Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2-8 февраля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Иране и зоне палестино-израильского конфликта. В Иране 3 февраля произведен первый успешный запуск искусственного спутника земли (ИСЗ) собственного производства. Египетские посредники провели в Каире отдельные переговоры с делегациями Израиля и палестинского движения ХАМАС по вопросу о достижении длительного перемирия в секторе Газа.

Запуск Ираном ИСЗ свидетельствует о его несомненных успехах в развитии космической и ракетной техники. Это событие вызвало опасение на Западе и в Израиле, где считают, что космические запуски являются составной частью иранской программы создания баллистических ракет дальнего действия, способных нести ядерный заряд. Вместе с тем, следует отметить, запуск спутника с помощью специально созданной ракеты вовсе не свидетельствует о способности Ирана серийно производить баллистические ракеты с повышенной дальностью пуска. Для этого, по всей вероятности, иранцы пока еще не располагают необходимой промышленной базой, для создания которой им потребуются многие годы. К тому же действующие международные санкции в отношении ИРИ и их возможное ужесточение ограничивают иранские возможности по развитию ракетостроения.

На прошедшей неделе страны, входящие в «шестерку» переговорщиков с Ираном (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) призвали Тегеран к полномасштабному сотрудничеству в урегулировании вопросов, связанных с иранской ядерной программой, а также приветствовали намерение президента США Б. Обамы вступить в прямые переговоры с ИРИ.

Иранская тема была одной из главных на международной конференции по безопасности в Мюнхене. Вице-президент США Дж. Байден в своем выступлении подтвердил готовность вашингтонской администрации начать переговоры с Ираном, заявив при этом: «Мы предлагаем: продолжайте прежний курс, который ведет к изоляции и давлению, или сверните ядерную программу и помощь терроризму – тогда ситуация изменится». Президент Франции Н. Саркози предложил усилить международные санкции в отношении ИРИ, считая такой вариант единственным возможным решением иранской ядерной проблемы. По мнению канцлера Германии А. Меркель, в случае, если Тегеран продолжит реализацию своей ядерной программы, то Иран должен быть подвергнут более жестким санкциям.

Спикер иранского парламента А. Лариджани на встрече с верховным представителем Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Соланой заявил о готовности Тегерана рассмотреть новые и конструктивные инициативы международного сообщества по урегулированию проблемы ядерной программы ИРИ, т. к. «нет смысла возвращаться к старым предложениям», которые, как известно, предусматривают приостановку Ираном работ по обогащению урана. В этой связи представитель МИД ИРИ заявил, что Тегеран не намерен приостанавливать свою ядерную деятельность, а в мире должны «принять действительность, которая заключается в том, что Иран – ядерная держава».

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается сложной. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа продолжали, хотя и не с очень высокой интенсивностью, ракетные обстрелы приграничных районов Израиля. В ответ израильские ВВС нанесли несколько ударов по объектам ХАМАСа в секторе Газа и по туннелям на границе анклава с Египтом. Сообщается, что египетские пограничники уничтожили 13 туннелей на границе с Газой.

В то же время в Каире египетские представители провели раздельные переговоры с делегациями Израиля и движения ХАМАС с целью выработки договоренности о долгосрочном перемирии в секторе Газа. Ситуация на палестинских территориях, вопросы палестино-израильского урегулирования и примирения между различными палестинскими группировками обсуждались 3 февраля в Каире на встрече президента АРЕ Х. Мубарака, саудовского короля Абдаллы и главы Палестинской национальной администрации М. Аббаса, а также на совещании в ОАЭ министров иностранных дел восьми «умеренных» арабских стран (Бахрейна, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, ОАЭ, Саудовской Аравии, Туниса) и ПНА.

Острые разногласия сохраняются между палестинскими движениями ХАМАС и ФАТХ. Лидер ФАТХа М. Аббас считает «совершенно неприемлемым» призывы руководства ХАМАСа отстранить ООП от руководства палестинским освободительным движением. В то же время Аббас признает исламистов «неотъемлемой частью палестинского народа» и изъявляет готовность к диалогу с ХАМАСом с целью достижения межпалестинского согласия и проведения выборов в высшие палестинские органы власти. Правительство ПНА объявило о выделении 50 млн долларов на программу восстановления сектора Газа после израильской военной операции.

Со своей стороны, руководители ХАМАСа заявляют, что «не собираются упрашивать Аббаса восстановить любой ценой межпалестинское единство» и подтверждают свой отказ признавать ООП в качестве верховной палестинской инстанции.

Глава ПНА М. Аббас призвал страны Евросоюза направить миротворческие силы в зону палестино-израильского конфликта, а также оказать содействие в организации президентских и парламентских выборов на палестинских территориях.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт распорядился доставить в сектор Газа 175 млн шекелей наличными (ок. 43 млн долларов) для выплаты зарплаты государственным служащим.

Международное агентство по оказанию помощи палестинским беженцам при ООН обвинило полицию ХАМАСа в конфискации гуманитарных грузов, предназначенных для населения сектора Газа, и заявило о приостановке поставок помощи в анклав. Руководители исламистов были вынуждены извиниться за эти действия, объяснив их «ошибкой» и заявили, что грузы будут возвращены агентству.

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила, что новая американская администрация не намерена начинать взаимодействовать с ХАМАСом, пока эта организация не откажется от применения насилия в отношении Израиля.

В Ираке на минувшей неделе были опубликованы предварительные итоги выборов в советы провинций, которые прошли 31 января. После подсчета 90 процентов бюллетеней в большинстве шиитских провинций и Багдаде лидирует коалиция «Государство и закон», возглавляемая премьер-министром страны Н. аль-Малики. Наибольшего успеха сторонники главы правительства добились в Багдаде (38 проц голосов) и крупнейшем городе иракского юга – Басре (37 проц). Вместе с тем, коалиции не удалось получить абсолютного большинства ни в одной из провинций. Поэтому сторонники аль-Малики намерены блокироваться с другими партиями. Убедительной победы в северной провинции Найнава (г. Мосул) добились арабы-сунниты, завоевавшие 48,4 проц голосов, что позволяет им самостоятельно формировать местные органы власти. За их главных соперников – курдские партии проголосовали 25,5 проц избирателей. Не добилось значительных успехов в Басре крупнейшее политическое объединение шиитов – Высший исламский совет Ирака, занявший второе место и получивший всего лишь 11,6 проц голосов. Сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра, хотя и разделили с арабами-суннитами второе место в Багдаде, но за них проголосовали лишь 9 проц избирателей. Руководство радикальных исламистов уже заявило о намерении опротестовать итоги выборов в Багдаде и провинциях.

Наряженная обстановка сохраняется на северо-западе Пакистана в районах, прилегающих к границе с Афганистаном. Боевики, поддерживающие афганских талибов, на минувшей неделе дважды взрывали мосты на дорогах, по которым осуществляется снабжение войск западной коалиции в Афганистане. Крупный теракт совершен в г. Дера Гази Хан, где террорист-смертник подорвал себя в толпе шиитов – погибли 33 и получили ранения свыше 40 человек. Пакистанская армия начинает очередную операцию в северной долине Сват, большая часть которой в настоящее время контролируется исламистскими боевиками. К участию в операции привлекается крупная группировка войск – до 20 тыс. человек, действия которых будет поддерживать авиация, в т. ч. боевые вертолеты. Президент Пакистана А. А. Зардари заявил, что правительство не может более терпеть положение, когда боевики фактически заменили собой в регионе легитимные органы власти.

В докладе «Состояние дел в обеспечении безопасности и стабильности в Афганистане», подготовленном Пентагоном для новой американской администрации, говорится, что деятельность мятежников в этой стране «продолжает набирать обороты», а коалиционные войска испытывают недостаток в живой силе и других ресурсах, необходимых для контроля ситуации на афганском юге. В Пентагоне также называют правительство Афганистана «одним из самых слабых в мире», страдающим от коррупции и нехватки образованных кадров. Американские военные считают, что «Афганистану лучшее управление необходимо даже больше, чем дополнительные войска США для борьбы с повстанцами». По мнению составителей доклада, американские войска в Афганистане должны прилагать больше усилий для решения конкретных военных задач по противодействию талибам, террористам и экстремистам, а также выявлению и уничтожению опорных баз противника на территории Пакистана.

Генеральный секретарь НАТО Я. Де Хооп Схеффер 7 февраля в очередной раз призвал европейские страны отправить в Афганистан дополнительные военные контингенты, подчеркнув, что «такие страны как Германия и Франция могут разделить тяготы задач». Италия планирует дополнительно направить в Афганистан 800 военнослужащих. В настоящее время в этой стране находятся около 2000 итальянских солдат и офицеров.

Министр обороны Афганистана Р. Вардак заявил, что, за последнее время в стране резко увеличилось число иностранных наемников, воюющих на стороне антиправительственных вооруженных группировок. Вардак считает, что многие из них перебрались в Афганистан из Ирака.

Президент Афганистана Х. Карзай 8 февраля вновь призвал сторонников движения «Талибан» к примирению, а мировое сообщество попросил о содействии Кабулу в этом деле. Карзай считает, что только таким путем можно наладить ситуацию в Афганистане.

В очень сложной обстановке приходится действовать новому президенту Сомали Ш. Ахмеду. После его прибытия 7 февраля в столицу страны Могадишо президентский дворец был обстрелян мятежниками. Войну главе государства объявили четыре оппозиционные радикальные исламистские группировки. Новое объединение, получившее название «Хизб аль-ислам» («Партия ислама») и базирующееся на территории Эритреи, заявило, что «продолжит священную войну до установления в Сомали власти, опирающейся на исламские законы», а Ш. Ахмед «отошел от ислама». Не признали нового президента и самопровозглашенные государственные образования Сомалиленд и Пунтленд.

12-й саммит Африканского союза, состоявшийся в Аддис-Абебе, избрал новым председателем этой организации сроком на один год ливийского лидера М. Каддафи. Каддафи известен как наиболее рьяный сторонник создания Соединенных Штатов Африки, однако эта идея не находит пока поддержки у большинства государств континента.

Саммит Африканского союза высказался в поддержку президента Судана О. аль-Башира и его защиту от преследований Международного уголовного суда. Участники саммита высказались за перенос рассмотрения обвинений против аль-Башира на год, т. к. сейчас это может поставить под угрозу мирный процесс в Судане.

После боев, длившихся три недели, правительственные войска 4 февраля отбили у повстанцев из Движения за справедливость и равенство (ДСР) г. Мухаджирийя в Дарфуре. Между тем 9 февраля в столице Катара Дохе намечена встреча делегаций правительства Судана и ДСР по вопросу заключения соглашения о мирном урегулировании в Дарфуре.

Приложение

О египетско-иранских отношениях

Отношения между Египтом и Ираном на протяжении последних 30 лет носят сложный, порой критический и даже открыто враждебный характер. После победы в Иране в 1979 г. исламской революции новый тегеранский режим резко негативно отнесся к египетско-израильскому мирному процессу, что вскоре привело к разрыву дипломатических отношений между двумя государствами, которые до настоящего времени полностью не восстановлены. Египет остается единственной арабской страной, не имеющей полноценные дипломатических отношений с Ираном: в Каире и Тегеране действуют лишь Центры интересов. В связи с подписанием мирного договора между Египтом и Израилем иранская пропаганда на протяжении многих лет однозначно квалифицировала Египет не иначе как «предателем интересов арабской нации». В свою очередь, в Каире отрицательно восприняли иранскую исламскую революцию, а взгляды ее руководства объявили «фанатичным исламом».

Острые, принципиальные разногласия в подходах к арабо-израильскому урегулированию сохраняются между двумя странам и в наши дни, что особенно отчетливо проявилось во время войны между Израилем и ливанской «Хизбаллой» летом 2006 г. и последней израильской военной операции против сил ХАМАСа в секторе Газа. Так, Египет является приверженцем политического урегулирования конфликта с Израилем, не заинтересован в не нужных, по мнению Каира, обострениях отношений между арабами и израильтянами, а тем более в вооруженных конфликтах между ними, которые дестабилизируют обстановку в регионе. Кроме того, АРЕ является лидером умеренных, прозападно ориентированных арабских стран. Иран же официально отрицает право Государства Израиль на существование, продолжает считать необходимым денонсацию Египтом мирного договора с Израилем, поддерживает арабские радикальные антиизраильские силы, тех же «Хизбаллу» и ХАМАС, негативно относится к возможному сирийско-израильскому урегулированию. Тегеран также всячески стремится использовать вооруженные конфликты между арабами и израильтянами в интересах усиления своего влияния в регионе, отвлечения внимания международного сообщества от иранской ядерной проблемы.

Вместе с тем, сложность египетско-иранских отношений определяется не только различием позиций двух стран по арабо-израильскому урегулированию. Как видится, в основе противоречий между АРЕ и ИРИ лежит общая разновекторность политики двух государств, их соперничество за лидерство в ближневосточном регионе и арабском мире.

Помимо политических аспектов на отношения между Египтом и Ираном сказываются конфессиональные противоречия, имеющие глубокие корни. Египтяне (в своем подавляющем большинстве – арабы-сунниты) считают шиизм, являющийся государственной религией в Иране, еретическим учением и «заговором против истинного ислама». Религиозные трения усугубляются традиционным, имеющим давние исторические корни соперничеством между арабами и персами в рамках исламской цивилизации.

Иран, открыто провозглашающий себя ведущей региональной, а, по словам М. Ахмадинежада, даже мировой державой, целенаправленно и активно стремится к упрочению политических, военно-стратегических, торгово-экономических и идеологических позиций не только в зоне Персидского залива, но и во всем регионе Ближнего Востока. Это вызывает серьезную обеспокоенность в Египте, который также претендует на роль ведущего регионального лидера, одного из главных ближневосточных игроков. В Каире считают ближневосточную политику ИРИ прямой угрозой египетским интересам, попыткой формирования ираноцентритской системы межгосударственных отношений, что создает условия не только для сохранения, но и усиления конфликтности в регионе.

Сохранение стабильности в зоне Персидского залива рассматривается Египтом в качестве важной составной части собственной безопасности. Египет обвиняет Иран в попытках навязать арабским странам зоны Залива свой гегемонизм, «представляющий угрозу безопасности для всех арабов», и «распространить свое влияние в регионе, используя шиитскую мусульманскую доктрину». В то же время в Каире признают особую роль Ирана в районе Персидского залива, но при этом подчеркивают, что «региональная безопасность не может быть прерогативой лишь тех стран, которые располагаются в том или ином регионе». Затрагивает Египет и иранская военная деятельность в зоне Залива, т. к. АРЕ позиционирует себя как союзник аравийских монархий, который готов оказать им помощь в случае внешней агрессии. Да и в целом поступательное наращивание Ираном своего военного потенциала беспокоит египетское руководство. Причем наиболее серьезные опасения вызывают в Каире ядерные амбиции Тегерана, возможность создания Ираном собственного ядерного оружия. Но при этом Египет не является сторонником силового решения иранской ядерной проблемы, выступает за ее «мирное переговорное решение, которое гарантировало бы Ирану его право на использование атомной энергии в мирных целях и одновременно не содействовало бы распространению атомного оружия в регионе». В Каире, как и в других арабских столицах, опасаются, что военная операция США или Израиля с целью ликвидации объектов иранской ядерной отрасли может серьезно дестабилизировать обстановку на Ближнем Востоке в целом и внутреннюю ситуацию в ряде арабских стран, не исключая Египет.

Что касается Ирана, то его руководители по-прежнему не признают наличие серьезных египетских интересов в зоне Персидского залива, что вызывает раздражение в Каире.

Египет выступает против иранского вмешательства в дела Ирака. В Каире считают, что Тегеран стремится «получить плацдармы» в этой стране, что может усилить общие позиции ИРИ в регионе, способствовать созданию т. н. «шиитского пояса»: Иран, Ирак, Сирия, Ливан. В этом же контексте египтяне выступают против усиления иранского влияния в Ливане и негативно относятся к «особым» отношениям между Ираном и Сирией. В то же время АРЕ и ИРИ едины в необходимости сохранения суверенитета и территориальной целостности Ирака.

Руководство АРЕ неоднократно обвиняло Иран в деятельности, связанной с поддержкой египетской исламистской оппозиции, причем как «умеренных» «Братьев-мусульман», так и экстремистов из «Исламского джихада». В Тегеране подобные обвинения категорически отвергают.

Египет и Иран, несмотря на существующие между ними напряженность и серьезные разногласия, неоднократно пытались улучшить двусторонние отношения, начать конструктивный диалог. Впервые это было сделано в конце 1990-х – начале 2000-х гг., когда президентом ИРИ был М. Хатами, представлявший умеренные силы иранской религиозно-политической элиты. В 2003 г. в Женеве состоялась встреча президентов АРЕ Х. Мубарака и Ирана М. Хатами. В 2004 г. создается египетско-иранский торговый совет, действует египетско-иранский банк развития.

Шаги по нормализации двусторонних отношений предпринимались и после того, как в 2005 г. президентом ИРИ стал представитель иранских радикалов М. Ахмадинежад. Летом 2007 г. министр иностранных дел АРЕ А. А. аль-Гейт направил письмо своему иранскому коллеге М. Моттаки, в котором выразил заинтересованность Каира в начале переговоров о возобновлении дипломатических отношений. В конце 2007 г. – начале 2008 г. Египет посетили высокопоставленные представители иранского руководства, обсудившие возможность нормализации отношений между двумя странами. По инициативе М. Ахмадинежада состоялся его телефонный разговор с Х. Мубараком. Однако летом 2008 г. египетско-иранские отношения вновь стали ухудшаться. Поводом для этого послужила демонстрация иранского документального фильма «Президент предатель» о египетском президенте А. Садате (1970-1981 гг.), что вызвало резкое осуждение в Каире. Ситуация значительно ухудшилась в декабре 2008 г., когда в Иране прошли антиегипетские демонстрации, а в местных СМИ развернулась кампания обвинений в адрес Египта за его сотрудничество с Израилем. Со своей стороны, президент АРЕ Х. Мубарак обвинил Иран в намерении «проглотить» соседние арабские государства. Тегеран резко негативно оценивает позицию Каира в связи с израильской военной операцией в секторе Газа (27.12.08 -18.01.09), обвиняя египетское руководство в смыкании с США и Израилем, «несправедливом» отношении к палестинцам, нежелании прекратить блокаду анклава.

В целом, учитывая глубокий и принципиальный характер имеющихся между Египтом и Ираном разногласий, острое соперничество Каира и Тегерана за лидерство в регионе вряд ли можно ожидать скорого улучшения отношений между двумя государствами. Вместе с тем, в случае избрания президентом ИРИ на выборах летом 2009 г. представителя менее радикальных политических сил, Иран и Египет вновь могут предпринять попытку нормализовать свои отношения.

52.38MB | MySQL:103 | 0,483sec