Немецкие подходы к решению водных проблем в странах арабского мира

Подходы к решению водохозяйственных проблем в странах арабского мира, осуществляемому при немецком партнерстве, базируются на ряде фундаментальных основ, приверженность к которым — неизменная линия федерального правительства.

Прежде всего, оно декларирует свободный доступ к безопасным для жизни и здоровья водным ресурсам и основным услугам по очистке воды. Этот доступ охватывает все аспекты: питание, образование, равенство полов, экономический рост. Несмотря на эти, казалось бы, очевидные постулаты, сегодня около 1,1 млрд человек, т.е. каждый шестой на планете, испытывают сложности в доступе к безопасной питьевой воде. Как результат этого положения следует рассматривать распространение болезней, ограничение способности детей в учебе, тяжелое положение женщин. Например, ежегодно более 1,6 млн детей моложе пяти лет умирают от болезней, связанных с нехваткой или низким качеством воды. Каждые двое из пяти живущих на Земле не имеют доступа к услугам по очистке воды. Вследствие этого человеческие фекалии стали главной угрозой для здравоохранения и качества ресурсов грунтовых вод.

Таким образом, безопасность воды становится одной из основных целей развития в нынешнем тысячелетии. Доступ к чистой питьевой воде позволит решить целый комплекс проблем, в числе которых снижение бедности и устранение голода; освобождение женщин и детей от обязанностей по доставке воды в дом; уменьшение материнской и детской смертности; распространение СПИДа, малярии и других болезней (80% их появления вызвано проблемами с водой); гарантия экологического равновесия.

В то же время практика показывает, что существующая кризисная ситуация, связанная с нехваткой воды или ее низким качеством, вызвана не фактической физической нехваткой водных ресурсов, а несовершенной системой управления ими, несуществующими или неработающими законами, отсутствием четко обозначенных обязанностей, неэффективной работой предприятий коммунального обслуживания, нерациональным использованием водных ресурсов, обстановкой коррупции в госструктурах. К этим проблемам прирастают новые, в том числе характерные для стран арабского мира: изменение климата, быстрый прирост населения, урбанизация и индустриализация, связанные главным образом с эксплуатацией недр, развитием нефте- и газодобычи. Данные обстоятельства увеличивают давление на ограниченные в этом регионе водные ресурсы. В результате загрязнение и злоупотребление водными ресурсами, по оценкам немецких экспертов, имеют тенденцию к развитию, вследствие чего взаимоотношения между различными водопользователями обретут дополнительную напряженность.

Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству и развитию (сокращенно BMZ) сделало водохозяйственный сектор приоритетным: на его программы ежегодно расходуется примерно 350 млн евро. Значительная часть этих программ реализуется немецким Обществом по техническому сотрудничеству (GTZ), которое выступает как многопрофильная коммерческая корпорация, находящаяся в собственности федерального правительства и представляющая его интересы посредством участия в 80 водохозяйственных программах в 46 странах мира. Актуальным региональным центром действий GTZ, кроме Латинской Америки и юго-восточной Европы, являются Ближний Восток и Северная Африка.

Примечательно, что GTZ в водохозяйственном секторе этих стран выступает представителем не только BMZ, но и ряда других немецких министерств. Его полномочия простираются даже шире: оно представляет интересы ряда международных организаций и частных предприятий.

Столь широкий спектр представительства объясняется позицией федерального правительства, которое считает, что вода — ключ к различным проектам по охране окружающей среды и основа деятельности всей инфраструктуры, включая подразделения по устойчивому развитию. Особенно большое значение это имеет для ряда стран с давними и нерешенными проблемами по водообеспечению, в том числе для стран арабского мира. Напомним, что по оценке Всемирного банка, Ближний Восток — это 5% населения в мире, на которые, однако, приходится лишь 1% глобальных запасов воды.

Главная водная стратегия GTZ, рассчитанная до 2015 года, базируется на решении двух проблем: обеспечение доступа к надежному водоснабжению и улучшение очистки воды. Таким образом, GTZ стремится оказать длительное воздействие на окружающую среду, изменения которой делают эту работу актуальной и безотлагательной. При этом Общество осознает и другую, более масштабную цель — делать более эффективной борьбу с болезнями, вызванными нехваткой или отсутствием необходимого качества воды, в том числе и социальными, среди которых одной из главных остается бедность.

Определяя для себя тактические задачи, GTZ указывает следующие:

— надежное водоснабжение, включая процессы поставки и очистки, улучшение экономического и технического управления процессами, соответствие человеческим ресурсам, подготовку персонала, оптимальные стоимостные решения по очистке, вопросы гигиены, информационную поддержку и посредничество при конфликтных ситуациях;

— реформирование водопользования, включая реструктуризацию соответствующих министерств, создание властных структур и других рычагов регулирования в водохозяйственном секторе, управление водными ресурсами, социально ответственную коммерциализацию, децентрализацию, подготовку правовой базы (водохозяйственных законов, генеральных планов, контроля и информационных систем управления);

— система ирригационного управления (обслуживание ирригационных систем, повторное использование водных ресурсов, управления водными ресурсами на фермах);

— регулирование и наблюдение в водохозяйственном секторе, включая проектирование и эксплуатацию системами, создание и укрепление контролирующих органов, составление руководящих принципов, процессы посредничества и арбитражных процедур;

— контроль управления водными ресурсами, включая организацию по охране и использованию бассейнов рек, информационный обмен, поддержку регионального сотрудничества, гармонизацию водной политики;

— экологическая очистка, включая очистные сооружения, обучение соответствующим технологиям, возможность повторного использования сточных вод, планирование, экспериментальное исследование, проектирование, соответствие международным стандартам и руководящим принципам экологической политики.

Повседневная практика взаимодействия GTZ с государствами арабского мира показывает, что Общество развивает и осуществляет свои водные программы в соответствии с принципами интегрированного управления водными ресурсами (IWRM). Это означает, что, применяя IWRM, GTZ гарантирует одинаковое уважение к трем основам человеческого развития: экономическому процветанию, социальной обусловленности и экологической устойчивости.

Немецкое общество технического сотрудничества реализует многосторонний подход в водохозяйственном секторе, работая на четырех уровнях: муниципальном, национальном, региональном и международном. Таким образом, в единую цепочку объединяются властные структуры, с которыми связано принятие соответствующих законов и политическое решение конкретной проблемы; стратегические и временные партнеры; информационное обеспечение и управление водными ресурсами, от которых зависит эффективность водопользования; приоритет национальных интересов, на котором базируется устойчивое развитие конкретной страны арабского мира и охрана ее экосистем.

В данном контексте следует рассматривать развитие водного сектора, к примеру, в Сирии. Особенность этой страны заключается в том, что более 85% всех водных ресурсов используются в сельском хозяйстве, доля которого составляет 30% ВВП и которое обеспечивает прямую и косвенную занятость работоспособного населения в размере 40%. Высокий прирост населения, продолжая урбанизацию и связанный с ней экономический рост, непрерывно усиливает нагрузку на экосистемы Сирии, в частности, давление на водные ресурсы. Результатом этого развивающегося процесса стала продолжающаяся уже не первый год опасность пригодности воды.

Одна из причин сложившейся ситуации состоит в том, что организационные структуры в водном хозяйстве Сирии не в состоянии способствовать эффективному управлению водными ресурсами. Это происходит из-за неразберихи, которая проявляется в несовершенных механизмах: от нечетко сформулированных должностных обязанностей и слабо скоординированных процессов планирования до определенных с указанием «примерно» потребностей в совершенствовании организации работы и цифр реальной потребности в воде.

Координация работ в водном секторе проводится специальной структурной единицей — Комиссией планирования государства (SPC). Однако в связи с тем, что информация по всему комплексу водохозяйственных вопросов распылена по различным подразделениям нескольких министерств и других учреждений, целостную картину происходящего названная комиссия создать не в состоянии. Поэтому невозможно получить ясное представление о развитии водного сектора на базовом уровне. Кроме того, Министерство жилищного строительства, которое несет ответственность за поставку питьевой воды и мероприятия по удалению сточных вод, до настоящего времени лишь в ограниченной степени выполняет свои обязанности. Чаще оно выступает как властная структура в деле формирования пакета инвестиций, по наблюдению и контролю регулирования водных питьевых ресурсов.

Следствием указанной системы хозяйствования со стороны министерства являются неизменно высокие потери воды и растущие расходы по восполнению этих потерь.

Еще хуже обстоит дело в такой сфере, как очистка и отвод муниципальных и индустриальных сточных вод. Данный сегмент хозяйства, несмотря на формальное признание его важнейшим в деле борьбы с болезнями (прежде всего, желудочно-кишечными заболеваниями) и их профилактикой, находится в зачаточном состоянии. В связи с этим в стране продолжается существенное загрязнение водных ресурсов.

Таким образом, основная немецко-сирийская составляющая — с помощью германской водной программы поддержать учреждения водного сектора в их попытке улучшить организационную структуру, чтобы добиться оптимального водопотребления различных групп потребителей. В этом отношении немецкие эксперты положились на многократно опробованные принципы упомянутого IWRM — интегрированное управление водными ресурсами.

Проводимая специалистами GTZ политика, направленная на укрепление руководства водохозяйственной сферой и контроль со стороны общественности, и всесторонняя реформа сектора позволяют поддерживать сотрудничество между различными участниками в водном секторе и обеспечивать эффективность их взаимодействия.

В течение запланированного периода (шести лет) программа проходит две фазы. В первой фазе, которая близится к завершению, особое значение придается пяти компонентам:

— укрепление регулирующей функции в области водоснабжения и отвода сточных вод;

— координация работы двух региональных предприятий в Алеппо и Дамаске по поставке необходимого водохозяйственного оборудования;

— сведение в единую систему территориального планирования на базе сотрудничества с Министерством местного управления и окружающей среды;

— определение конкретных стратегических и среднесрочных водохозяйственных задач силами сотрудников SPC в области водного управления сектором;

— создание при участии объединения сирийских инженеров и архитекторов (OSEA) четкого технологического плана всех видов водохозяйственных работ.

По замыслу немецких экспертов, реализация пяти перечисленных пунктов создаст благоприятные условия для эффективного управления сирийскими водными ресурсами.

Ведение работы современными методами позволит при поддержке соответствующих сирийских учреждений выполнить весь объем заданий в различных аспектах, включая технические, организационные и методические задачи. В пределах первой фазы получает ряд выгод население общей численностью 4,6 млн человек, живущее в Алеппо, Дамаске и их пригородах. Это благоприятно отразится на всех видах потребителей — общественных, коммерческих и индустриальных.

Эксперты уже отмечают первые результаты действия этой широкомасштабной программы. Во-первых, немцы предложили и внедрили новую тарифную систему водопользования, включающую поставку питьевой воды и удаления сточных вод. Во-вторых, идет модернизация процессов управления в пределах региональных предприятий. В-третьих, в качестве эксперимента создана необходимая компьютерная база данных для территориального планирования, которая является основой для актуальных решений. В-четвертых, по немецким методикам обучен специальный персонал, который начал комплектование сирийских водохозяйственных структур.

Таким образом, осуществлены первые необходимые шаги для того, чтобы обеспечить широкий доступ всех групп сирийских пользователей к качественной воде и к услугам по удалению сточных вод. В сообщении GTZ на эту тему говорится о том, что меры, запланированные в пределах этого контекста, способствуют решению не только экономических, но и социальных проблем. В их числе — экономическое развитие Сирии, ее борьба с бедностью, за равенство полов, вклад в защиту окружающей среды и экологическую стабильность водных ресурсов страны.

Картина, которая предстала взору водохозяйственных экспертов Германии в Йемене, определенным образом отражала как схожесть проблем с сирийскими, так и их неповторимость.

Неповторимость состоит в том, что население Йемена страдает от нехватки воды много лет. Это объясняется, во-первых, тем, что 90% водных ресурсов направлено на нужды ирригации, во-вторых, тем, что имеющиеся в сельской местности водные бассейны из-за нещадной эксплуатации в течение двух последних десятилетий и при отсутствии компенсационных технологий отличаются чрезвычайной загрязненностью. В-третьих, около 40% городского населения Йемена не имеет возможности пользоваться централизованными системами водоснабжения, а у двух третей городского населения нет доступа к услугам очистки. В-четвертых, нарастающая напряженность в этом вопросе обусловлена и высокими темпами прироста городского населения, достигающими среднегодовой отметки в 3,5%.

Положение, усугубляемое, кроме перечисленных факторов, межплеменными распрями за источники воды, заслуживает оценки «гуманитарная катастрофа», причем как в городах Йемена, так и в сельской местности.

Понимая состояние йеменского общества, GTZ осуществляет сотрудничество, учитывая круг оговоренных задач в документах, которые определяют национальную водную стратегию Йемена и инвестиционную программу в данной сфере (NWSSIP). NWSSIP были разработаны Йеменом совместно с экспертами Германии и других стран-доноров в 2004 году и, по оценкам мировых экспертов, являются самым продвинутыми в арабском мире.

Водохозяйственное направление в немецко-йеменском финансовом и техническом сотрудничестве следует рассматривать в контексте особого статуса Йемена, который, как известно, партнер немецкого приоритетного сотрудничества и экспериментальная страна в так называемой Программе действий, принятой федеральным правительством по отношению к ряду государств с целью уменьшения в них вдвое уровня бедности к 2015 году.

В числе немецких организаций, кроме GTZ, немецкий Банк развития KfW. Причем GTZ и KfW действуют от имени BMZ более 35 лет.

В данный момент они концентрируют работу в секторе на вопросах, связанных как с конкретными потребностями (доставка питьевой воды в городских условиях и удаление сточных вод), так и на вопросах организационного характера (внедрение интегрированного управления водными ресурсами).

Направление, взятое ими в качестве основы, — способствовать децентрализации и коммерциализации городского водоснабжения. Это позволяет улучшить водное сервисное управление и предоставление услуг населению. Специалисты GTZ и KfW проводят консультации и семинары с участием чиновников министерств, связанных с водохозяйственными вопросами, представителями властных структур на местах, финансируют восстановление и усовершенствование объектов водного хозяйства.

KfW финансирует сооружение соответствующей инфраструктуры — строительство колодцев, насосных станций, сетей канализации и очистных установок. Введенные в действие за последние десять лет водохозяйственные сооружения позволили существенно изменить качество жизни около 1,2 млн человек, которые получили доступ к сетям надежной поставки и очистки воды.

Мы уже отмечали наличие в Йемене притязаний со стороны племенных структур, которые определенным образом осложняют водопользование. В этой связи выражение «справедливое распределение воды» имеет в стране главенствующее значение. Немецкие эксперты расшифровывают его по-своему — грамотное, технически и финансово обоснованное водопользование. С этой целью они предпринимают ключевые действия. Среди них — оценка водных ресурсов, включая геоэкологическую информацию, настройка мониторинга и развитие водохозяйственного управления.

На этих условиях возможны гарантии справедливого распределения водных ресурсов как по отношению к сельскому хозяйству, так и по отношению к городским поселениям, торговле и промышленности.

По-прежнему остается нерешенной важнейшая проблема — усовершенствование использования грунтовых вод. Чтобы снизить ее остроту, уравнять в правах богатого фермера, которому по средствам вырыть глубокий колодец, добиваясь лучшего орошения, и фермера, который едва зарабатывает на жизнь из-за недостаточных доступных ресурсов, GTZ поддерживает на местах водные комитеты. Представители комитетов ведут переговоры о равноправном распределении воды соответственно площадям, потребностям в воде соответствующих культур и групп животных. Организационно-техническая и финансовая помощь комитетам со стороны GTZ обеспечивает жизнеспособные, предусмотрительные решения для политического, экономического, экологического и социального развития в йеменских реалиях.

Свои особенности как в сфере сотрудничества с немецкими экспертами, так и в плане традиций и реалий водопользования имеются и в других странах арабского мира. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах правительственными решениями от 25.08.2008 предусмотрено 20-процентное увеличение ассигнований на водные проекты, а именно с 11,62 млрд долларов в 2007 году до 14 млрд долларов в 2008 году. Число проектов, которых в настоящее время насчитывается 39, увеличивается до 55 и, как утверждают немецкие эксперты, будет увеличиваться и впредь, что обусловлено непрерывным увеличением населения и сохраняющейся деловой активностью в стране.

Согласно данным, полученным от специалистов отдела информации в сфере проектов ProLeads, половина из указанных 14 млрд долларов направлена в сектор по переработке сточных вод, в то время как добыча воды и ее транспортировка к потребителю составляют соответственно 36 и 13%. При этом Агентство по воде и электричеству в Абу-Даби (Adwea) выделяет 1,3 млрд долларов на развитие пяти действующих опреснительных установок в Umm Al Nar, Taweelah, Al Marfa, Al Shuweihat и Al Fujairah. По прогнозам, сделанным Adwea, в ближайшие пять лет потребности в воде вырастут на 43%. Согласно пятилетней стратегии Adwea, к 2013 году агентство увеличит производство воды с сегодняшних 626 млн галлонов в день, которые дают установки, до 969 млн.

Эксперты GTZ объясняют возрастающие потребности рядом обстоятельств. В их числе — изменения в законах о земельной собственности (2005), рост доходов от добычи нефти, строительный бум, связанный с мегапроектами в городах ОАЭ. Наряду с использованием ограниченных водных источников — обычных ресурсов (поверхностные и грунтовые воды), они отмечают наличие альтернативных водных источников — очищенных сточных вод и технологий по опреснению воды, которые реализуются с 1960-х годов.

Поскольку мы коснулись темы опреснительных установок, отметим, что безусловное лидерство в этом вопросе принадлежит Саудовской Аравии. Она самый мощный производитель опресненной воды в мире. На ее долю приходится около 30% глобального производства подобного рода. Опресненная в стране вода на 70% покрывает потребности жителей. Расходы на ее производство высоки, однако ожидается их повышение — например, к 2020 году объем водопотребления увеличится вдвое. В связи с этим уже в ближайшие годы на развитие сети опреснительных установок королевство выделило 53 млрд долларов.

Оценивая положение на Ближнем Востоке в целом, немецкие эксперты приходят к выводу о том, что положение дел в регионе, который территориально представляет собой пустыню (ее площадь занимает 85%), пока не настраивает на оптимистические прогнозы. Неумелое водопользование и неэффективное управление водными ресурсами в большинстве стран региона ведут к катастрофическим последствиям. Среди них то, что пригодными к 2050 году будут лишь 50% воды.

Наряду со специалистами Всемирного банка, эксперты ФРГ предупреждают о серьезных социально-экономических последствиях, возникших в том случае, если страны арабского мира не прибегнут к оптимальным методам управления и без того ограниченными водными ресурсами.

Для того чтобы избежать драматического развития событий, эксперты GTZ совместно с соответствующими национальными и локальными органами власти предпринимают эффективные и продуманные мероприятия по снижению рисков подобного рода. Они могут существенно уменьшиться и в результате перестройки мышления. Кризисное состояние в секторе требует, чтобы правительства ряда стран, в том числе и арабского мира, прекратили рассматривать очистку сточных вод как «грязную работу», по выражению большинства представителей властных структур, и отнеслись к ней как к важной социально-политической проблеме.

52.84MB | MySQL:103 | 0,540sec