О газовой войне между Марокко и Алжиром

На фоне резкого роста цены на природный газ и энергетического кризиса в Европе между Марокко и Алжиром фактически разгорается газовая война. Дело в том, что 31 октября истекает 25-летнее соглашение о транзите газа в Испанию из Алжира через территорию Марокко, и обе страны обвиняют друг друга в нежелании подписывать новый договор. В результате может прекратить работу один из двух газопроводов, по которым Алжир экспортирует газ в Европу. Речь идет о трубопроводе Педро Дюрана Фаррелла, больше известного как газопровод Магриб-Европа (Maghreb-Europe Gas Pipeline — GME), который был запущен в ноябре 1996 года.

Данные о поставках также не вселяют уверенности, пишет издание The Arab Weekly[i]. Судя по информации испанского оператора, Алжир продлевать соглашение с Марокко не намерен. Остановка одного из  газопроводов из Северной Африки в Испанию грозит снижением поставок, и испанский оператор срочно провел тендеры на поставку СПГ. Выполнение контрактов на экспорт алжирского газа в Испанию и Португалию зависит от возобновления прав на транзит через территорию Марокко.

Эскалацию напряженности подогревают и все ухудшающиеся в последние месяцы отношения между Алжиром и Марокко, что в итоге даже привело к привело к разрыву дипломатических отношений. Напомним, что ранее между Алжиром и Марокко снова обострился политический конфликт из-за Западной Сахары, а алжирская государственная нефтегазовая компания Sonatrach объявила, что построила соединительный газопровод на магистрали Магриб- Европа (GME), чтобы перебрасывать объемы газа на  газопровод Medgaz.

На ноябрь испанские импортеры газа не стали заказывать мощности газопровода Магриб — Европа (GME). Об этом сообщает S&P Global Platts со ссылкой на оператора испанской газотранспортной системы Enagas. Таким образом, можно сделать вывод, что Алжир не собирается продлевать контракт на марокканский транзит и сохранит поставки только по одному газопроводу — Medgaz, считает агентство. Глава МИД Испании Хосе Мануэль Албарес сообщил, что в конце сентября Мадрид получил гарантии от Алжира, что тот покроет все потребности Испании в газе.

В Алжире утверждают, что увеличили мощности Medgaz до 10,5 млрд куб. м в год. Проектная мощность газопровода позволит подать в Испанию в ноябре-марте 3,66 млрд куб. м газа.

В то время как, по данным платформы операторов ЕС ENTSOG, за пять месяцев прошлого отопительного сезона по двум магистралям транспортировали на Пиренейский полуостров 5,76 млрд куб.  м газа.  Очевидно, что теперь Испании остается рассчитывать на поставки алжирского газа в виде СПГ. Это подтверждает и сам оператор Enagas[ii].

В сентябре и октябре испанский оператор  провел два экстренных тендера на бронирование мощностей испанских терминалов СПГ — на 45 танкеров. Enagas сообщает, что аукцион прошел успешно и с ноября по март в Испании ожидают прихода 136 газовозов, тогда как за пять месяцев прошлого отопительного сезона их количество составило 86 единиц. Разница в 50 судов позволяет рассчитывать, что потребители дополнительного получат 4-5 млрд куб. м газа, а это больше, чем может выпасть из-за остановки марокканского транзита алжирского газа.

Издание The Arab Weekly констатирует, что, поскольку две североафриканские страны отвернулись друг от друга, большие надежды на промышленное сотрудничество, которые существовали в 1996 году, рухнули, а вместе с ними и возможность создания так называемого «химического Магриба», который позволил бы региону более тесно включиться в мировую торговлю. В результате теряется возможность создания сотен тысяч потенциальных рабочих мест в регионе Магриба, где безработица среди молодежи и бедность высоки как никогда. Газопровод мог бы принести больше стабильности и увеличение доходов. Неопределенность в отношении ее будущего стала символом отсутствия лидерства, которое десятилетиями преследовало Северную Африку. Также The Arab Weekly сообщает, что ежегодно Марокко получает за транзит алжирского газа около 50 млн долларов.

«Недоверие между Алжиром и Марокко насчитывает почти шесть десятилетий», продолжает The Arab Weekly. По мнению издания, в основе этого ожесточенного соперничества лежит конкуренция за роль ведущей региональной державы, и именно это препятствует более широкому экономическому сотрудничеству между странами Северной Африки. Неспособность открыть границы и стимулировать торговлю и инвестиции в странах Магриба снизила темпы роста по меньшей мере на два процентных пункта, способствовала бегству капитала и лишила регион с высоким уровнем безработицы огромных объемов инвестиций, как частных, так и государственных, национальных и международных. Ни ЕС, ни США не смогли или, как утверждают критики, не захотели сблизить Марокко и Алжир.

[i] https://thearabweekly.com/algeria-morocco-tensions-jeopardise-maghreb-europe-gas-supplies

[ii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-10-15/spain-boosts-gas-import-capacity-in-hunt-for-winter-supplies

52.21MB | MySQL:103 | 0,473sec