Мнение израильских экспертов о последствиях принятия госбюджета на 2022 год

В ночь на 5 ноября, израильский парламент, после  трех дней дебатов  впервые за три с половиной года утвердил государственный бюджет на 2022 год. Ранее были утверждены госбюджет на 2021 год и Закон о регулировании народного хозяйства («Хок а-эсдерим»).

Госбюджет на 2022 год был одобрен 59 голосами «за». «Против» голосовали 56 депутатов. При этом процесс утверждения был прерван накануне вечером после того, как оппозиция провалила один из параграфов бюджета из-за ошибки в голосовании депутата от коалиции Эмили Муати. В связи с этим коалиции пришлось созывать заседание финансовой комиссии для повторного обсуждения этого параграфа (финансирование строительства новых классов), и только после повторного утверждения в комиссии возобновлять голосование во втором и третьем чтениях.

Государственный бюджет на 2022 год составит 572,9 млрд шекелей. Расходная часть бюджета нетто (за вычетом обслуживания госдолга и особых расходов на борьбу с коронавирусом) составит 401,1 млрд шекелей.

В последний раз израильский парламент принял госбюджет в марте 2018 года — на 2019 год. После этого, на фоне затяжного политического кризиса, принять полноценный государственный бюджет не представлялось возможным, а  правительство опиралось на бюджет предыдущего года.

 

Сейчас, утвердив государственный бюджет, правящая коалиция отвела от себя угрозу очередного роспуска Кнессета. При этом оппозицию и коалицию разделяют 2 мандата. На этом фоне одобрение документа Кнессетом стало большим ударом по оппозиции.

Еще до принятия госбюджета в израильской прессе велись активные обсуждения экономической политики нового израильского правительства. Так, например, за несколько дней до принятия главного финансового документа страны в редакционной статье экономического издания «Калькалист» авторы довольно одобрительно и с оптимизмом анализируют дальнейшие перспективы экономики страны.

В материале отмечается, что ни одна из реформ нового правительства не идеальна. «Экзаменом станет реализация. Вполне допустимо, что по ходу инициативы будут корректироваться, а масштабы – сужаться!».

Но авторы здесь справедливо напоминают, что в последние три года страна вообще жила без бюджета. Предыдущие министры финансов бежали от реформ, как от огня. Кроме того, нынешнее правительство — без ультраортодоксов, которые в прошлом торпедировали ряд реформ из своих узких интересов.

«Парадоксальным образом именно самое узкое правительство, которое действовало в Израиле в последние годы, и самое неоднородное по своему составу проводит в жизнь важнейшие экономические реформы, которые буксовали многие годы. Вдруг началось серьезное обсуждение самых важных проблем. И это прекрасное чувство, чувство возвращения к нормальности. Меньше мелкой политики, больше глобального взгляда на экономику, на общество, на нашу жизнь. Хотя бы в этом плане новое правительство уже вписало свою страницу в историю», — отмечается в статье.

Автор другого экономического издания TheMarker Ротем Штаркман, также уверен, что принятие бюджета является для правительства важной вехой. «Этот шаг также придает дополнительную силу успеху связи между левыми, центристскими и правыми партиями и даже арабами», — пишет он.  Однако, автор отмечает, что успех экономической политики нового израильского правительства далеко не идеален.

По мнению автора самая важная задача Беннета, Лапида и Саара, которая также является самой сложной, состоит в том, чтобы подключить к правящей коалиции больше участников, больше партий, части Ликуда и\или ультраортодоксов. Потому что те, кто в настоящее время поддерживает это правительство, – это более или менее те же избиратели, которые были с ним, когда оно было сформировано. И не похоже, что это изменится.

«Если мы хотим, чтобы эта модель правительства просуществовала годами – и это имеет смысл, поскольку страна разделена, и ясно, что даже в будущем ни левое, ни правое правительство не смогут ее возглавить – мы должны установить новые союзы», — заключает автор. В противном случае, даже несмотря на принятие долгожданного госбюджета, судьба данного правительства все еще туманна.

Политический обозреватель издания «Маарив»  Бен Каспит считает, что одно из основных политических последствий принятия госбюджета является то, что теперь участь бывшего премьер-министра Биньямина  Нетаньяху не завидна. «То, что осталось от его знаменитого «блока», может рухнуть ему на голову. Человек, за которым в политическую пустыню шло немало глупых или загипнотизированных последователей, внезапно обнаруживает, что он там один».

Например  Юлий Эдельштейн уже несколько дней назад открыто заявил о несогласии с Нетаньяху и предупредил, что «пока он здесь, мы не будем у власти». Затем депутат Кнессета Исраэль Эйхлер («Еврейство Торы»), который всегда открыто поддерживал Нетаньяху, смотря прямо в камеру, сказал простые и ясные слова: «Мы четыре раза вверяли будущее мира Торы иллюзиям Нетаньяху, даже великий Черчилль уходил после поражения».

Экономический обозреватель этого же издания Иегуда Шарони задается вопросом как долго продлится жизнь «правительства перемен» после принятия государственного бюджета? Будет ли теперь каждая партия двигаться в собственном направлении до тех пор, пока коалиция не распадется.

«Опасность для коалиции исходит в основном с ее правого фланга. Левый фланг, в который входят Авода, МЕРЕЦ и в некоторой степени РAAM, получил возможность влиять на принятие решений, поэтому они не захотят распускать правительство. Весьма сомнительно, что такая возможность влиять когда-либо повторится», — пишет автор. По его мнению это фактор, который поможет коалиции выжить.
Однако, по мнению Шарони, правящая коалиция начнет трещать по швам через день после того, как Нетаньяху объявит о своем окончательном уходе из политики. Он считает, что основная опасность для целостности коалиции исходит от депутатов партий «Новая надежда» и «Ямина», которые больше всех страдают от присутствия в право-левой коалиции и покинут ее как только Нетаньяху уйдет с политической арены.

52.42MB | MySQL:103 | 0,515sec