Законодательные инициативы правительства Израиля. Часть 3

Долгожданный бюджет

После бюджета 2019 года, который был принят в 2018 году, Израиль, в связи с бесконечной чередой выборов, вот уже два года живет без этого экономического инструмента. Расходы примерно ориентируются на бюджет 2019 года, что все труднее сделать, так как эпидемия коронавируса изменила структуру расходов практически полностью. В Израиле давно не было такого количества безработных, банкротств и огромных медицинских расходов, которые никто не мог предусмотреть.

23 декабря 2020 года Кнессет вновь был распущен без принятия бюджета, вместо которого был утвержден  «промежуточный финансовые пакет». Меры, одобренные Кнессетом, включали привязку бюджета к темпам роста населения, а не к индексу потребительских цен. Это изменение увеличило предварительный бюджет на следующий год на 4,5 миллиарда шекелей до 419 миллиардов шекелей. Этом  государство должно было жить до конца 2021 года – жить без нового реального бюджета, что очень разрушительно для экономики.

Еще в августе 2021 госконтролер Матаньягу Энгельман в своем отчете сообщал, что из-за отсутствия бюджета предыдущее правительство под руководством Биньямина Нетаньяху оказалось не подготовленным к борьбе с эпидемией COVID-19. Отмечалось, что из-за отсутствия бюджета на 2020 год, в правительстве работали по бюджетному плану 2019 года, который был принят в марте 2018 года , что практически исключало какие-либо гибкие механизмы, позволявшие ускорить принятие решений и финансирования  в рамках борьбы с эпидемией COVID-19.

В отчете госконтролера указывалось, что правительство прибегло к 4 элементам защиты экономики в рамках борьбы с COVID-19, однако тут же ввело карантин, предоставив предпринимателям и тем, кто остался без работы финансовые выплаты. Стоимость этих программ в прошлом году составила порядка 2,02 млрд шекелей  или 631 млн долларов.

В отчете подверглась критике неподготовленность минфина к пандемии и тот факт, что программы экономической помощи населению и бизнесу были реализованы частично без надлежащего профессионального подхода и без должных различий. То есть, в основном, в преддверии очередных досрочных выборов Минфин под управление Исраэля Каца (Ликуд) ориентировался лишь на популизм и на помощь своему электорату.

Приход к власти нового правительства «перемен» под совместным управлением Н.Беннета и Я.Лапида, поставил вопрос о новом бюджете в шкале приоритетов на первое место. Ведь согласно закону о Кнессете, не утверждение в срок до середины ноября бюджета на следующий год, приводит к автоматическому роспуску Кнессета и назначению новых выборов.

Для создания правительства «перемен» практически все партии, особенно правого толка, были вынуждены пойти на многие политические компромиссы, как с партиями левого толка, а самое главное с лидерами арабского списка РААМ. Плюс непрерывная идеологическая атака на них со стороны оппозиции и в основном со стороны Ликуда, о «продаже» правых идеалов, в случаи досрочных выборов может практически стереть с политической карты партии «Ямина» и «Новая надежда», под управления Нафтали Беннета и Гидеона Саара. Так же не очень радужные перспективы при досрочных выборах и у партии НДИ, лидер которой Авигдор Либерман, занимает сегодня пост министра финансов. Не много перспектив и у партий МЕРЕЦ и Авода, впервые за долгие годы попавшие в правительство , но не успевающие, в случаи досрочных выборов,  что-то конкретное сделать для своего электората.

В этой связи все почти все заинтересованные лица «правительства перемен» несмотря на массу разногласий, стараются не раскачивать лодку, а как можно безболезненнее для своего имиджа проскочить основной экзамен и утвердить бюджет.

Поэтому утверждение проекта государственного бюджета в первом чтении прошло для коалиции Нафтали Беннета почти безболезненно. Как и следовало ожидать, разногласия между партиями, формирующими коалицию, были преодолены достаточно легко – никому в этой коалиции не хочется спешить на избирательные участки. Более того, в отличие от бюджетов предыдущих годов, на сей раз большая часть требований и разногласий обсуждались уже перед голосованием в первом чтении, а не были оставлены «на потом». Это тоже свидетельствует о стремлении закончить политические баталии вокруг бюджета ранее обычного, не оставляя их на последний момент.

Государственный бюджет на 2021–2022  год должен быть утвержден до 14 ноября, но на фоне постоянных потрясений в коалиции приняли решение завершить утверждение бюджета и закона о регулировании хозяйства на две недели раньше, до 31 октября, чтобы 1 ноября начать обсуждение госбюджета в кнессете.

27 октября финансовая комиссия утвердила размер госбюджета на 2021–2022  годы. Государственный бюджет на 2021 год, включая расходы на борьбу с эпидемией коронавируса и выплаты по долгам, составляет примерно 609,1 млрд шекелей. Бюджет на 2022 год после добавления дополнительных 10 млрд шекелей на борьбу с эпидемией коронавируса составит 572,9 млрд шекелей. В рамках бюджета утверждены прибавки к средствам на обеспечение коалиционных соглашений: на 2021 год – 326 млн шекелей, на 2022 год – 400 млн шекелей.

52.99MB | MySQL:103 | 0,622sec