Алжирские военные, стоящие за спиной нынешнего президента Абдельмаджида Теббуна, продолжают «плясать на костях» представителей клана Бутефлика.
Об этом свидетельствует обвинительный приговор, вынесенный 12 октября текущего года младшему брату и по совместительству советнику бывшего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики Саиду Бутефлике и представителям его окружения.
Согласно ему, С.Бутефлика, бывший олигарх Али Хаддад и бывший генеральный инспектор Министерства юстиции Тойиб Эль-Хашеми за «препятствование отправлению правосудия» получили по 2 года тюремного заключения каждый, а министр юстиции Тойиб Лух за «злоупотребления служебным положением» – 6 лет.
Напомним, что на протяжении 20 лет власти А.Бутефлики он со своим братом-советником последовательно отжимал военных от власти и укрепляли свой контроль над страной.
Согласно убеждениям абсолютного большинства алжирцев, Саид Бутефлика по мере ухудшения здоровья его брата-президента постепенно «прибрал» власть в стране и в последние годы его правления подписывал его слабеющей рукой все важнейшие государственные решения.
На процессе, отвечая на вопрос судьи относительно обвиняющих его документов, он заявил, что сначала следователь его вызвал «в качестве свидетеля и предложил сознаться в том, что я их подписывал, чего я не делал. И то, что вы мне предъявляете, является подделкой. Следователь военного трибунала Блиды угрожал мне, что тогда я стану обвиняемым, но я отказался подписать это», сославшись на то, что все решения принимал его брат-президент.
На это, по его данным, следователь упрекнул его, что он «прячется за своим братом», и что всем в Алжире известно, кто реально им управлял. «Но есть ли какие-нибудь доказательства этого? Только предположения», — парировал его выпады Саид Бутефлика, предположив, что он стал «жертвой вбросов социальных сетей» и поэтому он отказался признать себя виновным в инкриминируемом ему деянии.
Со своей стороны, бывший министр юстиции, хранитель государственной печати Тойиб Лух заверял судей, что «не совершал никаких незаконных действий, и все наши решения соответствуют закону и они находились в рамках моих прерогатив. Несмотря на это, после более чем 41 года службы и преклонного возраста я оказываюсь в тюрьме, а моя семья разрушена. Я надеюсь, что вы положите конец моей Голгофе и этой несправедливости».
Однако вместо этого он получил продолжительный срок тюремного заключения, хотя его признали виновным лишь по 7 из 20 обвинений.
Со своей стороны Али Хаддад, бывший «кошелек» клана Бутефлика, олигарх и экс-глава компании ETRHB, ранее наказанный 18 годами лишения свободы по коррупционным делам, получил по данному делу дополнительно 2 года тюремного заключения.
На этот раз его обвинили в использовании своего положения и препятствовании исполнению правосудия, а именно в том, что написал Саиду Бутефлике текстовое сообщение с просьбой вмешаться в дело «с коррупционной составляющей» против ассоциации USMA, с которой у него возник бизнес-спор.
Примечательно, что сначала он также проходил по делу в качестве свидетеля, и стал обвиняемым после отказа более плотно сотрудничать со следствием.
В свою очередь, бывший генеральный инспектор Министерства юстиции Тойиб Эль-Хашеми, со своей стороны, подобно другим обвиняемым, утверждал о своей невиновности и что «действовал на законных основаниях, применяя юридические инструкции», также требуя оправдательного приговора.
При этом в ходе судебных разбирательств адвокат Саида Бутефлики Халед Бураю заявил, что «это дело является первым в истории правосудия АНДР», когда преследуются фигуры такого калибра, что, по его мнению, чревато «подрывом алжирского правосудия и государства».
В свою очередь, Амар Зайди, адвокат бизнесмена Али Хаддада, заявил, что его клиент «является жертвой во всех делах, по которым его преследуют, пытаясь свести с ним счеты при помощи правосудия», причем, по его данным, он уже понес ответственность по пяти инкриминируемым ему эпизодам.
Кроме того, по его словам, представители алжирских правоохранительных органов изъяли у него телефон и незаконно использовали полученные из него данные.
Данный приговор стал еще одним в череде расправ над бывшими крупными фигурами, происходящих с момента падения режима А.Бутефлики. Причем сентябрь текущего года в плане вынесения обвинительных приговоров его бывшим соратникам был по-настоящему «сенокосным».
Важно, что ранее С.Бутефлика уже приговаривался по коррупционным делам к 15 годам лишения свободы, но внезапно 2 января 2021 года был оправдан и выпущен на свободу. Однако тут же его вновь привлекли к новому уголовному делу, по которому, правда, он получил в отличие от гораздо более мелких фигур, чем он сам, незначительное наказание.
Далее, в дополнение к уже отбываемым срокам тюремного заключения по коррупционным делам на 12 и 15 лет бывшие премьер-министры АНДР Абдельмалек Селлаль и Ахмед Уяхья получили еще по 5 и 6 лет лишения свободы соответственно.
В свою очередь, 23 сентября получил четыре года лишения свободы армейский генерал Али Гедири, выдвигавшийся в 2019 года на пост президента АНДР по обвинению в «участии в деморализации армии в мирное время».
Заметим, что на этих выборах он должен был выступить спойлером и украшением очередной победы А.Бутефлики. По данным военных источников, в командовании алжирской армии его восприняли «предателем» и «соглашателем» с бывшим президентом, выдвинувшегося на выборы, не согласовав с ним свою кандидатуру.
Тогда же заочно приговорили бывшего командующего Национальной жандармерией генерала Гали Белкесира, в настоящее время скрывающегося за границей, к 20 годам тюремного заключения.
Ему инкриминировали три дела о коррупции и одно по «хранению конфиденциальной информации и документов с целью предоставления их агенту из другой страны (реально дружественной Алжиру Турции – авт.) и, следовательно, за государственную измену». В рамках этих дел были арестованы еще несколько его офицеров.
Иными словами репрессии коснулись не только гражданского крыла режима Бутефлики, но и силовиков, среди которых также нашлось немало конкурентов по влиянию командованию алжирской армии.
Цель – не столько полное уничтожение оппонентов, способных оспорить его реальную власть и влияние, которые и так уже сокрушены, но и также отвлечь внимание населения от протестной активности, дескать, новый режим жестко карает за коррупцию, изымая активы преступников, и потому нет никакой необходимости его «сносить».
Однако обращает на себя внимание тот факт, что С.Бутефлика получил незначительное наказание на фоне реальной расправы над многими его соратниками меньшего калибра и столь незначительный уголовный срок наказания вынуждает дополнительно задуматься о том, что именно он имел ввиду.
Предположим, что, с одной стороны, это может свидетельствовать о том, что он пошел на «сделку со следствием», предполагающую сдачу им большей части своих богатств, неправедно нажитых за время президентства его брата. Столь странные метаморфозы с неожиданным освобождением С.Бутефлики и его оправданием в январе 2021 года как раз могут объясняться этим.
С другой стороны, важно заметить, что на суде он допустил угрожающие намеки по адресу заказчиков его дела. Так, когда судья предложил ему выступить с последним словом перед вынесением приговора, С.Бутефлика заявил: «Я владею государственными секретами, и если я их разглашу, однажды основы государства будут потрясены. Я предпочитаю молчать».
Причем его угрозы могут иметь под собой реальные основания. Будучи в свое время правой рукой своего брата-президента, он отлично знает все детали коррупционных дел павшего режима, при котором не было абсолютно чистых, не запятнавших себя коррупцией функционеров. В том числе и то, в каком размере и за что клану Бутефлика приходилось бросать довольно аппетитные «кости» генералам для сохранения их лояльности. Причем они же сейчас его и «кусают», находясь в обличье военных судей,.
И это в том числе касается и ближних соратников бывшего начальника штаба Национальной народной армии генерала Ахмеда Гаида Салаха, с которым фактически делил власть до весны 2019 года президент А.Бутефлика, которые сейчас занимают высшие посты в армейской иерархии.
Причем судя по плохо завуалированным угрозам Саида Бутефлики, сделанные в суде, он мог вовремя озаботиться тем, чтобы в случае его гибели «всплыли» на поверхность весьма нетривиальные детали их биографий.
Например, возможные подробности получения «откатов» при реализации военно-технического сотрудничества с другими странами и «отмывании» этих денег путем приобретения недвижимости в странах Европы и Персидского залива.