Поражение «Аль-Каиды» в Ираке?

Новая американская администрация настроена решительно: до 2011 года войска США должны окончательно уйти из Ирака. Непонятно, правда, что такого кардинально светлого ожидается в Ираке в 2011 году? То ли окончательная победа «западного образца демократии» в головах иракцев, то ли создание каких-то супербоеспособных иракских вооруженных сил, то ли что-то еще. Аргументация американских политологов непонятна, доводы невнятны, логика отсутствует. Скорее всего, просто надоело, да и дорого, а на дворе экономический кризис. В качестве решающего аргумента Вашингтон приводит данные о практически полном разгроме «Аль-Каиды» в Ираке. Но так ли это? Действительно, благодаря подкупу племенных шейхов и созданию лояльного суннитского ополчения американцам удалось в несколько раз снизить активность отрядов «Аль-Каиды» в Багдаде и провинции Анбар. Но при этом широко разрекламированное наступление на севере страны весной прошлого года провалилось Кстати, во многом благодаря «неподкупности» (или с другой стороны больше дали?) местной племенной элиты.

«Аль-Каида», несомненно, получила ряд тяжелых ударов, в том числе потеряла ряд харизматичных командиров (Абу Мусаб Аз-Заркауи, Омар Аль-Багдади, Аюб Аль-Масри), но самое главное — потерпела поражение тактика радикалов по совершению резонансных актов против «предателей»-суннитов и шиитского населения. Вообще, «оголтелость» Аз-Заркауи сыграла с «Аль-Каидой» плохую шутку. Поставив во главу угла «антишиитскую» направленность своих операций, ныне покойный руководитель каидовцев заигрался. При всех противоречиях между суннитскими и шиитскими руководителями, патологической боязни Ирана и т.п. вряд ли справедливо с точки зрения тактики (но не стратегии) расценивать шиитскую экспансию как основную угрозу исламу в его салафитском исполнении при наличии американских войск в стране.

Развивая эту мысль, можно совершенно оправданно считать Аз-Заркауи и сменивших его руководителей «Аль-Каиды» (но уже покойных) основными практиками антишиитских (или антииранских) операций не только в Ираке, но и в Сирии и Ливане. Подчеркнем — практиками, но не идеологами. Идеологи, это практически очевидно, сидят на Аравийском полуострове. Посмотрим на факты. В 1999 году Аз-Заркауи прибыл в Афганистан, где в провинции Герат создал первые отряды и лагеря подготовки «Джунд Аль-Шам» (название организация получила по имени одноименного лагеря подготовки боевиков). Цель — предельно четко сформулированная задача по противодействию иранскому влиянию в секторе Ливан-Сирия. С какой стати иорданец Аз-Заркауи озаботился иранским влиянием в Ливане? Где взял деньги на формирование отрядов и создание инфраструктуры в Ливане и Сирии? Очевидно, что только по приказу свыше, т.е. приказу У. бен Ладена. Риторический вопрос: вы давно слышали антииранские или антишиитские высказывания У. бен Ладена? Автор статьи не припомнит. Спорный вывод: Бен Ладен в этом случае транслировал чью-то команду. Принимается как версия. Кто из влиятельных фигур на Аравийском полуострове очень тесно связан с семьей У. бен Ладена? Правильно — принц Бандар. Кто разблокировал счета этой семьи в американских банках после 11 сентября? Принц Бандар. Кто обвинялся ФБР в передаче средств через благотворительные фонды тем же террористам, взорвавшим небоскребы-близнецы? Принц Бандар и его жена.

Но это так, информация к размышлению. Вернемся к Аз-Заркауи. Он успел выпустить несколько манифестов, в которых шиитская экспансия (наряду с американской угрозой, естественно) объявлялась одной из основных угроз. Про Ирак много известно: это взрывы в мечетях и на улицах. Меньше внимания привлек тот факт, что патронируемая Аз-Заркауи организация «Джунд Аль-Шам» убивает в Ливане лидера антисаудовской секты «Ахбаш». Последняя находится в первой пятерке злейших врагов официального Эр-Рияда. Затем членами этой организации готовятся убийства девяти крупных шиитских ливанских лидеров, среди которых лидер «Амаль» Н. Берри и руководитель «Хизбаллы» шейх Насралла. Ну и как кульминация: организация берет на себя ответственность за убийство премьер-министра Ливана Р. Харири. В начале этого года из спецслужб Сирии происходит утечка о результатах расследования терактов в Дамаске в сентябре 2008 года, в которых в качестве исполнителей вновь фигурируют члены «Джунд Аль-Шам» и их кураторы из саудовских спецслужб. Возникает вопрос: кто руководит организацией? Аз-Заркауи давно мертв. Номинальные руководители — сирийцы братья Хишам и Хейтам Ас-Саади — в мире исламского террора фигуры не такого масштаба, чтобы организовывать подобные резонансные акции. Плюс деньги. Деньги в организацию поступают из исламских благотворительных фондов в европейских странах, которые патронируются в основном выходцами из стран Персидского залива Выводы делайте сами.

Мы отвлеклись непосредственно от Ирака и посвятили время «Джунд Аль-Шам» исключительно по причине того, что по данным некоторых зарубежных экспертов, антишиитский фронт в ближайшее время займет одно из ключевых мест в стратегии «Аль-Каиды» не только в Ираке, но и на всем Ближнем Востоке. Причем эта тенденция будет усиливаться по мере вывода американских войск.

Чем же располагает организация в настоящее время в Ираке? Зарубежные эксперты оценивают ее потенциал в 10-12 тыс. человек, которые сосредоточены в основном в северных иракских провинциях (Мосул, Киркук, Дияла). Эти данные косвенно подтверждаются самими американцами. В прошлом году ими были преданы огласке «перехваченные» письма некого Абу Тарика — полевого командира «Аль-Каиды» в провинции Анбар. Оставив в стороне его сетования по поводу разгрома и разлада, обратим внимание на цифры, которыми он оперирует: «200 человек погибли, 800 ушли в северные провинции, 400 — разошлись по домам». Простая арифметика показывает, что командир среднего звена командовал фактически полком.

По данным тех же экспертов, в странах Персидского залива во время прошедшего хаджа была собрана рекордная сумма денег «на Ирак». Это означает, что боеготовность отрядов будет увеличиваться, а лояльность племенной верхушки возрастать.

Но что более важно, принято решение об изменении тактики отрядов «Аль-Каиды» в Ираке. Отметим, что решение принято в Персидском заливе, а не в Афганистане, где находится головка организации. Так вот, до февраля нынешнего года планируется проведение «шуры», на которой будет выбрано новое командование. Плюс каждая организация самостоятельно в зоне своей ответственности (Ирак разделен на округа) будет выбирать себе союзников и планировать операции. Это очень важное изменение означает отход от «бескомпромиссности» прежних руководителей Руководители округов будут выбираться, а не назначаться. То есть, условно говоря, командовать будет человек, пользующийся влиянием в своем округе и способный договориться с местными авторитетами.

Ожидается, что идея «исламского государства Ирак» будет иметь тенденцию к затуханию. Она натолкнулась на непонимание местной суннитской элиты и, как следствие, оказалась мертворожденной. Вместо этого усилятся центростремительные тенденции в суннитском движении сопротивления.

Здесь ожидается кооперация (или хотя бы нейтралитет) с еще одной очень мощной суннитской группировкой — «Исламской армией Ирака», которая ранее позиционировала себя в качестве «единственной силы, способной представлять иракский народ» и даже имела ряд вооруженных стычек с «Аль-Каидой». Численный состав оценивается в 8-10 тыс. человек, причем туда входят как сунниты, так и шииты. Впервые организация публично заявила о себе в 2003 году, а в 2007-м организовала «Политический совет иракского сопротивления». По мнению экспертов, организация имеет финансовую поддержку «Братьев-мусульман» и придерживается хоть и исламистской, но умеренной идеологии. Несмотря на это, на счету организации похищение и убийство итальянского журналиста, а также ряд успешных военных операций против коалиционных сил и иракской армии. Зона действия — Багдад и «суннитский треугольник».

Интересно, что организация обладает очень мощным информационным ресурсом в странах Персидского залива. Пресс-секретарь организации И. Шиммари — фигура публичная. По его словам, организация зародилась в Ираке «за три месяца до поражения режима С. Хусейна». Подвергнем это сомнению, так как вряд ли сколько-нибудь мощная исламистская организация могла существовать в Ираке во времена С. Хусейна. Скорее всего, речь идет о бывших военнослужащих и спецслужбистах режима, которым «помогли» самоорганизоваться. При этом «антисаддамовская и исламистская риторика» руководителей организации понятна, она единственная выигрышная в настоящий момент. На это размышление наталкивает и имя руководителя организации — Исмаил Джибури, род которого очень влиятелен в стране и был представлен во все времена как в правящей верхушке, так и в оппозиционных партиях. В любом случае, очевидно, что спонсоры из Залива играют «по крупному» и на одну лошадь ставок не делают.

52.24MB | MySQL:103 | 0,439sec