О некоторых аспектах турецко-иракских отношений

В последнее время наблюдается активизация различных направлений турецко-иракских отношений. Руководство обеих стран проявляет стремление к углублению двустороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе. Окончание 2008 г. было ознаменовано рядом многообещающих заявлений относительно дальнейшего экономического сотрудничества, прозвучавших в ходе визита в Турцию премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в сопровождении представительной делегации. Премьер-министр Малики встретился с президентом А.Гюлем и премьер-министром Т.Эрдоганом, а иракские министры торговли, электроэнергетики, транспорта, иностранных дел повели переговоры со своими турецкими коллегами.

В результате проведенных встреч Турция и Ирак заявили о намерении:

— создать зоны свободной торговли в приграничных районах;

— открыть второй пропускной пункт на турецко-иракской границе;

— подписать соглашение о свободной торговле;

— сотрудничать в области сельского хозяйства и водных ресурсов;

— привлечь турецкие компании для создания транспортной инфраструктуры в Ираке;

— поощрять совместные предприятия в сфере финансов и банковского дела;

— увеличить пропускную способность нефтепровода Киркук-Юмурталык и обеспечить участие иракского природного газа в проекте Набукко, транспортируя его через территорию Турции;

— ускорить процесс открытия турецкого консульства в городе Басра.

Премьер-министр Ирака высказался по болезненному для Турции вопросу борьбы с терроризмом, подчеркнув готовность поддерживать любые антитеррористические меры. Несмотря на то, что данное обещание соответствует ожиданиям Турции, некоторые турецкие наблюдатели отмечали, что речь не шла о конкретных мерах. «Мы не должны позволить террористическим организациям, особенно террористической организации РПК испортить наши отношения», — заявил иракский премьер-министр. Малики также выразил готовность содействовать диалогу Анкары с руководством Курдской автономии.

Премьер-министр Т.Эрдоган отметил, что Турция рассчитывает на взаимодействие с Вашингтоном и Багдадом в вопросах борьбы с терроризмом. И Турция, и Ирак сталкиваются с данной проблемой и заинтересованы в сотрудничестве. Стоит упомянуть, что новый президент США Б.Обама в своих предвыборных выступлениях осуждал политику США в Ираке, которая привела к активизации террористической деятельности РПК и породила напряженность в американо-турецких отношениях. Данные высказывания позволяют Анкаре надеяться на то, что Вашингтон с особым вниманием отнесется к проблемам, с которыми сталкивается Турция.

В то же время, очевидно, что Турции и Ираку не удалось достичь взаимопонимания по вопросу борьбы с РПК. Визит проходил на фоне заявлений президента Ирака Д.Талабани о том, что «решение можно достичь только политическим путем и при помощи диалога, а не за счет вооруженной борьбы.»

В ближайшем будущем Анкаре и Багдаду предстоит решать вопросы обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом в условиях постепенного вывода американских войск из Ирака. (В ноябре 2008 г. США и Ирак подписали соглашение, определяющее статус американских вооруженных сил в Ираке, — Status of Forces Agreement (SOFA). В соответствии с данным соглашением американские солдаты должны покинуть города Ирака к июлю 2009 г. и будут полностью выведены из Ирака к 2012 г.) Последствия ухода американских солдат трудно предсказать. Несмотря на то, что министерство обороны Ирака заявило о готовности взять на себя обеспечение безопасности в стране даже в случае ускоренного вывода американской армии, сохраняется угроза возникновения гражданской войны и распада Ирака. Для Турции подобные перспективы, прежде всего, связаны с проблемой терроризма.

Визит министра иностранных дел Ирака Х.Зебари в Анкару, состоявшийся 23-24 января, был посвящен обсуждению такой сложной проблемы как присутствие боевиков РПК в северных районах Ирака. Х.Зебари был принят высшим руководством Турецкой Республики: президентом А.Гюлем и премьер-министром Т.Эрдоганом, а также провел переговоры со своим турецким коллегой А.Бабаджаном.

Анкара опасается активизации деятельности РПК после ухода американцев и негативного отношения иракских властей к турецким вторжениям и обстрелам территории Ирака. По этой причине ключевым вопросом повестки дня визита Х.Зебари стало турецко-иракское сотрудничество в борьбе с РПК.

Стороны договорились о создании в г.Эрбиль объединенного командного центра, в задачу которого будет входить координация действий и организация обмена разведданными. Подобное сотрудничество предусмотрено существующим трехсторонним (Турция-США-Ирак) механизмом по борьбе с терроризмом, однако раньше центром обмена данными был Багдад, расположенный далеко от турецко-иракской границы, что затрудняло оперативность действий. Расположение командного центра в непосредственной близости к районам базирования боевиков РПК позволит ускорить процесс осуществления конкретных мер. Планируется обеспечить постоянное присутствие в Эрбиле представителей трех стран. Создание центра в г.Эрбиль — столице Курдской автономии, означает вовлечение иракских курдов в решение вопросов, связанных с РПК. На пресс-конференции, состоявшейся после переговоров, Х.Зебари отметил, что с удовлетворением воспринимает согласие турецкого руководства на создание командного центра в Эрбиле.

Действительно, после ухода американцев из Ирака Турция вынуждена будет договариваться о проведении трансграничных операций против скрывающихся в горах северного Ирака боевиков РПК уже не с представителями США, а с иракскими властями. Анкара предпочитает обсуждать данный вопрос с Багдадом, а не с руководством Курдской автономии, глава которой М.Барзани негативно относится к вторжениям турецкой армии. Все же после ухода американцев, Турции придется пойти на более тесные контакты с иракскими курдами по данному вопросу. Во всяком случае, уже на данном этапе предполагается участие представителей Курдской автономии в обмене разведданными и их присутствие в составе иракской группы в новом командном центре.

Кроме того, не ясно, как будет работать трехсторонний механизм по борьбе с терроризмом после вывода американских солдат из Ирака. Очевидно, что США останутся важным игроком в Ираке, но, скорее всего, попытаются адресовать Анкару к иракскому руководству, мотивируя это тем, что Ирак больше не находится под контролем американской армии.

Как Багдад, так и Анкара заинтересованы в том, чтобы наладить новый формат сотрудничества, не дожидаясь ухода американцев. Министр иностранных дел Ирака подчеркнул, что стороны намерены реализовать достигнутую договоренность «в течение нескольких недель».

В свою очередь А.Бабаджан приветствовал решимость Багдада сотрудничать с Турцией по проблеме РПК, но твердо заявил, что «непременным условием полной нормализации турецко-иракских отношений является ликвидация деятельности РПК на территории Ирака». По словам турецкого министра, Анкара ожидает конкретных шагов в данном направлении, прежде всего, от руководства Курдской автономии. Подтверждением стремления Турции к улучшению отношений с Ираком служит озвученное президентом А.Гюлем намерение посетить Ирак с визитом.

Багдаду необходимо поддерживать диалог с Анкарой по проблеме борьбы с терроризмом, так как, по сути дела, иракское правительство не располагает возможностями предотвратить операции турецкой армии против боевиков РПК. Начальник Генштаба Ирака Б.Зебари, комментируя обстрелы иракской территории силами турецкой и иранской армий, открыто заявил, что иракская армия не в состоянии противостоять своим соседям, «с тем вооружением, которым располагает армия, она может только бороться с террористами». Стоит отметить высказывание Б.Зебари (курда по национальности) о том, что в иракской армии слишком мало курдов – всего 8,2 %. Вызвано это тем, что в армии существуют противостоящие курдам группировки, препятствующие увеличению их численности в военных структурах Ирака. По мнению Б.Зебари, численность курдов в иракской армии должна быть увеличена до 20 %.

В то же время из Курдской автономии поступают некоторые сигналы, направленные на повышение доверия и улучшение отношений с Турцией. Накануне выборов в местные органы власти в Ираке М.Барзани заявил, что «речь не идет об отделении курдов от Ирака. Курды стремятся не к распаду Ирака, а к единству сильного и демократического Ирака».

Оживленную реакцию вызвало начало телевещания на курдском языке в Турции и разрешение на открытие отделений курдского языка и литературы в ряде турецких университетов. Ведущие политики и ученые иракского Курдистана заявили о готовности к всестороннему сотрудничеству с турецкими ВУЗами.

В целом, в преддверии ухода американцев из Ирака руководство Турции и Ирака пытается создать и укрепить новые основы двусторонних отношений, сформировать механизмы взаимодействия, способные привести к решению застарелых проблем.

52.21MB | MySQL:103 | 0,626sec