Курды и перспектива вывода американских войск из Ирака

17 ноября 2008 г. госсекретарь Соединенных Штатов К. Райс и министр иностранных дел Ирака Х. Зибари подписали документ о намерении США вывести свои войска до декабря 2011 г. Это событие вызвало серьезную обеспокоенность курдского населения, опасающегося возврата политики геноцида и насильственной арабизации. За время присутствия коалиционных войск иракским курдам удалось стабилизировать обстановку в Курдском автономном районе и добиться существенных успехов не только за счет бюджетных ассигнований, но и преимущественно благодаря иностранным инвестициям в области развития нефтедобывающей отрасли и торговли.

Потеря курдами американского покровительства может вызвать столкновения автономистов с их политическими оппонентами. В связи с этим некоторые курдские публицисты выступили в печати с критикой этого направления американской политики, которая, по их мнению, ставит под удар не только социально-экономические и политические достижения Курдского региона Ирака, но и ростки демократии и федерализма в стране в целом. Они подчеркивают, что курды являются самыми преданными друзьями Соединенных Штатов и обращаются к новой американской администрации с просьбой поддержать развитие федерализма в Ираке. Так, представитель регионального правительства Курдистана в Вашингтоне К. Талабани, сын иракского президента, вращался в кругах политических советников Б. Обамы и просил не забыть о курдах. Он озабочен тем, что вывод американских войск вовлечет курдов в беспорядки, и хочет, чтобы американские войска остались, по крайней мере в нефтеносных районах Иракского Курдистана. Вместе с тем Курдский конгресс Северной Америки в ноябре 2008 г. направил новоизбранному президенту США Б. Обаме письмо, в котором просит новую американскую администрацию учесть интересы курдов в международной политике; обуздать Иран, Турцию и Сирию в их политике преследования инакомыслящих курдов; поддержать признание законных и демократических прав курдов в этих странах.

Иракские курды рассматривают присутствие американских войск в Ираке как гарантию безопасности и стабильности региона Курдистан. Развитие американской демократии, по мнению некоторых курдских публицистов, является защитой прав человека. Они полагают, что в противном случае их автономии угрожает опасность со стороны соседних Ирана и Турции, а также некоторых арабских стран, которые выступают против развития в Иракском Курдистане процессов, способных привести его к независимому существованию — суверенному государству. Курдские автономисты утверждают, что в случае ухода американцев из Ирака их место займет Иран, спонсирующий и поддерживающий иракских шиитов, выступающих «агентами иранского влияния». В этом случае в иракском правительстве места займут «проиранские» депутаты. В конце 2008 г. между курдами и центральными властями нередко возникала напряженность по разным проблемам. Так, в провинции Тамим причиной разногласий была диспропорция распределения мест в местном совете между арабами, курдами и туркменами. Арабы не признавали провинциальные выборы 2005 г. Однако сторонам удалось договориться, и Багдад пока отложил решение вопроса о проведении провинциальных выборов. Однако иногда противоречия между Багдадом и Эрбилем принимают весьма острый характер. В августе 2008 г. американцам удалось предотвратить вооруженную конфронтацию между иракской армией и пешмерга (курдскими вооруженными формированиями) в городе Ханакине в провинции Диала.

Присутствие американской армии в Иракском Курдистане способствует поддержанию стабильности региона Курдистан и нейтрализации перерастания внутренних противоречий в вооруженные конфликты. Пока американцы осуществляют политический контроль Ирака, курды остаются влиятельной фракцией в иракском парламенте, хотя проблемы нефтяных контрактов, вопрос о бюджетных отчислениях Иракскому Курдистану и вопрос о статусе пешмерга вызывают трения между курдской администрацией и иракским парламентом. Некоторая часть курдской элиты считает, что курды не смогут защитить себя, поскольку антиамериканские силы попытаются рассчитаться с ними за их американизм. Некоторые арабские муллы якобы объявили курдам джихад, причисляя их к «неверным» за их сотрудничество с Америкой.

Позиция иракских курдов находилась в русле американской заинтересованности в Западной Азии, поскольку для Вашингтона, финансировавшего 75-миллионную программу смены режима в Тегеране, по словам К. Райс, Иран представляет самую серьезную стратегическую угрозу. Иран не только является третьим по газовым запасам в мире, но и его торговый баланс с Ираком составляет 2 млрд долл., включая поставки топлива и электричества. В связи с этим иракские курды поддерживают идею свержения иранского режима, полагая, что укрепление демократии и федерализма в Ираке будет способствовать изоляции и ослаблению иранского режима. Некоторые зарубежные публицисты, как, например, Р. Нагишбенди, делают далеко идущие заявления о том, что «экономически объединенный Ирак и Иран составит нефтяной энергетический центр, способный разрушить мировую экономику путем взвинчивания цен на нефть, и контролировать ее потоки на мировых рынках». В то же время они считают, что вывод американских войск должен сопровождаться достижением американо-иранского компромисса. Неслучайно один авторитетный иракский политический деятель сказал, что «Иран останется здесь навсегда, а американцы уйдут: американцы выстраивают свой статус на военной и политической основе. Они не пытаются войти в положение других и найти общие точки соприкосновения… Иранцы учитывают это на более позитивной основе».

Региональное правительство Курдистана уже осуществляет превентивные меры с целью защиты своего региона от возможных военных угроз. Для оснащения своих вооруженных формирований в Болгарии было закуплено оружие, доставленное в г. Сулейманию в сентябре 2008 г. Курды объясняют это тем, что их регион находится на «переднем фланге борьбы с терроризмом». Однако закупка вооружений курдами без санкции правительства вызвала возражения со стороны МВД и Министерства обороны Ирака. Кроме того, курдами были предприняты шаги для смягчения турецкой позиции в отношении Иракского Курдистана. После проведения иракскими курдами операций против бойцов РПК в конце 2008 г. Турция начала переговорный процесс с представителями региона Курдистан. Турки приветствовали эти меры и изменили риторику в отношении курдских официальных лиц. Это позволило региональному правительству Курдистана установить прямые контакты с турецкими властями и подписать турецко-курдское соглашение. Курды рассчитывают, что это будет способствовать сдерживанию Турции в случае вывода американских войск из Ирака и укреплению и без того достаточно прочных турецких позиции в КАР, где Турция конкурирует с Ираном за преобладание в этом районе Ирака. В то же время регион Курдистан негласно расширяет свое экономическое сотрудничество с Ираном не только в зоне «свободной торговли». Согласно газете «Рожнаме» (27.04.2008), нефть, добытая в месторождении Захо, была продана частной нефтеперерабатывающей компании через курдскую компанию «Гиршин» в Бердер Аббас и Бердер Имам.

Нефтяные запасы Иракского Курдистана весьма притягательны для иностранного бизнеса, в том числе и американского. Поэтому Вашингтон вряд ли решится оставить свои позиции в северном Ираке. В середине января 2009 г. нефтяная компания “Heritage Oil Limited” заявила о том, что она приступила к разведывательному бурению на месторождении Западный Миран к западу от г. Сулеймания в Иракском Курдистане. Эта компания приобрела право на разведку и разработку этого месторождения по соглашению с “Great Wall Drilling Company Ltd.”. По предварительным оценкам, оно может содержать 1 млн баррелей нефти. Кроме того, американцы уже контролируют нефтедобычу и транспортировку нефти на турецкую территорию из Киркука, на который претендуют иракские автономисты. По вопросу Киркука курды имеют противоречия не только с арабами и туркменами, но и с центральным правительством в связи с проблемой распределения доходов от нефти. Но курдам как будто не стоит особенно волноваться по вопросу Киркука. Посетивший в январе 2009 г. Ирак и Киркук новоизбранный вице-президент США Джо Байден заверил курдов, что после инаугурации нового президента Б. Обамы американская администрация представит программу решения проблемы Киркука. А в Багдаде он заверил иракское правительство, что США не будет выводить войска таким способом, который поставит под удар стабильность и достижения в области безопасности.

Американская поддержка, гарантирующая региону Курдистан полунезависимое существование в рамках федеративного Ирака, как представляется, осмысливается курдскими руководителями как возможность достижения политических и экономических преимуществ любыми средствами, главным образом в интересах курдской элиты, игнорируя требования и контроль центральной власти. Зависимость решения жизненно важных проблем от воли Багдада нередко политизируется в Эрбиле, поскольку региональное правительство пока не может удовлетворить все потребности простых курдов. Оживленными темами обсуждения курдского населения в регионе Курдистан являются проблемы коррупции, непотизма, ограничение прогресса демократических процессов, вопросы политической и экономической прозрачности. Американская оккупация Ирака и присутствие американских войск в регионе Курдистан позволили ДПК и ПСК добиться значительных успехов. Но смогут ли они сохранить достижения в условиях начала внутрипартийных брожений (пока что внутри ПСК), еще остается загадкой.

52.72MB | MySQL:104 | 0,510sec