Об изменении политики России на палестинском направлении

По сообщениям руководителя внешнеполитического ведомства Палестинской национальной администрации Р.аль-Малики, сделанным в субботу, глава ПНА М.Аббас готовится прибыть в Москву с официальным визитом 23 ноября для проведения переговоров с президентом России В.Путиным. В начале недели в Москве министр иностранных дел РФ С.Лавров встретился с другим представителем палестинской стороны, одним из основных противников действующего лидера М.Дахланом. Динамика контактов с представителями палестинской стороны свидетельствует об активизации Кремля на палестинском направлении. При этом вступление России в диалог не только с М.Аббасом, но и его политическими противниками может означать, что Москва начинает подготовку к будущему транзиту власти в ПНА. Расчет Кремля может быть таков, что поддержка на текущем этапе умеренного кандидата, способного выразить палестинские позиции в рамках мирного процесса с Израилем позволит избежать захвата власти радикалами по итогам силового противостояния, на которое ориентирован ХАМАС.

Основной темой беседы С.Лаврова с М.Дахланом стала работа над разрешением межпалестинских противоречий, которые оппозиция действующему лидеру готова вести без предварительных условий. На этом фоне проблематика, касающаяся конфликта с Израилем, хотя и была упомянута, но ушла на второй план. М.Аббас, как ожидается, наоборот, стремится сделать палестино-израильское противостояние главной темой переговоров с В.Путиным. По информации ряда арабских изданий, вопрос преодоления внутреннего раскола на палестинских территориях также может прозвучать в ходе дискуссии, однако, чего именно будет в данном случае добиваться глава ПНА, пока не ясно. Во всяком случае, никаких намеков на это представители палестинской администрации пока не делают, а потому не исключено, что оговорка о национальном единстве сделана ввиду того, что Москва неоднократно становилась площадкой для выражения позиций враждующих фракций, а также вполне может задать вопросы об отложенных на неопределенный срок выборах.

Объединяет лидеров противостоящих друг другу палестинских лагерей в формулировании повестки дня для переговоров с Россией лишь то, что оба они подчеркивают важность перезапуска «квартета» международных посредников. При этом М.Дахлан параллельно говорит о необходимости усиления координации с региональными игроками. По сути, если верить сообщениям на сайте М.Дахлана Fatah Voice, арабские страны должны создать базу для перезапуска переговорного процесса, который, в свою очередь, уже будет проводиться под патронажем четверки в лице России, США, ООН и ЕС[i]. Фактически это тот же подход, что предлагал Д.Трамп  с той лишь разницей, что роль основного внешнего посредника переходит от США к «квартету». Кроме того, данный факт особенно примечателен, принимая во внимание связи М.Дахлана с ОАЭ и то, что ему приписывают участие в разработке «соглашений Авраама», на основе которых началась нормализация отношений между Израилем и некоторыми умеренными режимами Большого Ближнего Востока.

М.Аббас, со своей стороны, пытается добиться активизации России в качестве главного посредника, который бы сменил в этом качестве США. Несмотря на то, что Д.Трамп, сделавший серию произраильских шагов, покинул свой пост, за прошедший с этого момента срок новая американская администрация во главе с Дж.Байденом не смогла обеспечить ПНА ожидавшегося от прихода к власти Демократической партии учета палестинских интересов. Позицию Рамаллы в отношении Вашингтона и его роли в палестино-израильских противоречиях охарактеризовал в недавнем интервью изданию Times of Israel постоянный представитель ПНА при ООН Р.Мансур. По его словам: «Мы пытаемся избежать конфронтации с администрацией США… мы проявляем терпение, поскольку видим, что они выполняют определенные обещания. Тем не менее, они очень медленно продвигаются на одних направлениях  и совсем не продвигаются в других… Вот почему нам нужен коллективный подход, который начинается с созыва “квартета” на уровне министров. Мы хотим, чтобы США были игроком, но они не могут быть единственным игроком»[ii]. При этом, как отмечают израильские журналисты, особенно важно, что данная точка зрения была высказана представителем ПНА, который имеет в настоящий момент возможность постоянного присутствия в США и, как следствие, более четкие представления о настроениях в Белом доме, в то время как сам М.Аббас отказался от личного визита на ежегодную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, поскольку в переговорах с Дж.Байденом ему было отказано.

В целом, палестинская сторона, как в лице ПНА, так и оппозиции под руководством М.Дахлана, видит в текущих условиях возможность добиться активизации России в ближневосточных делах. Связано это с тем, что в отличие от Вашингтона, Москва не боится нарушить шаткий баланс сил, позволивший сформировать израильское коалиционное правительство. Более того, с уходом с поста премьер-министра Б.Нетаньяху Кремль, судя по всему, связывает и определенные трансформации израильского подхода к конфликту. Как кажется, принимая во внимание последние заявления МИДа России относительно неприемлемости продолжения поселенческой активности Израиля, российская сторона не рассчитывает на Н.Беннета как наиболее подходящего переговорщика. А вот Я.Лапид вполне может считаться нужной фигурой. Впрочем, чтобы использовать «окно возможностей» после ротации глав израильского правительства России нужна соответствующая расстановка сил и на палестинской стороне.

Впрочем, переговоры официальных представителей России с одним из главных соперников М.Аббаса рискуют осложнить возобновление мирного процесса с Израилем, если транзит власти в ПНА не будет скорым. Ранее Москва занималась примирением ключевых враждующих фракций ХАМАСа и ФАТХа, контролирующих два палестинских центра – Газу и Рамаллу. Параллельно с этим обеспечивалась видимость инклюзивного политического процесса за счет подключения делегатов более мелких группировок. Диалог с М.Дахланом и его сторонниками способен означать в глазах М.Аббаса и его окружения то, что Россия в целом готова к смене лидера на Западном берегу и, как следствие, появлению нового главного выразителя палестинских интересов на международной арене. Это, в свою очередь, подрывает легитимность главы ПНА и, а значит, способно подтолкнуть его к тому, чтобы искать опору у других посредников. В подобных обстоятельствах, М.Аббас может попытаться сблизиться с ЕС, а также прибегнуть к попыткам расширения круга внешних посредников, к примеру, вновь предложив выступить в таком качестве Китаю.

[i] Inbari P. Tension in the Fatah Camp: Russia Received Mahmoud Abbas’ Greatest Foe, Mohammed Dahlan // Jerusalem Center for Public Affairs. 04.11.2021. URL: jcpa.org/tension-in-the-fatah-camp-russia-received-mahmoud-abbas-greatest-foe-mohammed-dahlan/

[ii] Magid J. Frustrated with US, but reluctant to fight, PA envoy looks elsewhere for help // The Times of Israel. 12.10.2021. URL: www.timesofisrael.com/frustrated-wit-us-but-reluctant-to-fight-pa-envoy-looks-elsewhere-for-help/

52.2MB | MySQL:103 | 0,545sec