по восстановлению сектора Газа в размере 2 млрд долларов.

Из трех арабских стран, поддерживающих дипотношения с Израилем, лишь одна Мавритания заявила об их приостановке, а Катар сообщил о замораживании экономических связей с еврейским государством, в то время как Египет и Иордания не собираются идти на такие шаги. В сложном положении находится руководство Иордании, где проживает большое число палестинцев. Король Абдалла II, который отнюдь не является сторонником ХАМАСа, выступил с резкими заявлениями о необходимости скорейшего прекращения кровопролития, подчеркнув, что палестино-израильский конфликт не имеет силового решения. Египет и Саудовская Аравия с первых дней конфликта открыто заявляли об ответственности лидеров ХАМАСа за создание условий, приведших к масштабному вооруженному противостоянию. Однако по мере затягивания боевых действий и роста числа жертв среди жителей Газы, а также учитывая настроения населения в своих странах и в арабском мире, Каир и Эр-Рияд стали более жестко говорить о действиях Израиля, осуждать его руководство за непропорциональное применение силы и гибель мирных палестинцев. Рост числа жертв среди палестинского населения подтолкнул и другие арабские страны к более активным выступлениям за скорейшее прекращение огня в Газе. Отметим, что ряд арабских руководителей выступал за то, чтобы для начала урегулирования конфликта следовало бы остановить не только боевые операции вооруженных сил Израиля, но и обстрелы израильской территории боевиками ХАМАСа, перекрыть каналы контрабандной поставки оружия в сектор Газа. В частности, против этого не возражал президент Сирии Б. Асад. И это при том, что Дамаск является последовательным союзником палестинских исламистов.

Следует отметить, что арабские страны настойчиво действовали в ООН, добившись принятия Советом Безопасности 9 января резолюции 1860, призывавшую конфликтующие стороны к немедленному прекращению огня. Однако эта резолюция сразу после ее принятия была отвернута как Израилем, так и руководством ХАМАСа.

Отдельно остановимся на позиции и действиях Египта, руководство которого, несмотря на напряженные отношения с лидерами ХАМАСа, с момента начала конфликта прилагал активные посреднические усилия с целью прекращения его военной фазы. Причем египетское посредничество сыграло далеко не последнюю роль в остановке боевых действий, объявленной Израилем и ХАМАСом 18 января. Подобная позиция египетского руководства вполне объяснима: сектор Газа непосредственно граничит с АРЕ и в Каире обоснованно опасались негативных для себя последствий затягивания и ужесточения боевых действий, что могло бы привести к прорыву на Синай большого числа беженцев из палестинского анклава, усилить и без того активную антирежимную деятельность местных радикальных исламистов. К тому же успех посредничества между Израилем и ХАМАСом демонстрирует роль Египта как ведущей державы арабского мира, укрепляет его политические позиции в регионе, повышает международный престиж. Кстати, руководство ПНА во главе с М. Аббасом (он же возглавляет движение ФАТХ) всячески поддерживает египетские инициативы по урегулированию конфликта.

Причины столь сдержанной официальной арабской реакции на израильскую военную операцию в секторе Газа эксперты объясняют негативным отношением большей части руководителей арабских государств, многих представителей их политической и военной элиты к исламистским радикалам из ХАМАСа, как к источнику подрывной деятельности. Многие арабские лидеры и политики фактически дистанцировались от политики ХАМАСа и его руководства, хотя и не заявляют об этом открыто. Ведь практически во всех арабских странах имеется собственная радикальная исламистская оппозиция, причем зачастую очень деятельная и влиятельная. Именно исламисты во многих случаях организовывали различные протестные мероприятия, в ходе которых наряду с призывами к борьбе с «сионистским врагом» достаточно громко звучали и открытые антиправительственные лозунги, что не может не беспокоить правящие режимы. Негативное отношение к ХАМАСу определяется также представлением об этой организации как «иранском инфильтрате» в арабском мире. Не является секретом и то, что во многих арабских столицах желали бы резкого ослабления ХАМАСа израильскими руками.

Не следует преувеличивать и значение нынешних протестных выступлений арабской «улицы». По своим масштабам и накалу страстей они явно уступают тем, что имели место во время американо-британского вторжения в Ирак в 2003 г. и во время ливанской войны 2006 г. Наиболее массовые выступления прошли в Марокко и Сирии (в последнем случае они были организованы властями). Активные, но не очень крупные выступления происходили в Иордании, Ираке, Ливане, Йемене, Египте и некоторых других странах.

Арабские СМИ в своих публикациях и передачах акцентируют внимание на жертвах и страданиях мирного населения Газы. В меньшей степени говорится о «героизме палестинского сопротивления израильским захватчикам». Эта тема широко освещается лишь в Сирии. Характерно и то, что в большинстве случаев в СМИ не высказывается поддержка политического курса лидеров ХАМАСа, не отмечено и случаев предоставления прямого эфира для выступлений представителей палестинских исламистов (опять же за исключением Сирии). Более того, в печатных изданиях, на теле- и радиоканалах, особенно тех, которые спонсируются Эр-Риядом, наряду с осуждением действий Израиля часто звучит критика в адрес хамасовского руководства, а также «Хизбаллы».

Конкретные усилия арабов наиболее полно проявляются в оказании гуманитарной помощи населению сектора Газа, хотя и здесь дела пока не отличаются очень большими масштабами. Продовольственная и медицинская помощь поступает в анклав из Египта, Иордании, Кувейта Ливана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сирии. Эмир Катара сообщил о создании специального фонда в размере 250 млн долларов для оказания гуманитарной помощи и восстановления сектора Газа.

Таким образом, события, связанные с вооруженным противостоянием между движением ХАМАС и Израилем, вновь продемонстрировали снижение фактора арабской солидарности в политике арабских государств. В условиях сложной внутриполитической и экономической ситуации, усиления политического радикализма, особенно на религиозной основе, сохраняю-щихся проблем в отношениях с соседними странами большинство арабских лидеров не желают появления новых и обострения имеющихся конфликтов в регионе, которые лишь осложняют и ослабляют их позиции. Вместе с тем, на позицию и действия арабских руководителей влияют такие факторы как их в целом неприязненное, а в ряде случаев открыто враждебное отношение к Израилю, необходимость учета настроения населения своих стран, которое в значительном большинстве своем, хотя и не всегда активно солидарно с палестинцами в секторе Газа.

62.93MB | MySQL:102 | 0,609sec