О ходе парламентских выборов в Сомали

На прошлой неделе в трёх из шести федеральных регионов Сомали начались выборы депутатов Народного Собрания страны (нижней палаты парламента). Пока выборы проходят лишь в 3 из намеченных 11 городов  – в Могадишо, Байдабо и Галькайо, где избираются депутаты от Сомалиленда, Юго-Западного региона и Гальмудуга, соответственно. К 30 ноября избрано не более трёх десятков из 275 депутатов Народного Собрания (НС), причём легитимность избрания некоторых депутатов остаётся под вопросом.

Дело в том, что очередной этап парламентских выборов проходит в условиях ожесточённой политической борьбы между сторонниками нынешнего президента Сомали Махамеда Абдуллахи Махамеда  (Фармаджо), объединёнными в партию «За мирную жизнь», и довольно пёстрой коалицией оппозиционных сомалийских группировок, среди которых наиболее активен Союз кандидатов на пост президента. Если итоги прошедших выборов в верхнюю палату парламента в общем устроили оппозицию, которая, по мнению ряда сомалийских аналитиков, смогла обеспечить себе большинство голосов в обновлённом Совете Федерации, то начало выборов в НС вызвало серьёзную обеспокоенность лидеров оппозиции. Поскольку выборы в Байдабо и Галькайо пошли явно не по их сценарию, и на этих выборах стали одерживать верх ставленники региональных руководителей, поддерживающих Фармаджо, проигравшие кандидаты от оппозиции сразу же стали заявлять в СМИ о грубых нарушениях порядка проведения выборов, а Союз кандидатов пригрозил премьер-министру Сомали Махамеду Хусейну Робле бойкотом выборов, если он не обеспечит их чистоту и прозрачность. Более того, некоторые представители оппозиции, такие как бывший директор Службы национальной безопасности и разведки Абдирахман Туръярэ и бывший спикер парламента профессор Джавари, которым региональные избирательные комиссии отказали в регистрации в качестве кандидатов в депутаты,  заявили о необходимости «всячески противостоять сфальсифицированным выборам во имя спасения страны». С этой целью, по словам Туръярэ, оппозиция способна вновь привести войска в Могадишо, как это уже было в апреле сего года, и сформировать некий временный национальный совет, который займется организацией и проведением честных выборов.

Под давлением оппозиции 29 ноября премьер-министр провёл экстренную видео-конференцию с главами федеральных регионов и портебовал от них максимально активизировать работу по проведению честных и прозрачных выборов в НС с тем, чтобы завершить их до 24 декабря 2021 г. В ответ главы Пунтленда, Джубаленда и Хиршабелле пообещали уже в ближайшие дни начать выборы депутатов НС.

Однако, как нам представляется, вряд ли руководству Сомали удастся завершить парламентские выборы в означенный срок, и этот процесс, уже и так затянувшийся на год, может продлиться ещё несколько месяцев. И дело не только в организационных сложностях самогó избирательного процесса, предусматривающего формирование 275 комиссий из 101 выборщика для проведения голосования по каждой кандидатуре. Помимо этого практически в каждом федеральном регионе остаются не разрешёнными серьёзные политические и межклановые противоречия, которые существенно тормозят, а порой и блокируют, ход выборов.

Так, до сих пор не урегулированы конфликты между администрациями Джубаленда и пров. Гедо (племенами огаден и марехан) на юге Сомали, между властями Хиршабелле и  Хиран (племенами абгаль и хавадле) в центре страны, между руководством Гальмудуга и суфийской военно-политической группировки «Ахлу Сунна уаль-Джамаа», действующей в пров. Гальгудуд. Дополнительные трудности в организации выборов создаёт и не ослабевающая террористическая деятельность на юге Сомали экстремистской салафитской организации «Аш-Шабаб». Сложное положение усугубляется очередной сильной засухой в ряде юго-западных провинций страны, в связи с чем там объявлено чрезвычайное положение. С учётом всех этих негативных факторов премьер-министром и главами ФР рассматривается возможность переноса запланированных выборов из городов Гарбахаррей (Гедо), Беледвейнэ (Хиран) и Барауэ (Ниж. Шабелле) в Могадишо, хотя такое решение противоречило бы ранее достигнутым соглашениям о порядке проведения национальных выборов.

Непростая политическая ситуация накануне выборов в НС Сомали складывается и в Пунтленде, самом крупном и экономически развитом среди федеральных регионов (разумеется, не считая Сомалиленда). Нынешний руководитель Пунтленда Саид Абдуллахи Дэни, по всей видимости, намеревается выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Сомали и заинтересован в продвижении своих сторонников в новый парламент. Хотя сам Дэни об этом официально пока не заявлял, однако о таком его намерении 18 ноября сообщил его ближайший союзник – президент Джубаленда Ахмед Мадобэ. Возможно, именно этим обстоятельством объясняется смена Саидом Дэни всего руководящего состава полиции и сил безопасности Пунтленда накануне начала выборов в НС. Однако не всё здесь прошло гладко. Объявление о снятии с должности командующего силами безопасности Пунтленда (PSF) Махмуда Дияно, семейство которого якобы поддерживает контакты с администрацией Фармаджо, привело к открытому мятежу этих элитных подразделений, подготовленных и финансируемых США, и возникновению нового очага военно-политической напряжённости в городе Босасо, экономической столице Пунтленда. В настоящее время наблюдается противостояние подразделений PSF, которые оставили свои передовые базы в горах Альмискад и вернулись места постоянной дислокации в Босасо, и частей Сил обороны Пунтленда, переброшенных к городу из пров. Бари, Каркар и Мудуг. Хотя перерастание этой конфронтации в новый вооружённый конфликт маловероятно, тем не менее, последние по времени события в Босасо также негативно сказываются на ходе парламентских выборов в Сомали.

Что же касается действующего президента ФРС Фармаджо, то он, как бы уйдя в тень на политической сцене Сомали, тем не менее не оставил своего намерения продолжить борьбу за своё переизбрание на очередной срок. На его стороне, похоже, из сомалийских политиков остаются главы ЮЗР, Гальмудуга, Хиршабелле и пров. Бенадир, а из внешних игроков – Катар, Турция и Эфиопия. Хотя в последние месяцы публичная деятельность президента Фармаджо сводится в основном к исполнению им чисто представительских функций, однако он не преминул воспользоваться приглашением эмира Катара посетить эту страну с рабочим визитом. Как сообщает сомалийская пресса, 30 ноября эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани и президент ФРС Фармаджо провели переговоры по вопросам развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. Вполне вероятно, что и на этот раз, как и пять лет тому назад, Катар окажет финансовую поддержку президенту Фармаджо в его предвыборной борьбе. А поскольку избирательная система в Сомали остаётся далеко не прозрачной и традиционно подвержена коррупции, исход парламентских, а затем и президентских выборов во многом зависит от финансовых возможностей соперничающих сторон.

Пока же трудно спрогнозировать дальнейшее развитие политической ситуации в Сомали в силу одновременного воздействия на него множества разносторонних факторов, однако с достаточной степенью уверенности можно ожидать обострения борьбы за власть между основными политическими группировками и кланами. К ним на нынешнем этапе, на наш взгляд, относятся пропрезидентская прогрессивная партия «За мирную жизнь» (Nolol iyo Nabad), неформальный реакционный альянс политиков и бизнесменов племён хавие, представленный Союзом кандидатов на пост президента (Midowga Musharaxiinta) и связанный с исламистскими группировками «Дам-уль-Джадад» и «Алла Шейх», а также коалиция политиков и бизнесменов из племен каблалах/дарод во главе с Саидом Абдуллахи Дэни и Ахмедом Мадобэ, поддерживаемых ОАЭ и Кенией. От того, какая из этих группировок одержит верх, во многом и будет зависеть будущий внутри- и внешнеполитический курс Сомали.

62.84MB | MySQL:102 | 0,664sec