Россия расширяет «зерновой» плацдарм в Алжире

Наметившийся в июне текущего года российский прорыв на алжирском зерновом рынке в октябре стал реальностью. По данным источников АНДР, Россия на 20 октября поставила ей свыше 79 тысяч тонн пшеницы и других зерновых культур.

Большая часть этого объема приходится на 60 000 тонн пшеницы, отправленных, по данным алжирских источников, в октябре «из российского порта Тамань на Черном море в два порта в Алжире, и груз уже принят».

Они обращают внимание на то, что поставки осуществил «третий экспортер России — Demetra Trading, один из крупнейших торговцев зерном в России, причем один из крупнейших российских банков ВТБ вложил капиталы в несколько российских терминалах по экспорту зерна на побережье Черного моря».

Также подчеркивается, что «это первая крупная подобная поставка России в Алжир с 2016 года».

Напомним, что торговле России с АНДР зерном препятствовали установленные алжирским государственным зерновым агентством OAIC нормы пораженности зерна насекомыми-вредителями, в первую очередь, клопом-черепашкой, по которым соответствующая российская продукция не могла попасть на ее рынок.

Однако в октябре 2020 года стороны договорились пересмотреть эти ограничительные нормы к ввозимому зерну, что дало Москве возможность возобновить соответствующие поставки.

Первой «ласточкой» стало прибытие в Алжир в июне текущего года двух российских зерновозов. Примечательно, что произошло это на фоне разгоревшегося скандала с поставками ему французского зерна, в котором по версии официальных властей АНДР обнаружили по меньшей мере туши двух мертвых свиней.

В результате это зерно стало непригодным для употребления в пищу алжирцами, абсолютное большинство которых являются мусульманами.

Французские производители зерна, контролировавшие до последнего времени большую часть зернового рынка АНДР, связали два этих события воедино, подозревая алжирцев и россиян в ведении «нечистоплотной игры».

И теперь наметившаяся тенденция к замещению соответствующей французской продукции получила дополнительное развитие, создавая для Парижа риск утраты статуса главного зернового поставщика Алжира.

В этом их представители усматривают «политический заговор».

Однако предположим, что главную роль здесь сыграли ценовые особенности – французское зерно по своей классификации проходило как «первоклассное», но с учетом увеличения его стоимости на мировом рынке алжирские власти на фоне заметного снижения собственных урожаев и запасов валюты были вынуждены заменить его более дешевым и менее качественным российским.

И подобное алжирское стремление усилилось произошедшими в октябре текущего года историческими спорами лидеров АНДР с французским президентом Эммануэлем Макроном. Будучи сильно задеты высказываниями последнего, первые мотивированы ему дополнительно отомстить и наказание с использованием российских конкурентов – отличный для этого способ.

Причем доставлении в Алжир сразу 60 тысяч тонн российского зерна является, по мнению французских производителей пшеницы, началом войны и полномасштабного наступления Москвы на их позиции в этой стране. Причем произошло оно в тот момент, когда они оказались особенно уязвимы по вине прежде всего самого Макрона, «втянувшегося в ненужные и болезненные для алжирского самолюбия споры».

Для того, чтобы удержать за собой хотя бы часть прежних позиций, они намерены попытаться объединить соответствующие усилия с коллегами (и одновременно конкурентами) прежде всего из Евросоюза (в первую очередь Германии, Латвии и Литвы), а также Канадой, США и Аргентиной.

Объясняя свои действия, представители профильных алжирских органов, включая государственное агентство OAIC, заявляют: «диверсификация наших поставщиков является частью нашей стратегии роста, которая облегчит условия закупок пшеницы на международном рынке, расширяя конкуренцию между поставщиками пшеницы, что способствует ее получению по наиболее приемлемым ценам».

При этом у России, являющейся одним из крупнейших производителей зерна разного качества и видов, имеются все необходимые условия для борьбы за четвертый по значимости зерновой рынок мира.

И бороться в данном случае есть за что: по итогам 2018-2019 года Алжир стал четвертым по величине импортером пшеницы (7,52 млн тонн) после Египта (12,3 млн тонн), Индонезии (10,9 млн тонн) и Филиппин (7,54 млн тонн).

Так, согласно статистике американского источника Trade Data Monitor (TDM), переданной ему Министерством сельского хозяйства США, страны еврозоны предоставили Алжиру около 5.94 млн тонн пшеницы в 2020-2021 годах, что составляет 78% от его общего объема закупок при общем потреблении там пшеницы в 11 миллионов тонн в год.

Власти АНДР поставили себе задачу в краткосрочной перспективе снизить зависимость от иностранных поставщиков за счет развития собственной зерновой отрасли, чему препятствуют климатические особенности страны.

Причем в среднесрочной перспективе эта зависимость только усугубится. Согласно данным, подготовленным Agritel, организации, специализирующейся на управлении рисками на сельскохозяйственных рынках, уже сейчас североафриканский регион стал рекордсменом в потреблении пшеницы на планете (30 млн тонн в 2019 — 2020 годах). И «через тридцать лет Западная Европа уже не сможет восполнять потребности стран Магриба в производстве зерновых и особенно пшеницы, из-за дальнейшего ухудшения климата».

На этом фоне происходит дальнейшее увеличение стоимости зерновых на рынке. Соответственно, алжирские власти встревожены стремительным ростом на мировых рынках цен на пшеницу, что угрожает продовольственной безопасности их страны.

Так, 25 октября ее стоимость достигла самого высокого уровня за последние месяцы в результате более низкого, чем ожидалось, объема производства, вызванного засухой, поразившей северо-запад Соединенных Штатов и Канаду в начале лета.

В частности, по данным из США, цена бушеля (около 27 кг) озимой пшеницы SRW (Soft Red Winter), продающейся на Чикагской бирже, вырос до рекордных показателей 7.67 доллара; яровой пшеницы достигло 10.31 доллара впервые с июля 2012 года.

В результате за один месяц цена на пшеницу в Европе подскочила на 30 евро, поднявшись до отметки в 280 евро за тонну.

Независимые эксперты объясняют это ростом цен на нефть и газ, поскольку резкое увеличение их стоимости сильно повлияло на производство сельскохозяйственного и продовольственного сырья. В частности, это также отразилось и на ценовом росте электроэнергии, вызвавшем увеличение стоимости удобрений.

В подобных условиях привлекательность соответствующей российской продукции заметно выросла. Не случайно, что своей ближайшей задачей на сезон 2021 — 2022 годов по данным алжирских источников Москва видит достижение зернового экспорта в АНДР в объеме миллиона тонн одной только пшеницы, что в первую очередь нанесет урон производителям из Европейского союза.

Заметим, что привлекательность российского зерна осталась высокой даже после того, как летом текущего года власти РФ заметно увеличили заградительные пошлины на вывоз зерна после того, как выяснилось, что его урожай в текущем году оказался ниже прогнозируемого.

Как представляется, в перспективе серьезную конкуренцию России на зерновом рынке АНДР может составить Украина. Впрочем, в результате продолжающегося энергетического кризиса Киев может заметно уступить Москве в ценовой составляющей.

Заметим, что потенциальные возможности России в АНДР здесь гораздо выше заявляемых одного миллиона тонн. В том числе по причине его непростых отношений с той же Францией. Ей необходимо воспользоваться их историко-политическими разногласиями для того, чтобы обеспечить российским производителям максимальные выгоды.

И допущенные Макроном ошибки создают для этого дополнительные основания и ими надо воспользоваться. Как представляется, Россия вполне могла бы «застолбить» за собой на алжирском рынке 2 – 3 млн тонн поставок зерна, а может быть, и больше.

Причем было бы неправильно полагать, что через какое-то время в Алжире это забудут, поскольку все это накладывается на очень непростую и порой трагичную совместную историю этих стран.

Заметим, что дальнейшему продвижению соответствующей продукции способствуют и сложившиеся между сторонами длительные доверительные отношения по военно-техническому сотрудничеству.

52.26MB | MySQL:103 | 0,462sec