О племенном и энергетическом факторах йеменского конфликта. Часть 1

Завершается восьмой год конфликта в Йемене, который привел к гибели 135 тысяч человек и полному разрушению экономики и инфраструктуры этой беднейшей арабской страны. Главными антагонистами конфликта являются движение хоуситов «Ансар Аллах» с одной стороны и аравийская коалиция в составе Саудовской Аравии и ОАЭ. Сами хоуситы предпочитают называть себя и своих сторонников термином «армия и ополчение», подразумевая хоуситские вооруженные формирования и наиболее боеспособную часть йеменской армии времен покойного президента Али Абдаллы Салеха, перешедшую на их сторону. Что касается йеменских клиентов Саудовской Аравии и ОАЭ, то здесь наблюдается полный раскол. Правительство просаудовского президента Абд Раббо Мансура Хади фактически контролирует только провинции Махра и Хадрамаут (при большой самостоятельности Хадрамаута в экономических вопросах). Аден, Абъян и Аль-Байда находятся под контролем Южнойеменского переходного совета (ЮПС), то есть сепаратистов, тесно связанных с ОАЭ и желающих восстановления НДРЙ. Партия «Ислах» имеет преимущественное влияние в провинции Шабва и в окрестностях Таиза. До недавнего времени позиции «Ислаха» были сильны и в провинции Мариб, но сейчас ситуация кардинально меняется.

С февраля текущего года хоуситы проводят третью стадию военной операции «Наср аль-Мубин», направленную на полное взятие под контроль провинции Мариб. К настоящему времени по контролем хоуситов находятся 10 из 12 мудирий (уездов) провинции. Хоуситы находятся в нескольких километрах от столицы провинции. Эта операция преследует несколько целей.

Во-первых, Мариб является последним крупным пунктом на севере Йемена, неподконтрольным хоуситам. Овладение этой провинцией полностью снимает и угрозу безопасности Сане (она находится на расстоянии 120 километров от Мариба). Продолжается вялотекущее военное противостояние в Таизе и окрестностях Ходейды, но оно не имеет решающего значения.

Во-вторых, на территории Мариба расположены крупнейшие нефтяные и газовые месторождения Йемена, основа доходов правительства Хади в Адене. Наконец, хоуситы хотели бы до конца года добиться решающего перелома в войне с Саудовской Аравией. По сообщению газеты «Рай аль-Йаум» со ссылкой на источник в руководстве этого движения, хоуситы крайне обеспокоены ведущимися в настоящее время между Ираном и КСА переговорами о нормализации отношений. Они боятся, что Йемен станет разменной картой в саудовско-иранской сделке. Исходя из этого, им необходимо как можно скорее закрепить свои позиции на будущих переговорах с саудитами.

Еще 2-3 года назад провинция Мариб считалась одной из самых благополучных в Йемене. Провинциальные лидеры зачастую использовали свои финансовые ресурсы гораздо эффективнее, чем правительство в Адене. По сравнению с Аденом, погруженным в анархию и разруху, Мукалла и Мариб выглядели островками стабильности, безопасности и относительного (по йеменским меркам) благополучия. Питер Солсбери, эксперт по Йемену в Intern    ational Crisis Group, констатировал: «В Хадрамауте и Марибе локальным лидерам удалось построить собственные системы управления. Они сумели генерировать внутренние доходы и иностранную помощь для оплаты людей, делающих полезную работу». Губернатором Мариба в течение долгого времени является Султан аль-Арада. Он признавал, что не перечисляет деньги центральному правительству, но к этому его вынуждают наплыв беженцев и невыполнение правительством Хади своих обязательств по выплате зарплат государственным служащим и оплате коммунальных и дорожных работ. Генерал аль-Арада отмечал, что налоги, собираемые в Марибе, идут на финансирование армейских частей, защищающих провинцию от хоуситов, а также на оплату услуг электростанций в Марибе, Шабве и Джауфе. В течение последнего года ситуация в Марибе изменилась к худшему в связи с наплывом беженцев. Их в провинции сейчас насчитывается около 2,2 млн. Многие сосредоточены в 124 палаточных городках.

Можно выделить три компонента вооруженных формирований, принимающих участие в защите Мариба от хоуситов.

Во-первых, отряды ЮПС, часто с преобладанием салафитов. Их хоуситы называют «наемниками ОАЭ, связанными с «Аль-Каидой» (запрещена в России)».

Во-вторых, вооруженные формирования партии «Ислах».

В-третьих, местное племенное ополчение, мобилизованное Султаном аль-Арадой. С последним у КСА и ОАЭ все чаще возникают проблемы. Хоуситы ведут успешную политику по заключению мирных договоров с племенами и их отколу от правительства Хади.

При этом племенам гарантируются местное самоуправление и часть доходов от нефти и газа. По существу, хоуситы придерживаются той же тактики, что и иракское правительство в ходе борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Племена изгоняют со своих территорий «саудовских и эмиратских наемников», но при этом сохраняют свободу действий. Соглашения о нейтралитете либо об альянсе с хоуситами были заключены с крупнейшими племенами провинции мурад и абида. Политический аналитик из Саны Хусейн аль-Бухайти, близкий к движению хоуситов, отметил в интервью телеканалу «Аль-Джазира», что «Большинство бойцов, наступающих на Мариб, родом из этой провинции. При освобождении какого-либо региона хоуситы используют его уроженцев, и это хороший знак. Если бы народ Мариба был против хоуситов, они не продвинулись бы и на километр». Журналисты ливанской газеты «Аль-Ахбар» отмечают, что хоуситы все чаще выигрывают битву за умы и сердца племен у своих соперников. До конфликта саудовское руководство вплотную работало и часто успешно с шейхами йеменских племен. Однако война заставила многие племенные объединения пересмотреть свои позиции. Ливанские журналисты выделяют несколько факторов недовольства племен саудовской политикой.

Во-первых, частое невыполнение Эр-Риядом своих обещаний.

Во-вторых, неспособность коалиции обеспечить их безопасность. В 2015 году Эр-Рияд и Абу-Даби обещали, что «конституционный порядок» в Йемене будет восстановлен в течение года, но так и не добились каких-либо результатов.

В-третьих, нежелание, чтобы война проходила на их территории. Перспективы Саудовской Аравии и ее йеменских клиентов вызывают разочарование даже у сторонников Хади среди северян.  Один из депутатов йеменского парламента, расквартированного в Адене, пожелавший остаться неизвестным, заметил в беседе с корреспондентом «Аль-Ахбар»: «Мы разочарованы в продолжающейся войне, и не хотим становиться наемниками Эмиратов или жить в стране беженцев. Сейчас необходимо договориться с хоуситами. Хоусит для меня – это благородный брат (ах карим) и сын благородного брата (ибну’ль ах карим)».

Наряду с племенным фактором не меньшую роль в йеменском конфликте играет и фактор энергетический. Борьба за нефтяные ресурсы провоцирует конфликт уже между различными компонентами, объединенными вокруг правительства Хади. Об этом пишет бывший эксперт ООН по Йемену Фернандо Карвахаль, в 2016-2019 годах живший  работавший в этой стране в статье «Йемен может столкнуться с новой войной на богатом нефтью Юге». В ней аналитик освещает соперничество ЮПС и партии «Ислах» за контроль над объектами ТЭК.

53.34MB | MySQL:103 | 0,684sec