Трансформация Армии обороны Израиля и её оперативные последствия. Часть 4

Специальные силы

Автор исследования делит специальные силы ЦАХАЛа на четыре группы:

  1. Элитные части: разведывательное подразделение Генерального штаба «Сайерет Маткаль» (Sayeret Matkal), подразделение спецназа ВМС «Шайетет 13» (Shayetet 13), спецназ ВВС «Шалдаг» (Shaldag) и инженерное подразделение специальных операций «Яхалом» (Yahalom).
  2. Отряды спецназа: «Эгоз» (Egoz), «Маглан» (Maglan) и «Дувдеван» (Duvdevan).
  3. Разведывательные подразделения сухопутных войск: парашютно-десантный разведывательный батальон, разведывательные батальоны «Голани» (Golani), «Гивати» (Givati), «Нахаль» (Nahal), а также 401-й и 7-й разведывательные батальоны.
  4. Специализированные подразделения: подразделение «669» по воздушному поиску и спасению, подразделение кинологов «Окетц» (Oketz), разведывательное подразделение «504» (вероятно, агентурной разведки) и подразделение «Моран» (Moran) по наведению высокоточных ракет.

Вместе с тем отмечается, что, несмотря на обилие специальных подразделений в ЦАХАЛе, только в двух случаях они внесли значительный вклад в исход войны. Первый – во время Суэцкого кризиса 1956 года, когда израильские десантники были переброшены в тыл противника к перевалу Митла на Синайском полуострове. Второй случай произошел во время Шестидневной войны 1967 года, когда десантников снова выбросили в тылу врага, в Абу-Агейла, также на Синайском полуострове. В большинстве же случаев специальные части либо получали небольшие и незначительные, но сложные задачи, либо прикомандировывались к оперативной бригаде и действовали под ее командованием.

Своего апогея способность частей специального назначения (СпН) ЦАХАЛ внести решающий вклад в крупномасштабную военную кампанию достигла только после более 20 лет конфликтов низкой интенсивности в Южном Ливане, на Западном берегу и в секторе Газа. Упомянутая выше Комиссия Винограда пришла к выводу, что военное командование не эффективно использовало свои части СпН. Согласно отчету комиссии, спецназ был рассредоточен по группировке израильских сил и подчинялся различным командованиям: «децентрализованное командование спецназом подорвало его способность составлять значительную силу… [что объясняет их] ограниченный вклад в более широкое стратегическое дело». Комиссия пришла к выводу, что некоторые подразделения СпН ЦАХАЛа создавались для решения конкретных оперативных задач, многие из которых больше не существуют. «Гордость и товарищество помешали этим формированиям сместить фокус или наладить взаимодействие, которое могло бы иметь отношение к крупномасштабным конфликтам».

В 2011 году, по опыту Ливанской войны 2006 года, ЦАХАЛ учредил «Корпус глубины» (Depth Corps). Ядром нового командования стала бригада СпН, объединившая отряды коммандос «Эгоз», «Маглан» и «Дувдеван» под единым централизованным управлением. В результате, подчеркивает источник, новая бригада СпН превратилась «в самое смертоносное и синхронизированное формирование в ЦАХАЛе и наиболее значимую силу для борьбы с ХАМАСом и «Хизбаллой».

Структурные и доктринальные изменения претерпели и разведывательные подразделения сухопутных войск. Изначально каждый из разведывательных батальонов ЦАХАЛа состоял из трех рот: противотанковой, диверсионно-саперной и разведывательной. После внедрения многолетнего плана GMYP задачи и учебные программы этих рот изменились. Наиболее значимыми преобразованиями стал акцент на ведении подземной войны и замена противотанковых, диверсионных и саперных рот на три идентичные разведывательные роты в каждом из разведывательных батальонов.

Элитные части оставались отделенными от новых боевых групп даже после реорганизации других подразделений СпН. В то время как GMYP сократил численность обычных боевых сил ЦАХАЛа, элитные части подверглись укрупнению, получили еще больше учебных ресурсов, а их планы боевой подготовки претерпели изменения. До перехода на новый уровень продолжительность службы военнослужащих-мужчин в элитных подразделениях, как и у других призывников, составляла 3 года. Затем требовалось пройти дополнительные 16-20 месяцев обучения перед еще одним трехлетним периодом службы в элитной части. За этот период обучения военнослужащие, отобранные, как потенциальные командиры, продолжали подготовку в офицерском кадетском училище, а остальной личный состав элитных подразделений продолжали свою службу в ранге унтер-офицеров.

После внедрения GMYP в элитных частях ввели новый порядок прохождения службы. Теперь все отобранные для элитных подразделений военнослужащие должны приниматься в офицерское кадетское училище и прослужить 7 лет подряд. Ожидается, что такой подход резко увеличит размер элитных частей и будет способствовать восприятию их личного состава, как профессионалов, а не призывников.

 

Разведывательное управление

 

В своей работе автор указывает, что Разведывательное управление Генерального штаба (РУ ГШ) ЦАХАЛа разделено на четыре основных подразделения. Управление сигнальной (радиотехнической) разведки (signals-intelligence, SIGINT) отвечает за перехват сообщений и электронных сигналов. Управление визуальной разведки (visual-intelligence, VISINT) занимается картографированием территории противника и расшифровкой изображений, поступающих со спутников и других визуальных ресурсов. Управление агентурной разведки (human-intelligence, HUMINT) отвечает за получение информации специально подготовленным персоналом и проведение им тайных операций. Аналитическое управление обеспечивает предоставление упреждающих данных о намерениях противника и угрозах возможных враждебных акций.

В прошлом к традиционным военным целям относились военные базы, сосредоточения войск, оборонительные формирования, плотины, электростанции, мосты и другие элементы постоянной инфраструктуры. Эти цели не требовали точного наведения средств поражения, поскольку преимущественно являлись крупными и статичными объектами и находились вдали от гражданского населения. Процесс ведения разведки – исследование, сбор, обработка, анализ и распространение готовой продукции – мог занимать месяцы или годы.

Со временем, с уменьшением вероятности ведения войны с армиями сопредельных государств и ростом угрозы со стороны негосударственных противников – фокус военной разведки ЦАХАЛ сместился. Сегодня вместо того, чтобы определять возможности и намерения стран, военная разведка сосредоточена на мониторинге распространения военизированных сил негосударственных противников, обнаружении неминуемых угроз и предупреждении о них, а также на разработке методов быстрого получения и доставки разведданных. Это смещение акцента заставило руководство РУ ГШ провести доктринальные и структурные изменения, а также внедрить новые компетенции для поддержания своей эффективности.

Управление SIGINT, известное как подразделение «8200», за последние годы пережило значительный рост. В его структуре появилось киберподразделение, специализирующееся на взломе и саботаже электронных систем, и подразделение «Хацав» (Hatsav), которое собирает информацию с платформ социальных сетей. Самым значимым дополнением в управление SIGINT эксперты называет формирование оперативного батальона SIGINT, аналитики которого предоставляют боевым силам максимально актуальную информацию в ходе операций. На практике это означает, что аналитики оперативного батальона SIGINT временно прикрепляются к штабу полевого подразделения и обрабатывают информацию из отчетов, поступающих в реальном времени с поля боя и из других источников: БПЛА, прослушки и других средств разведки. Свои оценки они передают непосредственно оперативным силам на местах с целью предупредить их о неминуемых угрозах и поддержать в условиях неопределенности боя.

Управление VISINT, известное как подразделение «9900», также значительно выросло. В 1990-е годы оно начало расширять свои средства сбора разведывательных сведений, включив в них системы наблюдения за людьми и статические камеры, а также транспортные средства, суда, самолеты и, что наиболее важно, спутники. В 1988 году Израиль стал восьмой страной в мире, самостоятельно запустившей в космос разведывательный спутник. В последующий период Израиль успешно запустил на орбиту еще 10 спутников. Последний из них, спутник оптико-электронной разведки «Офек-16» (Ofek-16), был выведен на орбиту в 2020 году.

Для повышения собственной эффективности в противостоянии негосударственных противников и обретения нестандартных возможностей РУ ГШ ЦАХАЛа также внесло межорганизационные изменения. Так, в прошлом внутренние группы в рамках аналитических подразделений SIGINT, VISINT и HUMINT были организованы по географическим регионам и определенным этапам разведывательного процесса. Теперь, соответствующие секции не ограничивались работой по конкретным географическим областям, а впервые сосредотачиваются на организационных или идеологических объектах разведки, таких как «Исламский джихад» и Исламское государство» (обе организации запрещены в РФ). Остальные отделы работают по типам угроз, например: оружие массового поражения или конфликт низкой интенсивности. Наконец, некоторые подразделения закреплены за разными сферами разведки: разведка национального уровня для премьер-министра, стратегическая разведка для начальника ГШ, оперативная разведка для высшего командования и тактическая разведка для боевых сил.

Переход от географической парадигмы к компетенциям и организационной парадигме потребовал дополнительных реформ военной разведки. После «арабской весны» РУ ГШ ЦАХАЛа признало свою неспособность предвидеть серьезность восстаний и возникшую в результате региональную нестабильность. В результате на тот момент генерал-майор Авив Кохави, занимавший должность начальника РУ ГШ, создал региональный отдел аналитическом департаменте РУ. Его задачами стали исследования и мониторинг экономических, социальных и политических событий, в первую очередь на Ближнем Востоке, а также выявление потенциальных геополитических сдвигов, имеющих стратегическое значение для Израиля.

Генерал А.Кохави также ввел в действие новый подход, заключающийся в создании специальных многопрофильных групп, подкомитетов и временного штаба для реагирования на угрозы, зависящие от времени. Наконец, РУ ГШ сформировало новый целевой отдел (Target Section), ответственный за создание базы данных целей с использованием алгоритмов глубокого обучения и обработки больших объемов данных. Сообщается, что алгоритмы, применяемые отделом, способны сканировать миллиарды источников данных (изображения, видео, аудио и электронные сигналы) для выявления потенциальных целей. После начальной сортировки алгоритмами аналитики исследуют  предложенные цели и подтверждают правильность выбора, что, в свою очередь, улучшает производительность самих алгоритмов.

62.88MB | MySQL:102 | 0,511sec