Индонезия и вопросы разрешения ближневосточного конфликта

На фоне обостряющихся противоречий стран Ближнего Востока по вопросу урегулирования израильско-палестинского конфликта и, в особенности, саудовско- катарского противостояния за роль в его разрешении, Индонезия не оставляет усилий по наращиванию своей значимости в данной ситуации и обретению собственной ниши в новой расстановке сил. Это еще раз проявилось на очередном этапе саудовско-катарского противостояния в ходе состоявшегося 16 января 2009 г. в катарской столице Дохе форума глав арабских государств, который организаторы этого мероприятия назвали «Совещанием по Газе». Уже само участие Индонезии в этом форуме заслуживает внимания. События в секторе Газа стали поводом для укрепления влияния «консервативных» государств в регионе арабского мира, поскольку в нефтяных монархиях Персидского залива возрастает боязнь того, что продолжающаяся нестабильность в регионе отрицательно скажется на благосостоянии нефтяных шейхов и их подданных. Индонезия же своими многочисленными заявлениями о том, что, являясь крупнейшей страной исламского мира ( подразумевая при этом, по всей вероятности, и самой влиятельной ), постоянно декларирует необходимость торжества идей демократизации мусульманских обществ, толерантности и терпимости. Такое положение, в принципе, вступает в противоречие с отмеченными в регионе консервативными настроениями. Организаторы совещания, по всей видимости, включили Индонезию в состав участников в силу ее способности к компромиссам на волне отмеченных характеристик. В существующих сложных и противоречивых условиях эти качества приобретают особое значение, учитывая способность такой страны находить точки соприкосновения с противоборствующими сторонами. Очевидно, важным фактором явилось и неоднократное позиционирование Индонезии в качестве страны, противоборствующей Саудовской Аравии при решении ряда международных проблем исламского мира.

Проблема «Совещания по Газе» заключалась главным образом в стремлении катарского эмира выступить в роли посредника в конфликте между ХАМАС и Палестинской Национальной Администрацией (ПНА) на фоне жесткого противодействия со стороны Саудовской Аравии, не желающей отказываться от своего особого места в решении внутрипалестинского и палестино-израильского конфликта. Это дает ей возможность удерживать свои позиции в регионе арабского мира и Ближнего Востока, выступая в этом регионе в роли ведущего «центра силы». Присутствие при таком разделе сил и сфер влияния еще одного претендента на роль миротворца в среде палестинцев могло быть по замыслу организаторов совещания фактором не в пользу Саудовской Аравии. Не менее важное значение имеет и такой вопрос как урегулирование отношений между двумя полюсами сегодняшней внутрипалестинской ситуации, привлечение к этому процессу тех региональных сил, которые поддерживают ХАМАС – Ирана и Сирии (президенты которых приняли участие в «Совещании по Газе»), что абсолютно не отвечает саудовским интересам.

При включении Индонезии в состав участников организаторы встречи наверняка вспомнили и о соперничестве между Индонезией и Саудовской Аравией за ключевую роль в налаживании мира и согласия между ФАТХом и ХАМАСом и визит с этой целью в Джакарту Махмуда Аббаса в конце 2007 г. Судя по всему, на Ближнем Востоке не остался без внимания визит в Индонезию премьер-министра Сирии .Мухаммада Наджи Отри в самый разгар военного противостояния в секторе Газа. Известны попытки Индонезии оказать противостояние Саудовской Аравии в борьбе за лидерство в Организации Исламская Конференция (ОИК). Кроме того, Индонезия в отличие от других мусульманских стран имеет значительный потенциал если не взаимопонимания, то точек соприкосновения с Израилем, наработанный ей на перспективу. В противоречивых, сложных и далеко не всегда предсказуемых условиях текущего момента возможности, вытекающие из такого потенциала, могут оказаться востребованными. Идеи Индонезии по демократизации исламского мира снискали ей благожелательное отношение со стороны Запада. Все эти качества делают Индонезию важным партнером в переговорном процессе, который, вне всякого сомнения, рано или поздно займет свое место при разрешении проблемы Палестины. Не ограничиваясь только дипломатическим маневрированием, Индонезия стремится закрепиться в регионе посредством расширения своего военного присутствия. Джакарта выступила с инициативой направить свой воинский контингент с сектор Газа подобно тому, который входит в состав миротворческих сил ООН в Ливане.

62.82MB | MySQL:102 | 0,520sec