Хартум и Джуба после вердикта МУС: основные сценарии

Чем ближе день, когда судьи Международного уголовного суда (МУС) огласят свой долгожданный вердикт по делу президента Омара аль-Башира (привлекать к уголовной ответственности или нет), который, как ожидается, будет отрицательным для суданского лидера, тем больше возникает вопросов, объединенных одной темой «а что будет после того, как суд выпишет ордер на арест аль-Башира?».

Задаются этим вопросом и недавние (до 2005 года) заклятые враги суданского лидера, а теперь его партнеры по правящей коалиции южане, которые провели 19-20 января 2009 года заседания Политического бюро Суданского народно-освободительного движении (СНОД). Главная тема встречи – обсуждение перспектив развития ситуации в стране после выдачи ордера на арест аль-Башира. По итогам встречи Политбюро СНОД постановило: «подтвердить прежнею положительную позицию в отношении деятельности МУС и сотрудничества с международным сообществом … создать комитет под руководством его [СНОД – автор] председателя с целью мониторинга текущей ситуации и реагирования на неё, а также обратиться к НКС с просьбой взять под контроль ситуации, проявляя при этом мудрость и выдержку».

В ходе дебатов на южносуданском политбюро были рассмотрены пять вариантов действий на случай выдачи ордера МУС в отношении аль-Башира. Правда, достоянием общественности сал всего лишь один из них, но зато самый радикальный: немедленное отделение Юга от Севера и провозглашение в одностороннем порядке независимости, в случае если команда аль-Башира, объявленного в международный розыск пойдет на крайнее меры (объявит вне закона ЮНАМИД, формально разорвет Всеобъемлющее мирное соглашение и т.д.).

На сегодняшний день нам известны два южносуданских варианта мер, направленных на стабилизацию положения после принятия МУС решения о выдаче ордера на арест главы Судана: предложить аль-Баширу добровольно уйти в отставку и незамедлительное создание суверенного Южного Судана.

Итак, насколько же эти меры адекватны сложившейся ситуации и действительно ли они помогут южанам без потерь пережить бурю, которая ожидается со дня на день? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит повнимательнее рассмотреть каждый из этих двух сценариев.

Для начала изучим сценарий с просьбой СНОД к аль-Баширу, как лицу, привлеченному к уголовной ответственности, покинуть президентский пост. Стоит сразу отметить, что и сам суданский лидер не исключает принятия им такого решения, однако лишь в том случае «если это будет решение суданского народа», особо подчеркивая, что в случае давления со стороны иностранных держав, он будет «сражаться до конца».

Какие же выгоды приобретет СНОД в случае досрочной отставки действующего суданского президента. На наш взгляд это:

— формальный переход важнейших властных полномочий к первому вице-президенту Сальве Кииру;

— укрепление авторитета СНОД в глазах международной общественности;

— возможность более быстрого и успешного завершения процесса политического примирения в Дарфуре;

Теперь рассмотрим, чем невыгоден для СНОД и его руководства вынужденный уход аль-Башира с политической сцены:

— Приход к власти Сальвы Киира, невзирая даже на то, что эта нормальная процедура для развитых демократических стран, вызовет волну возмущения среди традиционного и консервативного по свои взглядам северосуданского истеблишмента. Представители последнего будут подозревать Киира в том, что теперь процесс воплощения в жизнь ВСМ станет «игрой в одни ворота», а значит нового президента надо также будет «попросить уйти», что ставит Судан на грань новой полномасштабной войны между Югом и Севером;

— В соответствии с суданской конституцией 2005 года «президент республики по согласованию с вице-президентами формирует национальное правительство», а, следовательно, в случае отставки аль-Башира в отставку должно уйти всё правительство национального единства;

— Отставка нынешнего суданского кабинета ставит под угрозу реализацию ВСМ;

Таким образом, получается, что в случае досрочного прекращения аль-Баширом своих президентских полномочий СНОД может лишиться практически всего, чего удалось добиться его руководству за последние три года. Скорее всего, именно этим можно объяснить то, что официально СНОД пока не предложил аль-Баширу вариант досрочной отставки, лишь призвав его активно сотрудничать с МУС.

Теперь второй вариант: что получит СНОД, пойдя на отделение Южного Судана и одностороннее провозглашение независимости Юга?

Начнем с выгод, которые сулит реализация данного сценария:

— выход из под действия режима международных санкций, которые наложены на Республику Судан;

— полный контроль над нефтяными месторождениями Юга;

— увеличение иностранных инвестиций в южносуданскую экономику;

Но в то же время следует учесть, что у этого сценария существует и немало минусов:

— Досрочное провозглашение южносуданского суверенитета (даже с учетом того, что на это лидеров СНОД вынудят пойти действия Хартума), без проведения положенного референдума (должен состояться в 2011 году) означает односторонний разрыв ВСМ со стороны СНОД, что в таком случае развязывает руки радикально настроенным политикам Севера, которые вынудят аль-Башира направить войска на Юг, дабы удержать за Севером важнейшие нефтеносные районы страны;

— на Юге в настоящий момент идет достаточно активная борьба за власть, осложняемая набегами «Армией сопротивления Бога» (угандийские партизаны) и в случае превращения Юга в независимое государство все эти проблемы лишь усложнятся;

— также социально-экономическая инфраструктура Юга абсолютна не готова к немедленному вступлению в эру независимости;и

Наконец, самое главное, два вышеперечисленных варианта развитий событий в Судане по линии Джуба-Хартум не оставляют ни единого шанса для скорейшего мирного урегулирования дарфурского кризиса: в случае возможного широкомасштабного военного конфликта между Югом и Севером в него неизбежны будут втянуты все остальные регионы страны, включая Дарфур, где подразделения ЮНАМИД могут оказаться между «молотом» (вооруженные силы Хартума и его союзников) и «наковальней» (Суданская народно-освободительная армия и её союзники). Как итог развал Судана на несколько крупных регионов, управляемые различными военно-политическими группировками, а также полное фиаско всех миротворческих усилий, предпринятых международным сообществом за последние десятилетия.

52.22MB | MySQL:103 | 0,886sec